Образно выражаясь
С самого первого момента, когда в зоне АТО оказались первые наши добровольцы и солдаты, многие говорят о том, что прошедшие войну мужчины и женщины вернутся домой и устроят вырванные годы властям, которые так и не сподобились провести качественные реформы. Грозность этой картины дополнялась тем фактом, что эти люди не только потеряли страх, в том числе - и перед смертью, но и еще вооружены. Вдобавок ко всему, они, по общему мнению, имеют больше моральных прав требовать качественных преобразований, нежели те, кто остался патриотом лишь на словах (хотя и это в наше время, как ни крути, что-то да значит). Я согласен с тем, что они сыграют свою роль в том, что эта власть может тоже не досидеть до конца своего срока и оказаться в пустынном Сочи (образно выражаясь). Но большую часть разъяренной толпы составят вовсе не они.
С точки зрения психологии, травмировано абсолютно все украинское общество, не существует человека, которого не коснулись Майдан, аннексия Крыма и война на Донбассе. Завидую тем, кто не пострадал душевно от врожденного безразличия, но материально пострадали все без исключения.
За прошедший год влиятельными в общественном и политическом смысле стали люди, которых мы либо раньше не знали, либо понимали, что при прошлой власти у них нет никаких шансов принимать непосредственное участие в управлении страной. Теперь голос одних стал слышен более широко, другие и вовсе оказались во власти. Но в глобальном смысле теперь каждый из нас получил все права и почти гарантии того, что мы можем высказаться и быть услышанными. Мы даже можем оказывать прямое влияние на принятие решений, если нам так будет угодно. Это не значит, что в любом министерстве нас просто ждут с чаем и пирожками, но тот, кто поставит перед собой цель объяснить депутату или чиновнику, в чем тот не прав, а затем предложить свой вариант решения и даже услуги, может добиться желаемого. Наверное, такие случаи еще не стали массовыми, но раньше и таких не было.
Душевные и материальные потери людей приблизили их к состоянию, когда им нечего терять. Человек, которому нечего терять, начинает совершать отчаянные поступки. И не обязательно это должны быть люди с боевым опытом и припасенным оружием. На самом деле восстанут все, и у каждого, повторяю, будут все моральные права сказать нынешней власти все, что о ней думает, и приложить усилия для ее очередной смены.
Время показало, что война с Россией действительно не может быть поводом для того, чтобы оправдать ею отсутствие реформ, на которые существует запрос намного больший, чем на возврат Крыма и очистку Донбасса от оккупантов. По моим личным наблюдением, большинство людей, которые меня окружают, не ждут от «хунты» возврата наших территорий, потому что уже не видят в этом смысла, ведь: погибнут наши люди, на тех территориях живут предатели, их содержание нам дорого обойдется, нет гарантий, что они не воткнут нам нож с спину, больные конечности надо ампутировать (образно выражаясь). Больше всего люди требуют перемен – немедленных – внутри «материковой» Украины. При этом все понимают, что хорошего результата сразу быть не может. Но так, чтобы вообще никакого результата не было, не устраивает никого. А именно это мы видим сейчас.
Я не буду перечислять помпезно представленную и успешно заглохнувшую Стратегию – 2020 имени Петра Порошенко, бравурные угрозы навести порядок в госфинансах имени Арсения Яценюка, обоюдные клятвы реформировать судебную систему и еще с десяток слезных обещаний чего-то там отреформировать. Просто уже очевидно, что реформы не начались и будут начаты не скоро. Или никогда. Почему я так думаю? Потому что я задаю себе простой вопрос: что изменилось за прошедший год? Что и где стало лучше? Ну, хотя бы в какой-то мелочи – что? Не дай бог оказаться мне в суде – получу ли я справедливое правосудие? Нет. Могу ли я рассчитывать на помощь милиции, если меня ограбят? Нет. Могу ли я быть уверенным в том, что, ведя машину, я не попаду в глубокую яму через километр? Нет. Я в нее попаду гарантированно. И так далее.
Поэтому я не верю в угрозы, что вот придут наши солдаты из АТО и надерут всем задницы (образно выражаясь). Драть эти задницы будут все от мала до велика. Это не будет называться третьим Майданом. Это будет такое самоуправление, от которого тоже будет жарко, но если другого выбора нет, то будет так. Причем за дело возьмутся те самые новые лица, включая тех, кто еще себя не проявил, ведь среди них есть тысячи специалистов – каждый в своем деле. Вот они и сделают эти реформы так, как они это видят. Правда, нет гарантий, что это пройдет мирно, цивилизованно и без крови.
Какой еще нужен стимул, чтобы власть не изображала, что она что-то делает? В конце концов, в чем кайф наворовать миллиарды и жить в Сочи (образно выражаясь)?