Право с чистого листа
О блокчейне и смарт-контрактах сказано ужемного. Немало написано и о том, как эти явления изменят право. Но в техматериалах, которые попадались мне, не было главного. Обычный докладчик посмарт-контрактам, выбрав кульминационный момент, заявляет: "и теперь всеобойдутся без юристов, ха!". Потом завязывается дискуссия о том, чтомашина никогда не сможет решать творческие задачи и морально поддержатьклиента, если его дело проиграно. Эмоциональный всплеск достигнут, докладокончен, начинается следующее выступление. А ведь роль людей юристов не такинтересна. Блокчейн, став инструментом права, может полностью поменятьпрофессию.
Что мы имеем сейчас? Огромное количествонеоптимизированных законов, которые содержат внутренние противоречия и часто несодержат логики в изложении (а порой и здравого смысла). А дальше идутнаписанные на бумаге контракты. Которые настолько далеки от жизни, чтобольшинство бенефициаров этих контрактов мало понимает, что в них написано. Такиеконтракты работают лишь в связке с государством, поэтому вынуждены перенимать егоклише канцелярской речи. Государство гарантирует и диктует формат договорныхотношений. Все это делает профессию юриста сложной и грустной. Копаться вклише законов, воспроизводя их в клише контрактов.
Блокчейн не контролируется государством.Законы государства сами по себе в нем не действую. Блокчейн, а точнее - токен(единица записи на блокчейне) представляет собой чистый лист, куда можновписать все, что только вздумается. И эта запись будет однозначным фактом. Никакихсудов по установлению юридического факта не нужно: все операции с токенамитщательно фиксируются. Такая запись будет известной и понятной - стираетсягрань между частным и публичным правом. Никаких судов ещё и потому, что частьдействий будет запрограммирована в смарт-контрактах.
Нет необходимости изобретать многостраничныеобороты с определением термина "аренда". Потому что токен просто небудет работать с объектами, не находящимися в реестре прав на недвижимоеимущество. Не нужно писать сложный механизм оплаты: он программно стыкуется сбанковским счётом. Вторая сторона просто акцептует его. Не нужны сложновыписанные гарантии инвесторам, потому что деньги просто не могут уйти в обходэскроу-агентов.
Такой формат взаимоотношений меняет оченьмногое. Он усиливает роль договорённостей, возвращает юристам их изначальнуюфункцию – понимать людей и помогать им выстраивать отношения друг с другом. Ивот именно это ещё очень долго не смогут сделать за нас роботы.