Вчерашний визит в Украину госсекретаря США Джона Керри не принес определенности в отношении того, как будет развиваться конфликт с Россией, зато еще раз показал, что финансовая помощь стране напрямую связана не только с войной, а и с реформами. Штаты, как сказал Керри, не хотят прямого военного конфликта с РФ, но при этом готовы помогать Украине, чтобы она справилась с агрессией соседа своими руками. И один из способов сделать это – реформы.

Керри сообщил, что США готовы дать гарантию на предоставление Украине $1 млрд при условии, что реформы будут успешными. В своей статье в New York Times финансист Джордж Сорос и французский философ Бернар-Анри Леви оценили необходимую нам помощь в $15 млрд. Разумеется, вся сумма не будет предоставлена сразу же одним чеком, это было бы слишком щедро и слишком рискованно для кредиторов, так как и для самих украинцев начавшиеся реформы все еще не очевидны. 

Несмотря на то, что наблюдатели отмечают политическую конкуренцию между президентом Петром Порошенко и премьер-министром Арсением Яценюком, на мой взгляд, их работа в глобальном смысле выглядит, скорее, согласованной и слаженной, чем наоборот, как кажется многим. Согласитесь, что по вопросам войны на востоке и по вопросам реформ у них практически нет никаких принципиальных расхождений. И план реформ, и найм иностранных министров и консультантов, и вопросы обороны – все это плоды совместной работы. По крайней мере, публичного противоречия мы не видим.

Единственное визуальное отличие в работе президента и правительства состоит в том, что Порошенко руками главы своей администрации Бориса Ложкина и его заместителя Дмитрия Шимкива продвигает свою собственную стратегию реформ до 2020 года. Но при этом администрация плотно сотрудничает и с правительством, и парламентом, так как именно они проводят реформы своими руками. Так что такая слаженность не может не радовать, при этом аппарат президента – чисто чиновничий, технократический, то есть не является еще одним политическим центров, как во времена Леонида Кучмы. Это серьезное достижение, особенно если вспомнить конфликты между президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко.

Другое дело, как эти реформы проходят на самом деле, а не на словах или бумаге. Они действительно начались или нам только говорят о них?

Сорос и Леви в своей статье едко отмечают, что даже сейчас, после Революции достоинства, которая возникла как результат выплеснувшейся наружу нетерпимости народа к коррупции, водительские права можно купить за взятку. 

В своей статье в Washington Post Борис Ложкин пишет: «20 лет Парламентская Ассамблея Совета Европы призвала Украину реформировать генеральную прокуратуру, но долгожданные изменения произошли только после избрания проевропейского президента. Революция достоинства была, в первую очередь, движением против коррупции, и украинские власти уже приняли ряд беспрецедентных законов по борьбе с ней… Но наша миссия гораздо шире, чем просто принимать хорошие законы. Мы меняем саму философию государственной службы в Украине».

Мы должны признать, что общество пока либо вообще не видит реформ, либо недовольно его темпами. Оценить реформы вообще крайне сложно. Но в этом нам может помочь проект Индекс Мониторинга Реформ, которые составляют эксперты по пяти параметрам: 

1.Госуправление и борьба с коррупцией
2.Госфинансы
3.Монетарная политика
4.Внешняя торговля
5.Энергетическая независимость.

Реформы оцениваются от -5 до 5 баллов. Нам известны результаты уже двух замеров. Эксперты давали свои оценки на основании принятых (или ликвидированных) нормативных актов. И вот что получилось.

За последние две недели января реформы получили среднюю оценку в 1,3 балла, тогда как первые недели месяца – 1,1. То есть значения положительные, а не отрицательные. При этом Минюст получил 3,5 балла за ликвидацию исполнительной и регистрационной служб. Более детально с результатами можно ознакомиться здесь.

Иными словами, при всем нашем скепсисе некие подвижки все же есть. Но, разумеется, мы все равно не устанем ругать правительство и президента. И помощь США и ЕС, в которой мы нуждаемся, и которая зависит от наших реформ, тут выступают в роли гаранта того, что реформы состоятся и будут успешными. 

Ложкин в своей статье пишет, что финансовая поддержка со стороны США, как это ни странно прозвучит, все еще остается намного меньше, чем таким странам как Казахстан, Польша и даже Россия. И его личный концепт этой помощи состоит не в том, что Украину нужно просто спасти всем миром от финансовой пропасти, а чтобы эта помощь в результате привела к инвестиционной привлекательности страны. «Помощь, которую Украина попросила у своих партнеров, гораздо меньше, чем цена вечной войны на востоке Украины», - пишет Ложкин.

Но и темпы реформ могли бы быть выше. До 5 баллов еще далеко. Нет реформ – нет денег, нет победы. Все просто.