У Грузии получилось. Получится ли у грузинских советников в Украине?
На правах блогера, имеющего право выражать свое личное мнение, я хочу сказать, что меня очень раздражают замечания типа «а в Грузии не все так прекрасно» и «Грузия поднялась на американских деньгах». Во-первых, да, не все хорошо, но всяко лучше, чем в Украине, во-вторых, дело не в том, на чьих деньгах, а что поднялась. Я был в Грузии, видел, что там происходит, и говорил с людьми, в том числе с теми, кто реформы создавал и кто ими пользуется. Как сказал один из грузинских советников Украины, экс-замминистра юстиции Грузии Григоий Вашадзе, дело в том, что Виктор Ющенко никогда больше не станет президентом, а Михаил Саакашвили – вполне сможет, потому что оставил после себя обновленную работающую систему, такую, что его даже его последователи не захотели ее ломать – общество этого не приняло бы.
Работа 15-ти советников, которых привез в Украину Саакашвили, не стоит нашем налогоплательщикам ни копейки. По всей видимости, экс-президент Грузии нашел доноров для своей миссии, и нас это не должно беспокоить. Беспокоить нас должно только то, готовность, желание и возможности украинского правительства и парламента воспользоваться ценными рекомендациями реформаторов-практиков. Я имел честь познакомиться с грузинскими советниками лично, и могу сказать, о чем идет речь.
Пока, как говорит мой американский друг, на тарелке у ребят из Грузии как минимум два крупных проекта: упростить оказание государством административных услуг и запустить электронную систему госзакупок в виде реверсного аукциона.
Первый проект – аналог грузинских домов юстиции, едином центре, где можно получить паспорт, оформить акт на землю, получить кредит и выпить кофе. Все это работает в Грузии с 2010 года и трудно найти человека, который был бы этим недоволен. В Украине, говорит, Вашадзе, нет смысла копировать все, что было сделать Грузии, ведь можно сделать лучше. Если в ближайшее время кто-то из нас в течение 15 минут сможет получить новый паспорт без лишних справок и печатей, жить станет намного легче. И это для начала.
Второй проект – госзакупки. На этом виде деятельности существенно обогатился главный вор Украины Виктор Янукович. На это кормятся до сих пор казнокрады. И пора это прекратить. Электронная открытая система позволит отслеживать все траты государства. И, самое важное, реверсный аукцион предполагает победу лишь в случае предложения самой низкой цены, а если сама стартовая цена государством будет выше рыночной (клубника по 300 гривен, бензин по 40 гривен за литр), тут должна вмешаться прокуратура. И эту систему грузины разрабатывают совместно с Минюстом и парламентом. Вашадзе надеется ввести ее в действие с нового года.
Воспитание не позволяет грузинам сказать все, что они думают об украинских чиновниках, которые готовы часами петь соловьем о том, как сложно делать реформы. Поэтому грузины не ждут приглашения, не ищут снисхождения, а прессуют чиновников, чтобы те зашевелили своими задницами.
Джаба Эбаноидзе, например, сказал, что для тестирования существующей системы регистрации имущественных прав он вместе с гражданином Украины прошел ее от и до, давая понять, что не сидит в кабинете, а изучает весь процесс. На эту процедуру он потратил многие часы, вставал в 5 утра, чтобы занять очередь на регистрацию
Еще один легендарный грузин Леван Варшоломидзе, экс-премьер-министр Аджарии, отметил, что бизнес – основа гражданского общества и демократии – любит гарантии безопасности и простоту регулирования. Он считает, что государство обязано избавляться от несвойственных ей и ненужных функций. Когда такое было сделано в Грузии, в Батуми начался бум туризма и гостиничного бизнеса. В целом по стране в 10 лет назад было 50 тыс туристов, теперь – 1,5 млн в год.
Он также рассказал историю о том, как в Батуми приехал украинский инвестор, выбрал участок для строительства, утром они подали документы в Дом юстиции, пошли пообедать, а вечером все документы были готовы. Завтра он мог начинать строительство. Затянись этот процесс еще на день, и инвестор мог передумать.
Грузины говорят, что уедут из Украины в двух случаях: когда добьются результата или когда поймут, что Украина не намерена меняться и развиваться.
Но у нас война. И что? Варшоломидзе сказал, что более удачного времени для реформ сложно придумать, потому что таких стимулов для перемен, выживания и сохранения страны может больше не быть. Но украинское гражданское общество, которое таки существует, должно помочь – правительство должно испытать такой прессинг, чтобы ему было тошно, если реформ не будет или они не дадут результата.
Вам не нравятся грузинские советники? Значит, вас не устроит никто и вы не хотите сделать свою собственную жизнь лучше.
А в Грузии действительно не все прекрасно. А у нас?