Послевкусие от уверенности Гонтаревой
За принятие проекта постановления №4114а проголосовало 349 депутатов при минимально необходимых 226. Сейчас уже конец сентября и хотелось бы подбить итоги и проанализировать некоторые действия Валерии Алексеевны, которые привели страну к нынешнему курсу более 14 грн./долл.
“Я на сто процентов сторонница гибкого курса. Поэтому вы не услышите ни о каком курсе до конца года. Нужно понимать, что свободно конвертируемая валюта и гибкий курс - это абсолютно разные вещи. Приоритетная идея сейчас - достижение гибкого курса. А в пятилетней перспективе можно будет рассмотреть вопрос конвертируемости курса.”
НБУ перешёл к гибкому курсообразованию на валютном рынке и мы можем увидеть результат. С июня месяца доллар прыгнул с 11,95/12 грн до 14,2/14,6 грн. Это мы идём в ногу с рынком. При этом, постановление НБУ № 49 “О мерах относительно деятельности банков и проведении валютных операций" от 06.02.2014 (который был дополнен и видоизменен еще во времена экс-главы НБУ Соркина) , казалось бы, должен был снизить спрос на валюту со стороны населения потому, что ряд ограничений просто не давал бы возможности человеку взять столько, сколько бы он хотел. Это была платформа для стабилизации, но нет.
Гибкий курс тождественен ручному управлению. Ручное управление, конечно же, выгодно банкам. Почему? Потому, что они могут контролировать спрос на валюту, конвертировать валюту по такому курсу, который им выгоден, менять курс и т д. Вся сила в руках банков, а все деньги - из карманов украинцев, вот такой у нас стабильный курс. А шаги по запрету на продажу валюты дороже 12,9 грн. за долл. привели к ее отсутствию в обменных пунктах, зато на черном рынке американскую валюту бери не хочу не ниже 14 грн./долл. Как следствие, курс на Межбанке превышает отметку 14 гривен за доллар.
Были интервенции НБУ на рынок, в том числе с покупкой валюты. И это в то время, когда банкам необходимо выдавать вкладчикам депозитные обязательства и в то время, когда валюты без того на рынке нет. При этом Гонтарева четко дала понять, что золотовалютные резервы тратить не будут для того, чтобы погасить курс доллара, мол, и так их маловато будет. А, как думаете, нужно ли было в это поверить?
Ну что ж, на нет и суда нет.
“Я не сторонник ослабления валюты для активизации экспорта. Наш экспорт больше зависит от мировых товарных цен. Разумеется, девальвация дает некоторые преимущества, но их тут же съедает инфляция.”
Ярким примером “преимущества” стало постановление НБУ № 515 “ Про урегулирование ситуации на валютном рынке Украины” от 20 августа , которое не только вводит норму 100% продажу валютных поступлений экспортеров, но и жестко регулирует действия субъектов валютного рынка в соответствии с законодательством, и действительно это постановление 90 дней.
Валютная выручка экспортёров пряталась ранее ими же, никто не хотел отдавать на межбанковский валютный рынок половину, а все 100% и подавно не отдадут. Имеем объем торгов в 200-300 млн.долларов за день на Межбанке, что приблизительно в 3 раза меньше чем в прошлом году. Для заметки, был день 18 сентября, когда объем торгов находился на отметке 134,6 млн долл при курсе 14,35/14,1 грн./долл.
Ещё слово о валютном аукционе. Нововведением НБУ стали валютные аукционы, в которых “разыгрывались” резервы НБУ с целью стабилизировать национальную валюту. Последний аукцион 19 сентября, НБУ тогда продавали 100 млн.долларов по 13,55 и к концу торгов доллар был оценен почти в 15 гривен.
Как это работает у нас в стране: банки подают заявки на определенную сумму, по определенному курсу, они готовы купить валюту, но не всем готовы её продать. Заранее “нужным” банкам по “нужному” курсу дается право на последующую покупку долларов, а остальным неважным банкам отказывают и они вынуждены покупать в обычном порядке доллар на Межбанке. В нашем банковском секторе глагол “спекулировать” равносилен глаголу “дышать”, увы и ах. И к слову: резервы всё-таки потратили.
Можно многое написать об активном рефинансировании Нацбанком определенных банков, о ликвидации банков с некачественными активами (банкопад) и о том, что атак на курс гривны будет еще много, но нужно зрить в корень.
Проходим все равно к одному и тому же. Нет у нас слаженной команды менеджеров, которая бы эффективно работала. Нет у нас плана действий, который был бы предложен существующей командой НБУ, а есть цифра 14 и уверенные заявление Валерии Алексеевны Гонтаревой. Ведь украинцы понимают, что по курсу 14 будут пересчитаны товары, которые закупались ранее по курсу 8 грн./долл, очевидные вещи. И, очевидно, что вынужденным потребителем “благ НБУ” является среднестатистический украинец.