Пандемия коронавируса оказалась уникальной во многих смыслах. И, в первую очередь, речь идет не о медицинских аспектах, а о социальных. В отличие от эпидемий в прошлом, в этот раз люди оказались готовы поддерживать друг друга и требовать того же от своих правительств. Слаженность реакции и решительность мер привели к тому, что жертв оказалось значительно меньше, чем могло бы быть. Вместе с тем, удар по экономике все же оказался значительным. О том, как восстанавливаться, сегодня говорят многие страны, выбирая наиболее оптимальный путь.

Момент остановки экономики позволил многим экспертам пересмотреть процессы на разных уровнях, предлагая порой радикальные идеи для изменений. Например, в Испании с мая хотят ввести безусловный базовый доход (ББД) – обязательные выплаты государства гражданам в зависимости от их материального положения. Пока программа известна только частично, но уже говорят о сложной дифференцированной 12-уровневой системе, в зависимости от доходов того или иного домохозяйства. По мнению правительства этой страны, такое решение защитит наиболее пострадавшие от локдауна группы населения, а с другой стороны – поддержит секторы торговли и услуг, которыми воспользуются получатели средств.

В Италии, где аналогичная модель ББД была запущена еще в 2019, правительство предлагает расширить программу и охватить с ее помощью больше групп населения. Все эти меры не только помогают подпитывать экономику, но и в буквальном смысле защищают от общественных конфликтов, которые могут возникать по мере все большего обеднения населения и отсутствия перспектив.

Впрочем, такой социальный подход южных стран на севере Европы не особо разделяют. В Германии аналогичная идея даже появилась в форме законопроекта, но поддержки для нее нет. Зато правительство позаботилось о тех группах населения, кто лишен социальной защиты со стороны работодателя – фрилансерах и рабочих на срочных контрактах. Все, кто остались без средств к существованию, включая работников креативных индустрий и деятелей искусств, получили значительные выплаты около 5 тысяч евро для поддержания уровня жизни в сложный момент. Что-то похожее было реализовано и в США, где на фоне резко возросшей безработицы даже консерватор Трамп решил отступить от исключительно рыночных подходов.

Во Франции к радикальным мерам пока не готовы, зато заговорили о пересмотре системы здравоохранения, которая не оправдала себя в кризисной ситуации. Правительство намерено увеличить финансирование этой сферы и уйти от излишней экономии в вопросах неотложного реагирования. Кроме того, реформа пенсионной системы была заморожена, чтобы не обострять социальные протесты. В целом же, ЕС согласовал колоссальный план экономической поддержки на 540 млрд евро. Пакет мер включает поддержку уровня занятости, льготное кредитование и налогообложение, а также стимулирующие проекты для предпринимателей. Таким образом, выходит, что на уровне идей Евросоюз оказался куда сдержаннее отдельных стран-членов, хотя, если смотреть на цифры, то они действительно огромны.

Если проанализировать различные подходы, то просматриваются две основные стратегии: первая – стремление преобразовать общество; вторая – попытаться вернуть его в состояние до карантина. Какие из них выиграют – покажет время. Но уже сейчас ясно, что оба пути требуют значительного финансирования. В Украине пока что ограничиваются скорее декларированием намерений и ожиданием проектов. Из реализованного (и то еще со сбоями) – только допвыплаты врачам и упрощение регистрации безработных. Еще одно из решений – попытка вливания в программу «Большая стройка», напоминающую масштабные госпроекты США времен выхода из Великой депрессии. Впрочем, возможно, что проверенные в других странах ходы – это то, что Украине и нужно. Наша страна не обладает достаточным запасом прочности для эксперимента. А с учетом того, что прогнозов по завершению пандемии никто не дает, то стоит сосредоточиться на поддержке реальных секторов экономики и создании новых рабочих мест. Сомнительно, что для Украины ситуация с коронавирусом станет поворотным моментом для пересмотра роли государства в экономике. Однако над некоторым изменениями все же стоит подумать – если уж экономика практически замерла, то и запускать ее нужно более обновленной, сделав более справедливой и защищенной от кризисов и потрясений.