Между эффектностью и эффективностью существует огромная разница. Когда общество ожидает резких преобразований, то требуется скорее именно эффективность, но вместо нее часто пытаются продемонстрировать яркую картинку. С недавних пор в СМИ и соцсетях активно обсуждают идею полной ликвидации государственных монополий. Давайте посмотрим, чем чреват такой резкий жест.

Казалось бы, государственные монополии в частности и государственное регулирование экономики как таковое – это пережиток еще плановой модели хозяйствования. Ее характеризуют и непрозрачные схемы управления, и политические цели вместо экономических, и стагнация без конкуренции. Но при этом НАК «Нафтогаз», «Укрзализныця», ГПЗКУ, ГАК «Хлеб Украины» и другие организации – это стратегический ресурс и защита от возможных общественных колебаний. Да, при всей проблематичности - государственное регулирование предполагает работу всех этих структур на благо общества. Однако в Украине, увы, госмонополии традиционно блокировали внедрение инноваций и развитие рынка. Они - фактор сдерживания всего нового и передового, но они же и фактор сохранности важнейших отраслей.

Возможен ли выход из этого противопоставления стабильности и развития? Думаю, да. Опыт приватизации, когда она осуществляется поэтапно, как правило, приводит к положительному эффекту. Так же и для разгосударствления: необходимо разработать точный план и постепенно его внедрять, минимизируя все факторы риска. Например, в случае той же «Укрзализныци», вместо тотального разрушения куда важнее убрать политическое управление и начать постепенно запускать частные компании в сектор коммерческих перевозок.

Взвешенность и трезвость действий определяют надежного партнера. Европейцам в Украине не так страшны пережитки прошлого, сколько наша непредсказуемость и спонтанность сегодня. Обратите внимание, все реформы, проводимые при поддержке ЕС в Украине, внедряются не за один день, а имеют длительный переходный период. Да, здесь можно справедливо заметить, что украинская история наглядно показывает, как это может стать злоупотреблением и превратиться в бесконечное откладывание любых изменений. Но как раз в этом и заключается вызов – отказаться от имитации реформ и начать их делать.

Еще прошлый Президент говорил о том, что госмонополии – это часть олигархической системы, и они должны исчезнуть. К сожалению, тогда дальше декларирования дело не зашло, а ведь процесс модернизации мог быть запущен существенно раньше. Но «Укрзализныця» и аналогичные ей структуры продолжали оставаться в ситуации перманентного кризиса, который с каждым годом только усугублялся. Сейчас советник уже нового Президента по макроэкономической политике предлагает другую крайность – мгновенное «решение». В кавычках пишу потому, что вариант (цитирую) «расчленить и убить» системным решением сложно назвать, и вполне вероятно, что принятие такого варианта только усугубит проблему.

Если Украина и устала от чего-то, то в равной степени как от непродуманных действий, так и от преступного бездействия. Политика в отношении госмонополий – хороший повод переломить эту негативную тенденцию и, наконец, создать хорошую и надежную площадку для перехода на рыночную экономику. Например, в Украине действует Закон о государственной помощи, который способствует постепенному отказу от преференций коммунальным и государственным предприятиям. Такая политика позволяет постепенно высвобождать средства для развития, а не постоянного латания дыр. Приблизительно такой же процесс должен пройти и с госмонополиями. Из бездонного колодца для дотаций эти предприятия должны стать эффективным бизнесом в конкурентной среде.