Красавица и чудовище в энергетике
«Несмотря на продолжающийся рост электростанций на возобновляемых источниках, роль традиционной тепловой генерации в Германии в 2023 году будет такой же, как и в 2013-м» – заявил исполнительный директор WorldEnergyResources, Советник Исполнительного Совета энергетической компании RWEAGГанс Вильгельм Шиффтер в публикации материалов Worldcoal. По мнению европейского энергоэксперта «зеленая» энергетика и традиционная угольная генерация как минимум 10 лет будут «обречены» на партнерство в энергорынке ЕС. Иначе не сбалансировать потребление и производство электроэнергии. Но при этом очевидно, что ТЭС должны измениться – качественно измениться.
Сегодня мы видим, как Европа активно внедряет технологии генерации электроэнергии на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). В «продвинутом» энергорынке Германии уже 31% электроэнергии производится генерациями ВИЭ. Но при этом еще 42% электроэнергии генерируют угольные ТЭС. Сначала, в 2010-ом немцы заявили о свертывании угольных электростанций, но потом, на фоне полного вывода из эксплуатации АЭС и бурного роста генераций ВИЭ, угольные ТЭС вернули к жизни и более того, активно продолжают строить новые. Имея собственную добычу угля (около 180 млн т/год бурого и 6 млн т/год каменного угля), для балансирования графика нагрузки-потребления электроэнергии вследствие неравномерной работы ВИЭ, Германия делает ставку все же на угольные ТЭС. Модернизирует действующие пылеугольные энергоблоки, строит 5 370 МВт новых мощностей и в дальнейшем планирует строительство новых энергоблоков. Дело в том, что ТЭС на угольном топливе имеют лучшие экономические показатели по сравнению с более экологичными, но и более затратными парогазовыми электростанциями:
· они дешевле в эксплуатации по топливной составляющей, так как цена собственного бурого и даже импортируемого каменного угля, до 3-х раз ниже цены природного газа;
· имеют лучшие показатели маневренности по диапазону регулирования: угольный блок после модернизации по современным технологиям может снизить нагрузку даже менее 20% от номинальной. При этом, нижняя граница разгрузки парогазовых установок – 30-50% от их установленной мощности.
Как результат, сегодня модернизированные энергоблоки угольных ТЭС с улучшенной маневренностью востребованы в энергорынке Германии и работают прибыльно.
Подобно Германии, и другие страны ЕС для регулирования неравномерной работы ветряных и солнечных станций продолжают эксплуатацию тепловых электростанций на угольном топливе, адаптируя их к новым условиям. В энергорынке ЕС актуальны и внедряются такие процессы изменений:
· повышение маневренности генераций и эффективности (КПД) угольных ТЭС (с 32-35% до 40%) путем реконструкций и модернизаций;
· улучшение экологических характеристик угольных генераций путем установки современных пыле и газоочистных систем;
· разработка гибридных систем «Угольные ТЭС-ВИЭ»: уголь – биомасса (совместное сжигание угля и биомассы в энергоблоках угольных ТЭС), уголь – ВЭС или СЭС, уголь – геотермальные источники.
Украина имеет свои обязательства и планы развития генераций ВИЭ. К тому же, рост цен на энергоносители и электроэнергию также побуждает к строительству генераций на возобновляемых источниках - малых, средних, крупных. Им же, а точнее энергосистеме, по-прежнему будут нужны компенсационные мощности, так сказать электростанции-партнеры, но с новыми качественными изменениями.
Сколько лет нам еще нужны будут угольные ТЭС в новом энергорынке? В Германии как видим 10 лет, а затем согласно плану постепенного перехода к экологической модели их роль будет ослабевать. В Украине, с учетом экономического положения страны, модель структуры генерации, сбалансированная по экономическим и экологическим параметрам, естественно, будет сохраняться дольше, порядка 20-ти лет.