Скрипящие и перекошенные, местами проржавевшие до дыр желтые «Богданы» и «Эталоны». Еще советские трамваи и троллейбусы с истекшим сроком эксплуатации. Эта картина типичная для большинства украинских городов – будь то мегаполис-миллионник или небольшой райцентр. Причина – несовершенное законодательство и коррупция. И победить эту годами сложившуюся систему вряд ли получится на местном уровне. Поэтому необходимо вмешательство законодателей.

Рассмотрим на примере маршруток в Одессе. Практически каждый маршрут в городах Украины – прибыльный. Об этом свидетельствует жесткая, а иногда и закрытая конкуренция во время проведения конкурсов – когда небольших перевозчиков просто не пускают на рынок. Рынок пассажирских перевозок давно поделен между крупными игроками-монополистами. Системно по этому поводу возникают скандалы. В том числе и в Одессе. 

Никакого контроля за количеством пассажиров не существует – талоны за проезд в маршрутках не выдают. Внедрение системы «электронный билет» пробуксовывает – хотя городские чиновники постоянно обещают запустить ее «в ближайшее время».

Периодически поднимают вопрос стоимости проезда – мотивируя едва ли не убыточностью перевозок. Водители в погоне за гривней гоняют на скорости, превышающей разрешенную в городе, – рискуют жизнями пассажиров. Никакого наказания за это, как правило, не несут. Ну и как вишенка на торте – техническое состояние маршруток. Перекошенные, нещадно чадящие, с проржавевшими дырками в полу и корпусе, с текущей крышей. Все эти проблемы практически невозможно решить на уровне городской власти – настолько запущенный комплекс проблем, который может обернуться транспортным коллапсом. Необходимо менять законодательство и строго контролировать его соблюдение. Сфера пассажирских перевозок для развития требует кредитования и государственных льгот – чтобы сменить морально и технически устаревшие маршрутки на современные автобусы. А также нужны чёткие правила для всех без исключения перевозчиков и водителей, чтобы весь процесс чётко регламентировался и заставлял предприятия беспокоиться не только о прибыли, но и о комфорте и безопасности пассажиров (в Одессе и пригородах в последние несколько лет бывали случаи, когда люди просто выпадали на ходу из внезапно открывшихся дверей).

Также нужен прозрачный конкурс – чтобы на маршрутах не было многолетних монополистов, а появилась добросовестная конкуренция. Без законодательных инициатив изменения будут носить точечный характер, если они вообще будут. В Одессе на одном маршруте смогли провести эксперимент: заменили привычные желтые автобусы троллейбусом – на 9-м маршруте. Причем, «Горэлектротрансу» пришлось даже судиться за место на рынке. Был также довольно успешный опыт выхода на маршруты больших низкопольных автобусов – однако их слишком мало в масштабах города-миллионника.

Еще один момент – маршрутки на конечных не должны массово отстаиваться, когда их ждут люди. Общественный транспорт – это сервис. А сервис должен быть хорошим. 

Да, в рамках проекта "Городской общественный транспорт Украины" есть попытки двигать изменения, но вся эта история точечная и не закрывает львиную долю главных транспортных вопросов. 

Проблематика спальных районов

Спальные районы в Одессе, как и в других украинских городах, проектировались преимущественно по типовым проектам еще в советское время. Естественно, что с момента закладки микрорайонов накопилось огромное количество проблем, которые в комплексе никто не решает. Состояние домов и территории не соответствует современным нормам комфорта. Не учитывается кратное увеличение количества машин – проблемы с паркоместами. Критическая нехватка социальной инфраструктуры – Одесса в лидерах по Украине по очереди в детские сады.

Что же касается коммуникаций, то здесь вообще беда. Еще в 2013 году в Энергетической стратегии Украины приводили цифры изношенности магистральных и распределительных теплосетей: до 70% их общей протяженности. 

Коммунальщики ежегодно перед отопительным сезоном перерывают целые улицы, чтоб ликвидировать многочисленные прорывы. Теплопотери только за счет состояния труб – от 30 до 50%. То есть, одесситы, впрочем, как и жители других городов, фактически оплачивают глобальное потепление – отопление воздуха и грунта на всем протяжении коммуникаций. Затем уже теплоноситель попадает в дома, которые также отчаянно нуждаются в модернизации и теплоизоляции. И одесситы, в том числе и жители Суворовского района, платят практически вдвое больше за тепло. Как показывает практика, после проведения теплоизоляции жителям одного из домов на поселке Котовского суммы в счетах за отопление практически вполовину меньше. Но тут также нужен системный подход, а не точечные латания теплосетей и утепление одного-двух панельных домов. Поэтому требуется внимание к этой проблеме в первую очередь центральной власти – поскольку ситуация характерная для всей Украины. Нужна политическая воля парламента, чтоб начать принимать законопроекты, необходимые для модернизации спальных районов и коммуникаций – ранее нардепы этой проблемой почему-то сильно не озадачивались. Проще было накануне выборов поставить десяток-другой детских площадок, чем решать глобальные проблемы комплексного развития городов.

Экологические проблемы пока не столь остро волнуют украинцев, как вопросы финансовые – но это временно. Вырубка лесов в Карпатах, работа нелегальных добытчиков янтаря, загрязнение водоёмов и угроза их исчезновения – в каждом регионе есть своя болевая точка. А есть и общие для большинства городов – недостаточное количество зеленых насаждений на душу населения, уничтожение зеленых зон в угоду торговым точкам и новым стройкам. В Одессе, и Суворовский район не исключение, – это загрязнение моря и лиманов, стихийные свалки, большое количество МАФов. Все мы помним историю со львовским мусором, который доехал и до Одесской области, где его нелегально выкидывали – в частности, в Овидиопольском и Белгород-Днестровском районах.

Вот как раз тогда львовские власти заявляли, что это всё происходит из-за политического давления из Киева. Поэтому усилия законодателей нужно направить на комплексное решение экологических проблем, а не политические игры. А проблемы эти настолько глобальны, что решать их надо именно сверху, а не только лишь инициативой на местном уровне.