Вероятность строительства 3 и 4 энергоблоков ХмельницкойАЭС в ближайшие годы равна нулю. Переговоры «Энергоатома» то с Китаем, то скомпанией Skoda (Чехия), говорят о том, что атомщики не имеют реальнойдоговоренности ни с одной из сторон. И метания от одних партнеров к другимтолько подтверждает саму туманность строительства энергоблоков в  будущем.

Строительство 3-4 энергоблоков на ХАЭС – давняя мечта«Энергоатома». В первую очередь, для удовлетворения своих амбиций. А именножеланию присоединится к пирогу заработка на экспорте электроэнергии. Это истало камнем преткновения в договоренностях о постройке энергоблоков впартнерстве с Россией. Кремль сам хотел продавать электроток в ЕС. Украинскаяже сторона не хотела идти на уступки. Поэтому ни кредита в 4 млрд долларов, нипомощи со стороны "Атомстройэкспорт" (Россия) для подготовкиконтрактов на покупку технического проекта реакторной установки, а такжеоборудования – «Энергоатом» не увидел. Ожидание в целом длилось с 2010 года посей день. Это и стало одной с причин денонсирования украинско-российскихсоглашений о достройке ХАЭС.

Теперь «Энергоатом» оказался в довольно сложной ситуации,не зная с кем плыть в одной лодке в постройке энергоблоков – с китайцами иличехами. Но главная проблема состоит в технической реализации строительства. Ниодин из потенциальных партнеров не сможет соорудить энергоблок на старыхконструкциях.

Дело в том, что еще весной 2012 года государственнаяэкспертиза ядерного регулирования утвердила - нет гарантии того, чтоиспользовать старый фундамент-площадку на ХАЭС безопасно. До сих порнеизвестно, как поместится новый энергоблок в долгострой, что проектировалсяпод другой тип реактора. А также  имеетдругие размеры и характеристики. Но, не смотря на результаты государственнойинспекции ядерного регулирования, Верховная Рада таки приняла закон остроительстве ядерных блоков. Во время договоренностей с Россией«Атомстройэкспорт» должен был предоставить Украине ТЭО и поставку оборудованиядля реакторной установки типа ВВЭР-1000 проекта В-392. А фундамент на ХАЭСранее строился под ВВЭР-1000. В тоже время техническое обоснование и плановыеэкономические показатели энергоблоков скрывали. Их не видели ни ядерщики, ни общественность.

По информации представителей СНБОУ строить на старыхконструкциях реакторы другого типа категорически нельзя. Фундаменты на ХАЭСзакладывали под другие реакторы. И они не позволяют включить в нынешний проектодин из важнейших элементов безопасности блока – ловушку или локализациюрасплава активной зоны реактора. А именно из-за таких недостатков произошлакатастрофа на Фукусиме. Таким образом, кто бы не взялся за строительство,стоимость 3 и 4 энергоблоков ХАЭС будет далеко не 4 млрд евро как заявляетглава «Энергоатома» Недашковский. Демонтаж конструкций и другие сложностинеизбежны. Удорожание проекта как минимум потянет еще не один миллиард евро.

А китайцы вряд ли возьмутся за этот проект. Они хоть ивыкупили в Росси технологию строительства ВВЭР, но решили локализироватьпроизводство оборудования в Китае. Такой разворот событий не пришелся по душе«Энергоатому». А особенно желание китайцев иметь свою долю собственности вэнергоблоках. 

Чешская Skoda хотя и подтвердила свою готовность достроитьчетвертый и третий энергоблок, но еще не сообщила какой тип реактора конкретнопланируется. В этом сотрудничестве «Энергоатом» надеется на финансирование состороны Польши в рамках проекта «Энергетический мост Украина – ЕвропейскийСоюз». А также лелеет надежду получить кредит от британского банка Barclays. Правда,это скорее уже из разряда атомных грёз.

Но выделение денег в этой плоскости еще более призрачно.Проект предполагает расширение экспортных мощностей Украины, запускнедействующей польской линии электропередач, модернизации украинских мощностейЛЭП, строительство дополнительных вставок переменного тока, а также переход нарынок двухсторонних контрактов. Все это, даже если «очень пообещать», нашеправительство не сможет гарантировать зарубежным инвесторам выполнить в сроки.Тем более «ветер перемен» и настроение с выбором партнеров резко меняетсявместе со сменой власти, что в принципе можно и ждать в скором будущем.