В одном из своих выступлений Николай Азаров заявил о возможности покупки российского газа по 160 долларов за кубометр, однако произойдет это лишь при условии вступления Украины в Таможенный союз. На фоне заявления украинского премьера в прессе разыгрались нешуточные страсти относительно необходимости присоединения Украины к торговому объединению России, Беларуси и Казахстана. Разговоры о Таможенном союзе идут давно, а эксперты до сих пор спорят о целесообразности вхождения Украины в это образование.
На сегодняшний день 40% украинского экспорта приходится на страны, входящие в Таможенный союз, еще 30% на страны ЕС. Помимо количественных показателей интересна сама структура этого экспорта: в страны ТС Украина экспортирует, в основном, продукцию машиностроения, метизную и трубную продукцию, также продукты питания, кондитерку и алкоголь. В страны ЕС, в основном, поставляется продукция сельского хозяйства, металл и химическая продукция. Однако из-за высокой конкуренции на европейском рынке украинским товаропроизводителям крайне сложно на него пробиться.
В последние годы все больше прослеживается тенденция к снижению экспорта высокотехнологичной продукции и увеличению экспорта сырья. В начале 90-х основу украинского экспорта составляло машиностроение, в 2000-х металл, в 2011-м году экспорт железорудного сырья впервые составил 6 миллиардов долларов, превысив экспорт металлопроката. Данная тенденция показывает путь, по которому сегодня движется Украина, в связи с этим в ближайшие годы страна рискует стать экспортером исключительно сырья. Данное явление представляет собой угрозу, так как сырьевые рынки подвержены серьезным колебаниям - цена на зерно, металл и руду меняется в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса и состояния мировой экономики, которое сегодня оставляет желать лучшего.
Вхождение Украины в Таможенный союз позволит оживить высокотехнологичные отрасли, в первую очередь, машиностроительную. Для справки, в 1990-м году экспорт машиностроения в структуре экспорта Донбасса занимал 60%, в 2011-м менее 10%. Цена на газ в третьем квартале 2012 года составляет 426 долларов за кубометр, что является неподъемной ценой для нашей промышленности и съедает основную часть валютной выручки государства. Предлагаемая в ТС цена в 160 долларов значительно ослабит давление на бюджет и сделает металлургическую и химическую продукцию более конкурентоспособной. По приблизительным оценкам экспертов, вхождение Украины в ТС позволит увеличить ВВП примерно на 5 миллиардов долларов в год за счет скидки на газ и увеличения экспорта продукции в страны Союза. Однако при этом есть риск активного вхождения российских, казахских и белорусских товаров на украинский рынок, что повлияет на производителей, ориентированных на внутренний рынок. Также существует угроза потери части экспортного рынка для сельскохозяйственной, химической и металлургической продукции.
Таможенный союз - это не просто экономическое образование. Следует понимать, что он является политическим проектом, созданным в противовес зоне евро и другим региональным объединениям. С одной стороны, его экономические преимущества очевидны, но существуют и политические риски.
Так, Россия, имея серьезные валютные резервы, скупает активы стран-соседей и все более агрессивно заходит на их рынки. Вряд ли украинские монополисты обрадуются такому вмешательству со стороны экономически более мощного соседа, ведь есть риск попасть под влияние российского бизнеса и лишиться части суверенитета.
Вступление Украины в ТС может быть воспринято на Западе как окончательное сворачивание евро интеграции Украины и переориентация на про российский вектор политики. Это осложнит и без того непростые отношения с ЕС, хотя и без того перспектива евро интеграции Украины крайне туманна. Это в большей степени вопрос ценностных ориентиров и выбора модели развития, чем реальных экономических и политических перспектив.
Если вынести за скобки политическую составляющую, то проект Таможенного союза, безусловно, интересен для Украины. Вхождение в ТС позволит оживить промышленность, снизит цены на газ и даст дополнительную валютную выручку, которая так необходима сегодня. При этом в долгосрочной перспективе возможны серьезные риски, связанные с российской экспансией и возможной политической изоляцией.
В любом случае, выбор сделать придется. Главное, чтобы решение не было принято необдуманно, как в случае с Харьковскими соглашениями, когда политически Украина проиграла, а экономически не выиграла.