Культурная экономика
Скажите, Вы когда-нибудь видели, чтобы украинские музеи предоставляли в открытом доступе годовые отчеты о своей деятельности, в том числе экономической?
Я не видел. И очень удивился, когда увидел такой отчет на сайте музея в Пирогове, куда я зашел просто так ради интереса со странички музея в Facebook. Первое, меня удивило, что закостенелый и трухлявый музей сделал симпатичную страничку в социальных сетях, потом удивился нестандартным подходом в изготовление вебсайта музея. Ну а когда увидел отчет о деятельности музея в открытом доступе на сайте, совсем удивился и задался несколькими вопросами.
Помните, какое-то время назад случилось много скандалов в музейной среде, когда в один день заменили несколько директоров национальных музеев. Потом был скандал вокруг Лавры и каких-то взяток министру, о которых рассказывала Влада Прокаева. Выступления директора Музея Софии-Киевской… На том негативном информационном поле мне было интересно наблюдать за мною любимым Музеем под открытым небом в Пирогове. Шума вокруг музея и нового директора особого не было. Но деятельность Пирогово вдруг стала заметной: постоянно там организовывались какие-то события, в музей активно приглашали, там что-то реконструировали и создавали. Туда захотелось чаще приезжать и посещать события, организованные музеем или на территории Пирогово.
И это на фоне правительственного подхода к «оптимизации», когда сокращались социальные бюджеты, бюджеты на медицину и образование. А тут в культурной сфере наблюдалось развитие.
Мне этот пример всегда был интересен с точки зрения культурного развития страны, которое всегда имело второстепенное значение в современной Украине. C ссылкой на то, что денег нет и не на что развиваться. Но я всегда подозревал, что в развитие культуры не деньги первичны. Но деньги, скорее, являются результатом культурного развития, подходами к управлению и действию.
Судя по внешним признакам, которые мы все наблюдаем в развитие музея за последний год и по тому годовому отчету, который можно увидеть тут, правильный менеджерский подход к управлению культурными ценностями привел к тому, что увеличился поток посетителей, увеличился приток благотворительных фондов, и музей по сравнению с предыдущим годом (со старым управлением), получил доходов почти на 1 300 000 гривен больше.
Это значит, что молодой директор Дмитрий Заруба, который до этого не имел опыта управления музеем, сходу понял, что и как надо делать и уже поднял музей. Это значит, что при таком подходе современного ответственного менеджмента, он может добиться того, что музей полностью сможет работать на самоокупаемости и иметь достаточно средств для обновления и реновации музейного имущества.
А это развитие культуры. А культура, это то, что мы теряем в быту, экономике, политике. И культура – это же знания, опыт, системы и технологии, которые помогают достигать серьезных экономических результатов. Это взаимосвязь, на мой взгляд демонстрирует директор в Пирогове Дмитрий Заруба. Очень неплохой пример и другим государственным менеджерам наука. Очень хочется надеяться, что и дальше Музей в Пирогове будет развиваться, будет развиваться наша культура и экономика и что это будет благодаря тому, что в государственном управление будет все больше таких продвинутых государственных менеджеров, как современный директор в Пирогове.