1000 $ за м2
На прошедшей неделе вел конференцию по тенденциям развития жилой недвижимости в Украине. По факту услышанного от представителей рынка и обсужденного, в который десятый раз подтвердил свое понимание, что, если французы – «лягушатники», то мы украинцы – «жабятники», и жаба (символ жадности) - наше национальное животное, которое мало думает и мало чему учится.
Один из бывших мэров Киева, который сейчас руководит ассоциацией производителей стройматериалов в своей презентации многих игроков рынка называл «жуликами», из-закоторых цена жилья на рынке такая высокая. Но когда ему начали задавать вопросы, а почему недавно цемент подорожал в полтора раза, ведь это влияет на конечную цену жилья для потребителей, экс-мэр сказал, что «все цементные заводы куплены зарубежными инвесторами, и они диктуют цену так, чтобы украинский цемент был неконкурентен, и – покупали зарубежный…» . Когда слышу такой ответ, задаю вопрос: так а кто «жулики»?
Когда в подводке к выступающему главе госфонда содействия молодежному строительству упомянул о недавнем марше бесквартирной молодежи и попросил чиновника разъяснить, что планирует конкретно сделать государство, чтобы решать эту критическую для безопасности страны проблему, увидел в его глазах обиду, а в выступление услышал стандартные, не связанные с жизнью фразы, и « что теперь акцент в работе будет делаться не на количество выдаваемых квадратных метров, но на количество семей, которым нужна помощь», и что государство выделило 60 млн. гривен на решение этой проблемы. .. А ведь 60 млн. – это капля в море, когда на очереди стоят 1 млн. 200 тыс. семей. Да и почему из моих и ваших налогов, кто-то другой будет получать квартиры, когда у нас самих может быть не решен квартирный вопрос?
То есть получается, что мы живем в условиях, когда у государства существует демоверсия политики по решению проблемы жилья в стране, которая ничего не решает, а игроки строительного бизнеса создают некую демоверсию строительного рынка, который, по сути, является базаром, в котором покупатель никогда не выигрывает.
Хотя риелторы и говорят, что сейчас мы живем в период , когда главный на рынке – покупатель, и он диктует, как двигается рынок и как меняются цены. А, на мой взгляд, не покупатель диктует цены на рынке, а наше национальное животное – жаба, которое всех давит.
Ведь давайте посмотрим на цифры. Сегодня на одного покупателя жилья приходится 50 продавцов; активных объявлений о продаже – 70233 квартир, каждая пятая из которых новостройка; при существующих ценах, емкость этого предложения почти 14 млрд. долларов. А реальных ежемесячных покупок происходит чуть более 1000, и 85% из них – эконом класс, который, кстати сказать, по заявленной стоимости в среднем - 1 500 долларов за квадрат (в Киеве). Но откуда в Киеве при нынешнем состоянии экономики без нефтедолларов может быть такая цена? Ведь мы живем уже в кризисном периоде, и кризис не закончился. Неадекватные цены должны были закончиться в 2008 году. Но и в 2011 году этот неадекват продолжается. Из-за жадности строителей, жадности риелторов и депрессии покупателей жилья в докризисный период, которые купили по 3000 и не могут поверить, что адекватная цена по 1 000 за метр, а также из-за банков, которые, благодаря асоциальному государству, выдавливают из украинцев все, что можно и не можно по ипотеке.
Но если бы государство, если бы все существующие ассоциации строителей и продавцов жилья смогли договориться об управляемом снижение цены до 1000 долларов за квадрат (в Киеве) и ниже, то люди начали бы активнее покупать, за счет оборота начали выигрывать и строители, и продавцы, и государство в налогах… И тогда не нужны были ненужные украинцам и бестолковые фонды содействия строительства жилья, потому что тогда молодая семья смогла бы себе позволить найти около 35 тыс. долларов и купить первую квартиру без никакого фонда.
И кстати, большинство финансистов и риелторов мне говорят, что сегодня в Киеве цена должна быть 1000 долларов минус 200 долларов за квадратный метр в зависимости от района. Так что мешает установиться адекватному и справедливому рынку в нашей стране?