24 мая 2016 г. группой народных депутатов – представителями Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады, был внесен проект Закона Украины о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности высших учебных заведений (научных учреждений),которые были перемещены с временно оккупированной территории и с населенных пунктов на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия(регистрационный № 4718). Из названия видно, что авторы законопроекта недопонимают разницу между высшими учебными заведениями и научными учреждениями? Или последние намеренно игнорируются? Пояснительную записку к законопроекту открывать нет смысла, там прогнозируемое: «нужды учтены, забота льется рекой» и тд и тп. Перейдем к сути.

Под «некоторыми законодательными актами» авторы проекта понимают (судя из текста) законы Украины «О высшем образовании», «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» и «О жилищном фонде социального назначения». Отраслевой закон «О научной и научно-технической деятельности» как видно из этого перечня «выпадает». Случайно? Или он не регулирует деятельность научных учреждений? Смешивание понятий «высшее образование» и «наука», равно как и «ВУЗ» и «научное учреждение» является типичной ошибкой людей, не особо разбирающихся в тонких материях особенностей имитации научной деятельности в большинстве ВУЗов, превратившихся в инструмент выкачивания денег из государственного бюджета и родителей студентов (и соответственно, в инструмент заработка для организаторов процесса на всех уровнях).

В «Заключительные и переходные положения» Закона «О высшем образовании» предлагается включить определение временно перемещенного высшего учебного заведения (научного учреждения). В данное громоздкое определение авторы постарались втиснуть все, что возможно. На практике это определение навряд ли пригодится, но потешит самолюбий лоббистов и авторов. Вторая часть предлагаемой нормы выгодно выделяется на фоне «нормативного мусора», предложенного авторами. Речь идет о том, что лицензии и аккредитационные сертификаты временно перемещенных высших учебных заведений (научных учреждений) на осуществление образовательной деятельности в сфере высшего образования, в день перемещения с временно оккупированной территории и из населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, действовали и продолжают действовать до возвращения временно оккупированной территории под общую юрисдикцию Украины или даты завершения антитеррористической операции. Это положение значительно облегчает жизнь ВУЗам в битве с чиновниками Министерства образования и науки, для научных же учреждений данная норма имеет мало пользы, так как они осуществляют деятельность без лицензий и аккредитаций на основании Закона о научной и научно-технической деятельности. А на все выданные разрешительные документы, полученные после дня «эвакуации» из зоны АТО это положение не распространяется.

Часть третья предложений к Закону «О высшем образовании» предлагает закрепить статус «Национальный» до момента завершения АТО. Логичным здесь было бы закрепление статуса перемещенных научных учреждений как получающих государственную поддержку без необходимости получать (переоформлять) соответствующее свидетельство до момента окончания АТО или возвращения на прежнее место размещения. Часть четвертая является одной из самых полезных во всем законопроекте. В ней говорится, что установление нормативов численности лиц, которые учатся, на одну должность научно-педагогического или научного работника во временно перемещенных ВУЗах (научных учреждениях) определяются Кабинетом Министров Украины. Интересно, где в научных учреждениях учащиеся (кроме аспирантов)? Норма явно требует доработки исходя из специфики деятельности научного учреждения. Следует понимать, что КабМин в скором времени должен будет издать постановление по вопросам численности преподавательского состава в таких ВУЗах и количества научных работников в научных учреждениях. Данная норма может служить той лазейкой, которая поможет вывести из-под ожидаемой к 1 августа (или к 1 декабря, как предлагается в некоторых законопроектах) оптимизации численности научных работников в научных учреждениях НАН Украины и других отраслевых академий (см. ст. 28 Закону о госбюджете на 2016 год). КабМин такую численность установит сам своим волевым решением. Каким будет это решение, в сущности – сказать сложно, с учетом последней части предлагаемой проектом нормы, которая дает право центральному органу исполнительной власти (читай – МОН Украины) в сфере образования и науки инициировать реорганизацию временно перемещенных ВУЗов и научных учреждений путем слияния или присоединения в порядке и на основаниях, определенных КабМином. Здесь не учитывается статус НАН Украины, которая согласно действующему законодательству должна осуществлять указанное выше сама. Опять таки, какими критериями будет руководствоваться МОН при принятии решения? Какие критерии установит КабМин?

Проектом предлагается внести изменения в ст. 2 Закона «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» в части распространения нормы о моратории на выполнение договорных обязательств и на не начислении пени и штрафов на основную сумму задолженности по кредитным и иным договорам. Норма в принципе полезная. Также предлагается Закон дополнить статьей 5-1 «Особенности деятельности перемещенных ВУЗов». То есть здесь в названии не идет речь о научных учреждениях не смотря на то, что в тесте предлагаемой статьи научные учреждения фигурируют. И так, временно перемещенные высшие учебные заведения (научные учреждения) осуществляют свою деятельность на территории населенных пунктов, в которых органы государственной власти в полном объеме осуществляют свои полномочия. Местонахождение временно перемещенных учебных заведений (научных учреждений) определяется его учредителем (учредителями) с учетом направлений подготовки соискателей высшего образования таких учреждений и региональных потребностей. Что это за региональные потребности? При первом же прочтении возникает мысль о том, что если перемещенный ВУЗ или научное учреждение «не нужен» в данном регионе, его можно далее «насильно» переместить в новое место вместе с персоналом? Или вообще ликвидировать? Кто в таком случае будет определять такую «региональную потребность»? Далее снова глупость, которая демонстрирует низкую правовую культуру авторов законопроекта (или их помощников), которые считают, что финансово-хозяйственная деятельность является … гражданскими отношениями.

Часть третья предлагаемой статьи указывает на то, что временно перемещенное высшее учебное заведение (научное учреждение), а также его работники не несут ответственности за состояние имущества, находящегося на временно оккупированной территории или в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия с даты начала временной оккупации или начала периода проведения антитеррористической операции до даты возврата такого заведения (учреждения) на прежнее местонахождение, но не позднее чем через 6 месяцев с момента возвращения временно оккупированной территории под общую юрисдикцию Украины или с даты завершения антитеррористической операции, кроме случаев, когда потеря, порча имущества были причинены по их вине, которая доказана в установленном законом порядке. А какую тогда ответственность несут работники, которые используют такое имущество для имитации бурной деятельности и создания «ВУЗов» или «научных учреждений» в рамках террористических виртуальных образований «ДНР» и «ЛНР»? Пора бы уже задуматься над ответственностью тех, по чьей вине многие учреждения (научные подразделения) лишились иногда до 100% имущества и документации.

Красивая норма о том, что государство содействует восстановлению материально-технической базы временно перемещенных ВУЗов и научных учреждений. Увы, это только декларация, наталкивающаяся на скалу «нет денег».

И на последок уже запоздалая норма о том, что работники, которые на протяжении 2 месяцев с дня опубликования приказа о перемещении ВУЗа или научного учреждения не приступили к исполнению своих обязанностей по новому месту размещения, считаются такими, что отказались от перевода на работу в другую местность с применением последствий, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 КЗоТ (увольнение). Эта норма жизненно была необходима еще летом-осенью 2014 года, а сегодня она, увы, утратила актуальность.

Изменения к Закону о жилищном фонде социального назначения касаются предоставления права на постановку на квартирный учет работников временно перемещенных высших учебных заведений (научных учреждений) по местонахождению временно перемещенного высшего учебного заведения (научного учреждения), при наличии справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица. Думается, в современных условиях эта норма является опять-таки красивой декларацией, или лазейкой для предоставления избранным лицам жилья вне очереди по надуманных обстоятельствам или с коррупционной составляющей.

Данный проект в целом отображает лоббистские устремления, прежде всего ВУЗов, а к облегчению положения научных учреждений, эвакуированных из зоны проведения АТО, имеет крайне посредственное отношение, не учитывает специфику деятельности научных учреждений. Например, как быть с запретом террористической организации «ДНР» вывозить любые документы и материальные ценности с контролируемой территории, что повлекло к их фактической утрате? Кто защитит ВУЗ или научное учреждение от проверяющих, не владеющих элементарной информацией о состоянии дел на оккупированной территории и руководствующихся наличием бумажек и прочей формальной стороной при «героическом» выявлении правонарушений в деятельности ВУЗов и научных учреждений?

Конечно, на перемещенных научных и образовательных учреждениях из зоны проведения АТО денег не заработаешь, лоббистские возможности научных институтов и ВУЗов гораздо скромнее, нежели у передовых финансово-промышленных групп. «Да и толку с тех институтов» - рассуждают в открытую некоторые народные избранники (например, н.д. И.Кононенко). Гораздо важнее разработать и подать три проекта постановления о переименовании аэропорта «Борисполь». Для имиджа полезнее. А судьбы институтов и ВУЗов, за которыми стоят те же судьбы тысяч научных сотрудников и преподавателей с семьями, студентов, мало кого волнуют при чаепитии в удобных комитетских креслах. Понимания этого вопроса, естественно, нет (и никогда не было). Ознакомление с законопроектом укрепляет мнение о том, что десятки докладных записок и писем в разные инстанции, в том числе и в профильный Комитет Верховной Рады, оказались не прочитанными (или не воспринятыми), а ведь в этих материалах, как правило, и содержатся реальные проблемы и нужды перемещенных научных учреждений и ВУЗов. «Кабинетное» нормотворчество с геолокацией в городе Киеве прямо отражается на качестве предлагаемого нормативного материала, что мы и можем наблюдать в данном случае.

Понятно, проект пока только подан на рассмотрение, будет его обсуждение в Комитетах Верховной Рады, будут круглые столы, семинары и тд., но, думается, данную его редакцию следует существенно доработать в тесном взаимодействии с Кабинетом Министров Украины, а также с общественными организациями, созданными самими перемещенными лицами – учеными и преподавателями. А пока что, констатируем простое желание Комитета затушевать проблему, а в случае ее повторной постановки смело ответить: разработали, подали, отстаньте… Ах да, ну и куда ж без крылатого выражения расейского Премьер-Министра Д.А. Медведева «Денег нет, вы держитесь там…».