Американский СВАМ: эффект домино повторяется
Механизм углеродной корректировки импорта (Carbon Border Adjustment Mechanism – СВАМ), пожалуй, – одна из наиболее активно обсуждаемых тем в экологической повестке. Идея внедрения СВАМ активно лоббировалась европейскими компаниями, в частности ArcelorMittal. В 2019 году Еврокомиссия включила СВАМ в European Green Deal. Но тогда не было понимания, каким образом применять СВАМ на практике, шли активные общественные дискуссии. И лишь недавно, 14 июля, Еврокомиссия опубликовала свои предложения по механизму СВАМ. Ответная реакция не заставила долго ждать.
Трансатлантический налог
На прошлой неделе в США появился законопроект о внедрении похожего механизма. Аргументация в точности повторяет европейские идеи: американский СВАМ необходим, чтобы выровнять правила игры для местных и зарубежных производителей, сделать импорт углеродоемкой продукции невыгодной, поощрять производство более чистой промышленной продукции и бороться с изменениями климата. Потенциальные объекты обложения СВАМ в США – сталь, природный газ, уголь, бензин.
По сути, мы видим ту же историю, что и в 2018 году: США вводят пошлины на импорт стали, а остальные страны и экономические блоки устанавливают зеркально свои торговые ограничения. Сейчас инициатором выступил Евросоюз. Можно ожидать, что принцип домино будет действовать далее, т.к. принцип зеркальности является основным в международных отношениях.
К чему это приведет
Во-первых, к трансформации протекционизма. Постепенно будет ослабевать роль традиционных инструментов защиты внутреннего рынка (импортных пошлин, квот), уступая место климатическим мерам.
Во-вторых, усилится регионализация рынков стали (и не только), международная торговля будет еще больше затруднена.
В-третьих, увеличится роль двусторонних договоренностей об особом режиме торговли либо полном освобождении от СВАМ при соблюдении определенных условий. Соответственно, еще большее значение будет иметь эффективность работы дипломатов.
В-четвертых, возрастет роль государственной экономической политики, определяющей скорость «зеленой» трансформации экономики. Производители в любом случае будут стремиться сохранить экспортные поставки, а для этого потребуется декарбонизация производства. Государственные институты располагают всеми инструментами, необходимыми для ускорения декарбонизации, и в условиях новой экономической реальности будут всё активнее вовлекаться в процессы регулирования.
Гонка декарбонизации
Так или иначе мир будет двигаться к углеродной нейтральности. Скорость этого движения будет разной по странам, т.к. их финансовые и ресурсные возможности различны. Другого пути, кроме использования лучших доступных инструментов госполитики, нет. Поэтому важно не игнорировать происходящие процессы, а как можно активнее в них включаться. Кто первый начнет идти по пути декарбонизации, тот будет иметь неоспоримые конкурентные преимущества в будущем, как бы сложно сейчас ни было.