С момента бегстваЯнуковича прошло два года. За два года мы выстроили относительно боеспособнуюармию, относительно активное гражданское общество, привыкли хотя бы минимально защищатьсвои права и требовать от государственных чиновников исполнения своихобязанностей. Всё бы славно, если бы не одно маленькое «Но» - при наличииноминального государственного руководства, роль государственного аппарата у насисполняет несметная армия бюрократов и казнокрадов, а исполнять эти самые государственныеобязанности чиновники так и не научились. В самый сложный момент для проведенияактивных экономических и политических реформ в Украину высадился целый десант«варягов» - зарубежных деятелей, которые отлично зарекомендовали себя в другихстранах, а также высококвалифицированных специалистов, которые, жертвуя личнымиинтересами, возглавили многие проблемные ведомства.  

Однако реформы – именно то,на чем наш госаппарат откровенно забуксовал. Ряды приглашенных технократовредеют: даже у самых упорных реформаторов со временем опустились руки.

Первым полетела головаДениса Бродского – топ-менеджера, который возглавил Национальное агентствоУкраины по вопросам государственной службы в ущерб карьере в банковской сфере. Нанего возлагали огромные надежды, связанные с реформой госаппарата и оптимизациисоответствующих трат. Всего через месяц, в результате скандала с премьером Яценюком, Бродский службу оставил. Впечатления,которые у него оставила государственная служба, самые противоречивые – несмотряна энтузиазм и напор, Бродскому пришлось столкнуться с коррупцией и бюрократиейв самом закоснелом её проявлении.

Рухнула надежда наобновление Генпрокуратуры. Замгенпрокурора Виталий Касько, на котороговозлагали столько надежд, подал в отставку и заявил о том, что Генпрокуратура так и осталаськарательным органом, где царит беззаконие и круговая порука. Также он сообщил,что все реформаторские инициативы были зарублены на корню, так что надеяться накакие-либо положительные изменения в этом ведомстве абсолютно бессмысленно.Чуть позже в СМИ появились сообщения о том, что дело «бриллиантовых прокуроров»развалено, а люди, которые его вели, уволены из рядов генпрокуратуры. Это косвенно подтвердил и заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе. Поего словам, вся та команда, которую он тщательно подбирал для проведениявнутренних реформ в этом силовом ведомстве, ныне выведена за штат, а отдельныеследственные отделы просто ликвидированы.

Тотальным крахомобернулась попытка совершить маленькое экономическое чудо в Одесской области. Авторгрузинского ренессанса, экс-президент Михеил Саакашвили, обвинил главу и членов правительства в причастности к коррупции, а вответ удостоился лишь громкого публичного скандала перед лицом президента,когда министр МВД швырнул в него стаканом, а премьер-министр, трусливо обежаввокруг стола, обозвал его гастролёром.

Чуть было не ушел Министр инфрастуктуры Андрей Пивоварский –паровоз реформ в одном из самых коррумпированных и запущенных ведомств,стараниями которого были вскрыты схемы многомиллиардных хищений.

Со скандалом подал в отставку Министр экономики Украины Айварас Абромавичус. Вкачестве причины демарша он привел  мощноедавление со стороны провластного олигарха, тотальное насаждение «назначенцев»,и непобедимую коррупцию. Вслед за Абромавичусом ушли и четверо заместителей –ударное ядро реформаторов. В их числе и легендарный Макс Нефёдов – отец системыгосзакупок ProZorroи множества других реформаторских инициатив. По его стопам пошел замминистра образования Олег Деревянко – тоже непоследний человек в процессе реформирования ведомства. Заявил о желанииуволиться Роман Хмиль – в прошлом успешный бизнесмен, а ныне главадепартамента стратегического развития дорожного хозяйства и автотранспортаМинистерства инфраструктуры. Причины те же – коррупция, кумовство и непрошибаемаянаглость чиновников, политические игры вместо реальных радикальныхпреобразований.

Вся ситуация с массовойотставкой технократов выявила печальное положение дел. В наши дни в Украинесуществует две группы политиков высочайшего уровня. Представители первоголагеря пытаются удовлетворять требования международных кредиторов и зарубежныхдрузей Украины, которые ради нашего благополучия часто жертвуют своимиинтересами и даже вступили в политическую конфронтацию с агрессором в лицеРоссийской Федерации. Они пытаются привлекать силы, энтузиастов и всевозможности для как можно более скорого преобразования и возрождениягосударства. Второй же лагерь, в который входят многие члены правительства,олигархи и их ставленники, отчаянно пытаются сидеть на двух стульях – и создатьвидимость проведения реформ, и усидеть на коррупционных потоках, охранив своиприбыли.

Случись это в обычноевремя, бог видит, можно было бы и потерпеть – народ мы хоть и сварливый, нонезлобивый. Однако тут нарушаются два незыблемых принципа, как здравой логики,так и экономики. Во-первых, рассуждая рационально, стоило бы воровать сприбыли, а не с убытков. Щедро пилить зарубежные кредиты и гранты при том, чтоэкономика Украины находится в полном упадке – как минимум, глупо инепредусмотрительно в отношении долгосрочной перспективы. Момент же второй,который вызывает особые опасения – агрессор в лице наших заклятых российскихдрузей, со своими чирьями в виде недонародных недореспублик, никуда не девался.Что у них на уме, и чем закончится вся история с российским почёсываниемимперских притязаний, - вопрос очень спорный. И грабить свою страну в разгар военного противостояния – не простоглупо, но крайне преступно. В такой момент стоило бы бросить сверхусилия напостроение мощного государственного аппарата и укрепление обороноспособности, ане на коррупционные свары и перераспределение потоков.

Чем же это закончится?

Конечно же, ничемхорошим. Пока что общая ситуация выглядит довольно печально. Очень высок рисктого, что иностранные инвесторы и партнеры, которые и так рассматривают Украинукак отдельные редкие вкрапления государственности в системе тотальнойкоррупции, окончательно разочаруются и утратят веру в возможность положительныхизменений. Поток финансирования иссякнет, а так как экономика Украины находитсяв пределах самых печальных и отрицательных величин, это будет иметь самые плачевные последствия. Пророссийские силыи агенты влияния, подобно инфекции, медленно отравляющей организм, медленно, ноуверенно возьмут верх. Ну, а дальше всё просто – тьма, печаль, политическаясмерть. И иных вариантов с каждым впустую потраченным днём, с каждым ушедшимреформатором, становится всё меньше.