Когда камни говорят
В последний раз, пребывая в Москве, нашел в интернете интереснейшее предложение для тех, кто готов пешком пройтись по историческим местам и открыть для себя новое в истории города. Потенциальный гид предлагал путешествие во времени в историю Немецкой слободы. И как звучит в рекламном послании к туристу: «Иноземная слобода на правом берегу Яузы была совершенно удивительным островком европейской жизни: широкие, прямые улицы, нарядные, просторные дома».
Мне, конечно же, вспомнился Киев. Ведь подобные туры смело можно организовать по центру города. Собственно, история столичных немцев насчитывает не одно столетие, поскольку единичные уроженцы немецких земель оседали на территории Киева со времени его основания. О немецких купцах, ремесленниках, миссионерах, дипломатах в городе на Днепре неоднократно упоминают летописи, хроники, другие документальные источники.
Появление немецкой колонии в Киеве приходится на время царствования императрицы Екатерины ІІ (кто забыл, кстати, немецкой принцессы Софьи Анхальт-Цербтской). Профессор университета Святого Владимира (ныне Национальный университет имени Тараса Шевченко) и директор Первой киевской гимназии немец Деллен свидетельствовал, что евангелическо-лютеранская община в городе возникла примерно в 1765г.
С тех самых пор на карте Киева стали появляться архитектурные ваяния, многие из которых стали визитными карточками столицы. Так, например, колокольню греческого монастыря в стиле «модерн » проектировал на Подоле в 1915г. архитектор А. Ейснер. И, конечно же, как не вспомнить лютеранскую церковь в готическом стиле на улице Графской (сейчас Лютеранской, 22), создавали в 1856г. немецкие архитекторы Иван Штром и Павел Шлейфер. Они же построили рядом приют для бедных прихожан – двухэтажное здание, которое после реконструкции стало четырехэтажным, а еще Екатерининское училище и гимназию.
На этой же улице (сейчас Лютеранская, 23) архитектор Эдуард Браутман в 1900г. соорудил особняк С. Аршавского, известный горожанам как «Дом плачущей вдовы». А на нынешней улице Городецкого в ХIХ веке красовались дорогие дома знатных киевлян, выполненные в стиле «венский модерн». В 1886г. улицу украсил дом №15, в котором любил собираться тогдашний столичный бомонд. Это здание тоже проектировал немец Георгий Шлейфер. Элитный участок в этом районе принадлежал профессору киевского университета Мегингу. Его усадьба имела прекрасный сад с аллеями, которые впоследствии стали улицами. После смерти Мегинга участок приобрело домостроительное общество, возглавляемое архитектором Г. Шредером. В 1898 г. Шлейфером и Браутманом там было построено здание Театра Соловцова на 1105 мест. Сегодня это Театр им. И.Франко. Им же принадлежит проект здания гостиницы «Континенталь» (1895-1997г.г.), где со временем было открыто музучилище, а впоследствии консерватория, которая ныне имеет статус Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского.
В свое время в районе Бессарабки в XVII-XVIII веках было расположено немецкое кладбище, которое было в начале XVIII века перенесено. Начиная тур с центра города, заканчивать это познавательное путешествие необходимо на Байковом кладбище, где расположено старонемецкое кладбище. Или точнее то, что от него осталось…
Очень многие туристы приезжают на Байковое кладбище и не знают, что недалеко от центральной части стоит запущенная и частично разрушенная могила Г. Шлейфера, о котором упоминалось выше. До 50-х годов здесь нашли последнее пристанище многие известные деятели Киева – этнические немцы, внесшие вклад в развитие Киева и страны. В 50-ые под негласным разрешением властей стали уничтожаться памятники, надгробные плиты, которые затем использовались в строительстве разрушенного города. Без малого, была уничтожена большая половина старонемецкого кладбища.
И спустя годы, в наши дни, этот процесс, увы,по-прежнему продолжается. Многие памятники в плачевном состоянии.Требует восстановления памятник Г. Шлейферу. В месте, где покоится с миром первый часовщик Веллер, приглашенный из Бадена в середине ХIХ столетия, жена известного русского генерала ХIХ столетия Отто Оттович фон Фрейман была образована стихийная свалка.
Этот тур по немецкой истории г. Киева необходимо закончить его будущим. И поныне в столице живут и работают этнические немцы. Общество немцев г. Киева «Видергебурт» (с немецкого – «возрождение») под руководством Лидии Цельсдорф, вот уже второй год ведет восстановительные работы на Байковом старонемецком кладбище. Здесь можно увидеть таблички: «Под опекой «Видергебурт». На протяжении последних двух лет волонтерская группа, состоящая из этнических немцев, красит, убирает и восстанавливает запущенные могилы.
И сейчас на карте Киева еще появляются памятники, которые воздвигаются руками этнических немцев. В этом году исполнится 2 года, как был установлен памятник «Скорбящий Ангел», работа скульптора Николая Знобы, по ул. Лютеранской, 22, посвященный депортированным немцам. Инициатором и организатором этого проекта была Лидия Цельсдорф.
Киев – это город, где каждый камень насыщен историями и повестями прошлых лет. И среди туристических маршрутов, проложенных сегодня, рано или поздно, я уверен, обязательно появится новый – «Прошлое и настоящее немецкой общины в Киеве».
И пусть об истории расскажут камни…
Мне, конечно же, вспомнился Киев. Ведь подобные туры смело можно организовать по центру города. Собственно, история столичных немцев насчитывает не одно столетие, поскольку единичные уроженцы немецких земель оседали на территории Киева со времени его основания. О немецких купцах, ремесленниках, миссионерах, дипломатах в городе на Днепре неоднократно упоминают летописи, хроники, другие документальные источники.
Появление немецкой колонии в Киеве приходится на время царствования императрицы Екатерины ІІ (кто забыл, кстати, немецкой принцессы Софьи Анхальт-Цербтской). Профессор университета Святого Владимира (ныне Национальный университет имени Тараса Шевченко) и директор Первой киевской гимназии немец Деллен свидетельствовал, что евангелическо-лютеранская община в городе возникла примерно в 1765г.
С тех самых пор на карте Киева стали появляться архитектурные ваяния, многие из которых стали визитными карточками столицы. Так, например, колокольню греческого монастыря в стиле «модерн » проектировал на Подоле в 1915г. архитектор А. Ейснер. И, конечно же, как не вспомнить лютеранскую церковь в готическом стиле на улице Графской (сейчас Лютеранской, 22), создавали в 1856г. немецкие архитекторы Иван Штром и Павел Шлейфер. Они же построили рядом приют для бедных прихожан – двухэтажное здание, которое после реконструкции стало четырехэтажным, а еще Екатерининское училище и гимназию.
На этой же улице (сейчас Лютеранская, 23) архитектор Эдуард Браутман в 1900г. соорудил особняк С. Аршавского, известный горожанам как «Дом плачущей вдовы». А на нынешней улице Городецкого в ХIХ веке красовались дорогие дома знатных киевлян, выполненные в стиле «венский модерн». В 1886г. улицу украсил дом №15, в котором любил собираться тогдашний столичный бомонд. Это здание тоже проектировал немец Георгий Шлейфер. Элитный участок в этом районе принадлежал профессору киевского университета Мегингу. Его усадьба имела прекрасный сад с аллеями, которые впоследствии стали улицами. После смерти Мегинга участок приобрело домостроительное общество, возглавляемое архитектором Г. Шредером. В 1898 г. Шлейфером и Браутманом там было построено здание Театра Соловцова на 1105 мест. Сегодня это Театр им. И.Франко. Им же принадлежит проект здания гостиницы «Континенталь» (1895-1997г.г.), где со временем было открыто музучилище, а впоследствии консерватория, которая ныне имеет статус Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского.
В свое время в районе Бессарабки в XVII-XVIII веках было расположено немецкое кладбище, которое было в начале XVIII века перенесено. Начиная тур с центра города, заканчивать это познавательное путешествие необходимо на Байковом кладбище, где расположено старонемецкое кладбище. Или точнее то, что от него осталось…
Очень многие туристы приезжают на Байковое кладбище и не знают, что недалеко от центральной части стоит запущенная и частично разрушенная могила Г. Шлейфера, о котором упоминалось выше. До 50-х годов здесь нашли последнее пристанище многие известные деятели Киева – этнические немцы, внесшие вклад в развитие Киева и страны. В 50-ые под негласным разрешением властей стали уничтожаться памятники, надгробные плиты, которые затем использовались в строительстве разрушенного города. Без малого, была уничтожена большая половина старонемецкого кладбища.
И спустя годы, в наши дни, этот процесс, увы,по-прежнему продолжается. Многие памятники в плачевном состоянии.Требует восстановления памятник Г. Шлейферу. В месте, где покоится с миром первый часовщик Веллер, приглашенный из Бадена в середине ХIХ столетия, жена известного русского генерала ХIХ столетия Отто Оттович фон Фрейман была образована стихийная свалка.
Этот тур по немецкой истории г. Киева необходимо закончить его будущим. И поныне в столице живут и работают этнические немцы. Общество немцев г. Киева «Видергебурт» (с немецкого – «возрождение») под руководством Лидии Цельсдорф, вот уже второй год ведет восстановительные работы на Байковом старонемецком кладбище. Здесь можно увидеть таблички: «Под опекой «Видергебурт». На протяжении последних двух лет волонтерская группа, состоящая из этнических немцев, красит, убирает и восстанавливает запущенные могилы.
И сейчас на карте Киева еще появляются памятники, которые воздвигаются руками этнических немцев. В этом году исполнится 2 года, как был установлен памятник «Скорбящий Ангел», работа скульптора Николая Знобы, по ул. Лютеранской, 22, посвященный депортированным немцам. Инициатором и организатором этого проекта была Лидия Цельсдорф.
Киев – это город, где каждый камень насыщен историями и повестями прошлых лет. И среди туристических маршрутов, проложенных сегодня, рано или поздно, я уверен, обязательно появится новый – «Прошлое и настоящее немецкой общины в Киеве».
И пусть об истории расскажут камни…