Начало российской агрессии против Украины выявилоудивительную тенденцию. Выходцы из тех регионов, где оккупант делал ставкуименно на народную поддержку антиукраинских настроений, выказывают явно патриотическуюпозицию и неприятие догм так называемого «русского мира». А вот некоторыежители других регионов, избалованные мещанской сытостью и бытовым комфортом,наоборот, порой проявляют себя в качестве коллаборационистов – с упорностьюнедалекого люмпена, они если и не прямо, то косвенно выражают поддержкусепаратистам и врагу. Многие этнические россияне, ошалев от оруэлловских реалийсовременной России, берут в руки оружие и сражаются на стороне Украины. В то жевремя отдельные украинские мажоры, дети чиновников и армейских генераловпозволяют себе открыто критиковать власть, выказывать недовольство и призыватьврага к более решительным действиям против Украины.

Ладно, если речь идет о социальных сетях – там яростныхсторонников «русского мира» быстренько душат спецслужбы, при виде иных жекаждый нормальный человек просто покрутит пальцем у виска и пройдёт мимо. Ночто делать, если скрытый сторонник врага и симпатик «русского мира» просочитсяв ряды служащих государственного аппарата или получит доступ к военной илигосударственной тайне?

Не секрет, что за годы правления Януковича рядыспецслужб, силовых ведомств и армейского командования оказались буквальнонашпигованы разного рода предателями, пособниками оккупанта и даже шпионами вполном понимании этого слова. Кроме явных врагов, были существенные проблемы ис коррупционерами – многие взяточники в погонах работали исключительно на свойкарман, разбазаривали государственное и армейское имущество и взаимно покрывалипреступления.

Именно для того, чтобы очистить свои ряды отразного рода мерзавцев, силовые ведомства начали широко применять практику проверки на полиграфе своихсотрудников. Первыми начали в СБУ – еще в апреле 2014 года ряд сотрудниковСлужбы прошли проверку на детекторе лжи на предмет сотрудничества с врагом илисовершения правонарушений во время событий на Майдане. Разумеется, точныерезультаты этих проверок никогда не станут общественным достоянием, однако вцелом глава СБУ Валентин Наливайченко заявил, что проверка оказалась роковойдля целой четверти всего штата Службы.

Вторыми на очереди стали служащие и сотрудникиМинистерства обороны. Министр Степан Полторак анонсировал масштабную проверкувсего руководящего состава МО, кроме того, проверку прошли и волонтеры, которыевзвалили на себя бремя государственной службы и вошли в штат министерства.Особое внимание уделили служащим, связанным с материальным обеспечением армии –ведь именно там риск коррупционных соблазнов максимально высок. Показательнымстал случай, о котором сообщил советник Президента Юрий Бирюков: один изпроверяемых, высокопоставленный служащий Вооруженных сил Украины, такперепугался проверки, что устроил настоящую клоунаду. Он симулировал приступболезни, натужно пытался обмануть полиграф и даже колол себя булавкой, чтобыисказить результаты. И хотя признаков сотрудничества с оккупантами обнаруженоне было, однако в биографии полковника выявили несколько тёмных пятен,связанных именно с взяточничеством и воровством.

Но если предыдущие масштабные проверки были действиемскорее ситуативным, призванным «отделить зерна от плевел» в уже существующейиерархии, то отныне проверка на детекторе лжи официально стала обязательнымусловием для поступления на руководящие должности в Министерстве обороны. Специальнымприказом МО, который утвержден Министерством юстиции, на базе Национальногоуниверситета обороны Украины создано специальное подразделение, которое и будетзаниматься проверками. Сотрудниками этого подразделения стали армейскиепсихологи, которые прошли квалификационную подготовку при участии спецов из СБУи экспертов из профильного Национального экспертного института. В кадровомдепартаменте МО заявляют: новая процедура уже принесла свои позитивные плоды.Собеседования на руководящие должности прошли более полутора сотен кандидатов,однако треть кандидатур детектор лжи забраковал. В дополнение к проверке наполиграфе, сотрудники подразделения обучены методикам максимально подробногоанализа личностных качеств самого кандидата. Вкупе с результатами исследованияна полиграфе, это поможет составить достоверный портрет будущего служащего ипозволяет решить, стоит ли допускать его к армейским тайнам и имуществу.