В последнее время все чаще органы государственной налоговой службы отказываются принимать налоговые декларации, мотивируя свои действия недостоверностью данных, указанных в такой декларации, а чаще всего - отсутствием по местонахождению налогоплательщика. Такие действия Государственной налоговой инспекции обычно являются противоправными и нарушают права и интересы налогоплательщика.

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

20 октября 2011 г. налоговая декларация ООО «А» по налогу на добавленную стоимость за отчетный период - сентябрь 2011 года (приложение № 2), - была подана в ГНИ.

20 октября 2011 г. ГНИ зарегистрировала налоговую декларацию ООО «А» по налогу на добавленную стоимость за отчетный период - сентябрь 2011 года (№ __).

24 октября 2011 ООО «А» получило Решение ГНИ от 21 октября 2011 № _ об отказе в принятии налоговой отчетности через недостоверность местонахождения (места жительства) налогоплательщика.

В подобных случаях необходимо обратить внимание на нормы законодательства, которые четко регулируют такие «взаимоотношения» с налоговиками.

1. Согласно пункту 49.8 статьи 49 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) принятие налоговой декларации является обязанностью органа государственной налоговой службы.

По пункту 49.9 статьи 49 НКУ при условии соблюдения налогоплательщиком требований этой статьи должностное лицо органа государственной налоговой службы, в котором находится на учете налогоплательщик, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения органом государственной налоговой службы. Отказ должностного лица органа государственной налоговой службы принять налоговую декларацию по любым причинам, не определенным статьей 49 НКУ, в том числе выдвижение любых неопределенных настоящей статьей условий такого принятия (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или отмену от "отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т.п.) запрещается.

ГНИ Решением от 21 октября 2011 № _ отказала в приеме налоговой отчетности, ошибочно объясняя это недостоверностью местонахождения налогоплательщика.

Почему ошибочно? Именно об этом и пойдет речь дальше!

Местонахождением юридического лица согласно статье 93 Гражданского кодекса Украины является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.

Согласно статье 1 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей» № 755-IV (далее - Закон № 755-IV) местонахождением юридического лица является адрес органа или лица, которые согласно учредительным документам юридического лица или закона выступают от ее имени. Соответственно, налоговым адресом юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (пункт 45.2 статьи 45 НКУ).

Исходя из определения понятия местонахождение, местонахождением ООО «А» на момент подачи налоговой декларации являлся адрес, по которому располагался офис компании, с которого производилась ежедневное управление ее деятельностью, находилось руководство и осуществлялись управление и учет.

Такие данные необходимо подкрепить соответствующими доказательствами. Прежде всего, это договор аренды. Кроме того, необходимо взять справку из ЕГР, где содержится перечень всех регистрационных действий. В такой справке должно быть указано именно то местонахождение, которое было указано в налоговой декларации. То есть местонахождение ООО «А», в нашем случае, на момент подачи налоговой декларации подтверждается договором № _ от 19 сентября 2011 года и справкой из ЕГР.

2. Также обязательно необходимо обращать внимание на подтверждении сведений о юридическом лице. Так, 3 ноября 2011 года в соответствии с требованиями части 11 статьи 19 Закона № 755-IV ООО «А» предоставил государственному регистратору для подтверждения сведений о юридическом лице регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице, о чем свидетельствует соответствующее описание документов, представленных государственному регистратору , а также запись в ЕГР (о чем свидетельствует справка из ЕГР). Таким образом, местонахождение ООО «А» подтверждено.

В случае непоступления в установленный частью 11 статьи 19 Закона № 755-IV срок регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице, государственный регистратор обязан направить почтовым отправлением в течение пяти рабочих дней с даты, установленной для представления регистрационной карточки, юридическому лицу уведомление о необходимости представления государственному регистратору указанной регистрационной карточки.

Если налогоплательщик подтверждал вышеуказанные сведения в соответствии с законом, то никакого уведомления государственный регистратор отправлять не будет; соответственно и ООО «А» уведомление о необходимости предоставления государственному регистратору указанной регистрационной карточки не получало.

Также согласно пункту 2 части 12 статьи 19 Закона № 755-IV в случае поступления государственному регистратору от органа государственной налоговой службы уведомления установленного образца об отсутствии юридического лица по его местонахождению государственный регистратор обязан направить почтовым отправлением в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанного сообщения юридическому лицу уведомление о необходимости предоставления государственному регистратору регистрационной карточки.

И опять такая же ситуация. Если налогоплательщик подтверждал свои сведения в установленном законом порядке и данные об этом содержатся в ЕГР (соответствующая запись в ЕГР о чем свидетельствует справка), то нет никакой необходимости в том, чтобы направлять налогоплательщику уведомление о подаче соответствующей регистрационной карточки. Итак, в нашем случае, уведомления от государственного регистратора в адрес ООО «А» не поступало.

Только в случае непредставления юридическим лицом (налогоплательщиком) в течение месяца с даты поступления ему соответствующего уведомления регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись об отсутствии подтверждения указанных сведений по дате, установленной для очередного представления регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице, а также - запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению.

Но такие записи отсутствуют в ЕГР. Это подтверждается справкой из ЕГР, о которой речь шла ранее.

3. Обязательно следует обратить внимание на Положение об организации взаимодействия подразделений налоговой милиции с другими структурными подразделениями органов государственной налоговой службы для установления местонахождения налогоплательщика, утвержденное Приказом Государственной налоговой администрации Украины № 336 от 17 октября 2010 г.. Согласно данному Положению в случае выявления факта отсутствия налогоплательщика по его местонахождению (месту жительства) составляется акт налоговой проверки  местонахождения (места жительства) налогоплательщика и проводится работа по выяснению фактического местоположения (местонахождения, места жительства) налогоплательщика, ответственных и связанных с ним лиц.

То есть, сначала проводится выезд по юридическому адресу налогоплательщика, по результатам которого составляется акт налоговой проверки местонахождения (места жительства) налогоплательщика, или на данный юридический адрес направляется справка, свидетельство, письмо или любой другой документ в связи с отсутствием плательщика налогов по местонахождению.

Но в целом, выезд по юридическому адресу налогоплательщика проводится далеко не всегда. Возможный вариант - простой телефонный звонок на номер, содержащийся в сведениях о предприятии. Если нет ответа, налоговики считают, что предприятие отсутствует по своему местонахождению.

И все же, предположим, что проверка проводилась и акт налоговой проверки был составлен. После этого органы государственной налоговой инспекции подают специальный запрос в органы государственной налоговой милиции на установление местонахождения (места жительства) налогоплательщика по установленной форме. В таком случае предприятию автоматически присваивается «стан 10» - «направлен запрос на установление местонахождения», иными словами «предприятие в розыске».

Органы государственной налоговой милиции в течение 10 календарных дней с момента получения запроса проводят соответствующую работу. Необходимо отметить, что действия подразделений налоговой милиции в таких ситуациях четко определены Положением (г. IV). Немаловажно и то, что каждое мероприятие, проведенное налоговой милицией, оформляется документально (справкой или рапортом). Поэтому, если налоговики аргументируют свои действия тем, что были приняты все необходимые меры, обязательно нужно потребовать соответствующие доказательства, а именно - справку или рапорт. Кроме того, в таких документах должны быть четко определены фамилии сотрудников органа налоговой милиции, дата и время выхода по местонахождению налогоплательщика, конкретные меры, которые были приняты для установления местонахождения. Также необходимо помнить, что согласно п. 4.14 г. ИV Положения, переписка по вопросам установления местонахождения налогоплательщика в обязательном порядке учитывается в журналах регистрации входящей и исходящей корреспонденции отдела налоговой милиции (канцелярии) в соответствии с требованиями делопроизводства.

По результатам проведенной работы в течение 10 календарных дней с момента получения запроса налоговая милиция направляет соответствующее уведомление подразделению регистрации и учета налогоплательщиков. Последний, в свою очередь, не позднее следующего рабочего дня с момента получения готовит и предоставляет руководителю (заместителю руководителя) органа государственной налоговой службы предложения по изменению стана налогоплательщика. Плательщику присваивается «стан 23» - «ненахождения по юридическому адресу».

Далее - руководитель (заместитель руководителя) органа государственной налоговой службы на основании заключения органов государственной налоговой службы принимает решение о направлении государственному регистратору сообщение об отсутствии налогоплательщика по местонахождению (Справка по форме № 18-ОПП). Предприятию присваивается «стан 9» - «направлено уведомление об отсутствии по местонахождению». Подразделение регистрации и учета налогоплательщиков формирует и направляет государственному регистратору справку по форме № 18-ОПП. А уже государственный регистратор направляет лицу (налогоплательщику) уведомление о необходимости представления государственному регистратору подтверждения сведений о юридическом лице (налогоплательщике).

И, как уже отмечалось ранее, в случае непредставления регистрационной карточки в течение месяца с даты поступления уведомления, государственный регистратор должен внести в ЕГР запись об отсутствии подтверждения указанных сведений по дате, установленной для очередного предоставления регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице, а также - запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению.

Именно такие записи должны считаться единственным основанием для отказа в принятии налоговой декларации из-за отсутствия налогоплательщика по местонахождению.

Доказательством отсутствия вышеупомянутых записей в ЕГР есть справка из ЕГР.

После рассмотрения вышеизложенной процедуры выявления отсутствия налогоплательщика по местонахождению, очевидным есть то, что она соблюдена не была. А именно:
- Нарушен порядок проведения выездной проверки и оформления ее результатов;
- Государственный регистратор уведомление о необходимости представления подтверждения сведений об ООО «А» этому самому ООО «А» не посылал. А потому и не имел оснований для внесения записей об отсутствии подтверждения сведений и отсутствии по местонахождению в ЕГР. Собственно, сами такие записи также отсутствуют. Учитывая этот факт, ГНИ также не имела оснований отказывать ООО «А» в принятии налоговой декларации, тем более, обуславливая свои действия недостоверностью местонахождения предприятия.

Подытоживая.

Имеющаяся справка из ЕГР подтверждает, что на момент подачи налоговой декларации по НДС за сентябрь 2011 г. официальным зарегистрированным местонахождением ООО «А» было: __. Это опровергает выводы ГНИ о недостоверности местонахождения. Справка из ЕГР является прямым и неоспоримым доказательством достоверности указанного в декларации местонахождения. Отрицания ГНИ, в которых она ссылается на неустановления фактического местонахождения ООО «А», являются необоснованными, поскольку данное обстоятельство не имеет отношения к порядку предоставления налоговых деклараций и не отнесена законом к предпосылкам для их принятия налоговым органом.

Также, отсутствие юридического лица (налогоплательщика) по зарегистрированному местонахождению может иметь значение для внесения соответствующих записей в ЕГР, решения вопроса о прекращении этого юридического лица, аннулировании регистрации плательщика НДС и др. Вместе с тем, ненахождения юридического лица по зарегистрированному местонахождению не является препятствием для подачи налоговых деклараций, других отчетных документов, обязательность представления которых предусмотрена законом.

По этим же мотивам суд не будет принимать в качестве доказательства правомерности решения ГНИ справку отдела налоговой милиции ГНИ и сообщение об отсутствии юридического лица по местонахождению (форма 18-ОПП).

Кроме того, по своему статусу эти документы не являются окончательными, а подлежат дальнейшему направлению государственному регистратору, который в свою очередь и в установленном ч. 12 ст. 19 Закона № 755-IV порядке принимает дальнейшие меры. Вместе с тем, опись документов, предоставляемых юридическим лицом государственному регистратору для проведения регистрационного действия «Подтверждение сведений о юридическом лице», а также соответствующая запись в ЕГР (указанная в справке из ЕГР) опровергают документы, поданные ГНИ.

Итак, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что налоговая декларация ООО «А» по налогу на добавленную стоимость за отчетный период сентябрь 2011 была подана вовремя (20 октября 2011 года, последним днем подачи было 21 октября 2011), отвечала требованиям законодательства и была получена и зарегистрирована ГНИ 20 октября 2011 (№ __).

ГНИ безосновательно сделал вывод об отсутствии ООО «А» по местонахождению. Таким образом, решение об отказе в принятии налоговой декларации по мотивам недостоверности местонахождения является безосновательным и неправомерным.

В случае если в установленном законодательством порядке будет установлен факт неправомерного отказа органом государственной налоговой службы (должностным лицом) в принятии налоговой декларации, в соответствии с частью 49.13 статьи 49 НКУ последняя считается принятой в день ее фактического получения органом государственной налоговой службы.