Украинская Энергетическая стратегия
Украинскую Энергетическую стратегию нужно срочно переписывать в ключе аналогичного европейского документа.
Согласно принятой в ЕС энергетической стратегии доля альтернативной энергетики должна составить не менее 70% от всего энергопотребления (а есть уже прогнозы, что она может быть и значительно больше – 90-95%). В качестве «промежуточного» звена, принято, что до 2025 г. объем установленных мощностей угольной промышленности снизится с 21% до 12% в энергобалансе, ядерной энергии - с 14% до 9%. К 2025 г. баланс производства электроэнергии в ЕС должен выглядеть так: возобновляемые источники энергии (ВИЭ) - 25%; гидроэнергетика (отдельно)- 14%; ядерная - 20%, нефть и газ - 23% и угольная промышленность - 17%.
При этом, несмотря на колоссальные с нашей точки зрения успехи европейцев в развитии использования энергии солнца и ветра, в ЕС отдают себе отчет в том, что это – нестабильные источники, зависящие от погодных условий, времени года, времени суток, условий конкретной местности и т.д. А вот биомасса так же универсальна и «стабильна», как и ископаемое топливо. Поэтому, и энергетическая стратегия, о которой я говорил, в основном, построена на увеличении использования биологического энергетического сырья.
Сейчас в странах Евросоюза в производстве энергии ежегодно используется 118 млн т условного топлива в виде биомассы – это отходы сельского хозяйства, лесной промышленности и пр. (одна тонна условного топлива приравнивается по теплотворной способности к одной тонне бурого угля). Из этого объема в Евросоюзе вырабатывается 15% всей тепловой энергии и 4% всей электроэнергии. Вообще, вся европейская альтернативная энергетика «построена» на использовании биомассы - европейская «зеленая» энергетика на 70% работает именно на ней.
Здесь невольно напрашивается сравнение с новой редакцией Энергетической стратегии Украины до 2030 г., которая была обнародована Министерством энергетики и угольной промышленности летом этого года. Доля возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе через 18 лет составит лишь 2%! В цифрах это выглядит так: из 646 млрд. кВт/ч всего энергопроизводства «зеленые» источники обеспечат всего 13 млрд. кВт/ч. При этом доля угольных и атомных электростанций в производстве электроэнергии достигнет 80%.
Ведь «биомассовый» потенциал только украинского аграрного сектора составляет, по моим подсчетам, 27-37 млн т условного топлива в год (в той же Германии раза в три меньше). Это составляет 13-19% от всего топливного потенциала нашей страны, и для его освоения требуются относительно небольшие средства – около EUR6 млрд. Даже без каких-либо инвестиций в технологии подготовки и сбора биомассы отечественное сельское хозяйство уже готово «выдавать» 10-13 млн т условного топлива биомассы в год.
Что может произойти при такой «грамотной» Энергетической стратегии? Для европейских планов развития «зеленой» энергетики собственной биомассы не хватит, ее, собственно, не хватает уже сейчас. Поэтому, думаю, что сценарий будет очень простой – фактически все украинское биоэнергетическое сырье (т.е. биомасса) будет выкупаться странами Евросоюза. Ведь мы не сможет предложить европейцам закупать у нас готовую электроэнергию – для этого нужны крупные инвестиции в строительство ЛЭП, которые ЕС делать не рвется. Европейцам гораздо выгоднее закупать дешевое сырье, транспортировать его и ничего не вкладывать экономику Украины. Наша страна будет в очередной раз просто распродавать свои богатства.
Обратимся к ситуации в Германии, где закрытие атомных станций, которые давали пятую часть в энергобалансе, уже идет полным ходом. Естественно, что недостающие мощности нужно чем-то восполнять, и это будет сделано за счет биосырья. Представьте, поставки какого количества биомассы немцам предстоит наладить в течение ближайших 5-10 лет. Первые, к кому они пойдут – это будет Украина с ее отходами лесной промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, Германия планирует использовать пустующие сельскохозяйственные угодья РФ (а их там до 40% от всей пашни). Планируется, что на этих землях будут выращиваться энергетические деревья (типа верба, мескатус гигантус и пр.). А мы на фоне таких планов «поворачиваем» свою Энергетическую стратегию на 180 градусов и планируем увеличивать долю ископаемого топлива.
Поэтому, на мой взгляд, украинскую Энергетическую стратегию нужно срочно переписывать в ключе аналогичного европейского документа. Если прописать в ней, например, 20%-ную составляющую возобновляемых источников энергии в энергобалансе, то будут приняты и соответствующие законодательные акты, стимулирующие инвестиции. Ведь глядя на Стратегию, инвесторы понимают, что альтернативная энергетика Украине не нужна, и государство будет к ней относиться так, как прописано в этом документе. В такой энергорынок инвестиции не зайдут никогда.