В отечественной энергосистеме Украины впоследние годы наблюдается существенный переизбыток генерирующих мощностей.Ситуация, в которой мы можем произвести больше электроэнергии, чем необходимо,обусловлена несколькими факторами. Во-первых, общеэкономический спад и, какследствие, существенное сокращение потребления со стороны юридических лиц (включаяпромышленность). Во-вторых, относительно теплые зимы в 2015-2017 гг., что такжепривело к снижению электроэнергетических расходов. В-третьих, потеряпотребителей Крыма и части потребителей Донбасса. В итоге величина генерирующеймощности, находящейся в Украине в вынужденном резерве, превышает потребностинекоторых европейских стран – например, Венгрии.

Проблема в том, что такой низкий уровеньспроса на электроэнергию является недостаточным для нормальноготехнологического функционирования объединенной энергосистемы Украины. Соответственно,профицит генерирующих мощностей заставляет энергетиков искать нестандартныеметоды решения возникшей проблемы. Вариант с эксплуатацией энергоблоковукраинских АЭС в маневренном режиме не стал оптимальным из-за необходимости дополнительноймодернизации (что требует значительных средств и времени). Предложение об отменеминимально допустимого состава работающего оборудования на угольных ТЭСвыглядит также сомнительным, ведь это пусть к росту износа оборудования иухудшению экологических характеристик.

Одним из наиболее логичных путей решенияпроблемы является наращивание экспорта электроэнергии. Тем более, что у нашейстраны есть все возможности для получения статуса лидера поставок навосточноевропейском энергетическом рынке: от географического положения доналичия межгосударственных линий высоковольтной передачи электроэнергии,позволяющих экспортировать более 83 млрд. кВтч электроэнергии в год. Однако,несмотря на имеющийся потенциал, поставки электроэнергии из Украины с 2013 годапрактически все время сокращались. Причем существенно. Причин несколько, ноодна из них - отмена права экспортеров покупать электроэнергию у «Энергорынка»без учета дотационных сертификатов, что снизило конкурентоспособностьукраинского электричества в восточноевропейском энергетическом сегменте. Так,если цена 1 кВтч на отечественном оптовом энергетическом рынке в то времясоставляла 4,12 евроцента, то в соседних Словакии и Венгрии этот показательравнялся 2,3 евроцентам. К этому также можно добавить решение Минтопэнергосократить на 50% экспорт электрической энергии с Бурштынского энергоострова вЕвропу с целью экономии дефицитного угля, а также полная остановка энергоэкспортав Молдову и Беларусью. На этих двух рынках, которые мы фактически потеряли,украинской электроэнергии быстро нашлась замена.

И это возвращает нас к более раннимсобытиям. Мы уже теряли внешние рынки сбыта, а потом – в 2009-2012 гг. - прилагалинемалые усилия по восстановлению нашей конкурентоспособности на них. Можно, кпримеру, вспомнить тогдашнее решение КМУ, касающееся дотаций на экспорт в Беларусьдля «Укринтерэнерго» и в Молдову для ДТЭК. Они вызвали немало нареканий, в томчисле относительно более низких цен для внешних потребителей в сравнении свнутренними потребителями. Однако, именно эти решения позволили не тольковернуть рынки, но и более чем вдвое нарастить экспорт (см. график).


Сейчас ситуация в какой-то мереповторяется. Как сообщалось, «ДТЭК Трейдинг» и Energocom подписали контракт напоставку украинской электроэнергии в Молдову на период 1.04.2017-31.03.2018.Несколько недель назад министр энергетики Игорь Насалик утвердил обновленныйпрогнозный баланс электроэнергии на 2017 г, согласно которому объем поставокэлектроэнергии в Молдову увеличен до 1,37 млрд кВтч (+69,6% к ранееутвержденному прогнозному балансу). В целом в 2017 году импорт электроэнергиине предусмотрен, а экспорт ожидается на уровне 6,12 млрд кВтч. В целом министрправ – планируемое увеличение экспорта электроэнергии в Европу на 50% кпоказателям 2016 года облегчит решение проблемы улучшения технологическогофункционирования объединенной энергосистемы Украины. И к тому же дастдополнительные доходы тепловым компаниям и НЭК «Укрэнерго». Последнее можнопроиллюстрировать цифрами уже текущего года. За 4 месяца Украина передала наэкспорт электроэнергии на 27,3% больше, чем в январе-апреле 2016 года. А вотдоход от таких поставок увеличился на 36,2% - с $21,8 млн. до $81,9 млн.


То есть в итоге страна увеличиваетвалютные поступления в экономику и параллельно решает весьма серьезную проблемупрофицита генерирующих мощностей. Безусловно, такой выход из сложившейсяситуации обходится недешево. Поставки электроэнергии в страны ЕС ведутся понизким ценам, но снижая экспорт в Европу ради временной выгоды, мы можем нетолько усугубить внутренние проблемы отечественной объединенной энергосистемы,но и опять рискуем повторить наш «гопак на граблях» - возврат утраченных рынковбудет стоить стране значительно дороже.

Конечно, пока «энергетическая дипломатия»в Украине находится в самом начале развития. Но чтобы справиться с основнымирисками украинской энергетической и экономической безопасности, она должнасделать рывок активности уже в самое ближайшее время. Как минимум, страненеобходимо использовать свой потенциал и увеличить долю экспортируемойэлектроэнергии. Снижение же базы экспорта электроэнергии и утрата внешнихрынков – это увеличение доли условно постоянных затрат электростанций и, какследствие, повышение розничного тарифа. Украине надо найти разумныйэкономический баланс.