В распоряжении СМИ появилась информация о сумме долга госсектора перед банковской системой, в частности – коммерческими банками.
Так, на начало 2016 года государственные предприятия задолжали банкам свыше 100 млрд гривен. И если на 1 февраля кредитный портфель всей банковской системы составлял порядка 1 трлн. гривен, то доля государственных заемщиков – это 10% от всех выданных в стране займов.
По данным аналитиков финансового гиганта с российским капиталом – Альфа-Банка, общая сумма долгов госкорпораций перед банками – свыше 100 млрд. гривен. При этом, одним из наибольших должников является монополист "Укрзализныця", долг которого перед контролируемыми Кремлем Проминвестбанком и Сбербанком России, достиг астрономической суммы и составляет несколько миллиардов гривен.
В перечень госпредприятий, задолжавших кремлевским банкам, входят и ряд предприятий угольной промышленности Украины. Ситуацию осложняет тот факт, что некоторые из них находятся на неконтролируемой Украиной территории Донбасса, в частности – некоторые предприятия "Укрзализныци", а также отдельные топливной промышленности, такие как ГП «Уголь Украины» и Шахтопроходное управление НР-10.
Не следует сбрасывать со счетов прецеденты, когда российские банки через непрозрачные кредитные отношения получают в собственность украинские частные компании, в том числе и задействованные в оборонном заказе.
Так, в конце прошлого года эта схема позволила "Проминвестбану", подконтрольному российским властям, занять место киевских компаний "Индастриал Констракшн" и "Гармоника", которым на двоих принадлежит 10% акций "АвтоКрАЗа" – основного поставщика большегрузных авто для украинской армии.
Кроме этого, Ощадбанк заявил о намерении продать на бирже 23% акций "АвтоКрАЗа", на которые сейчас наложен арест. Их вполне могут купить посредники в интересах россиян, которые после этого соберут блокирующий пакет стратегического поставщика автотранспорта для Министерства обороны Украины.
Есть примеры, когда банк заранее, кредитуя предприятие, уменьшает стоимость объекта и потом получает контроль над ним.
Например, совсем недавно украинская дочка "Сбербанка России" отсудила у одесского ФК "Черноморец" более 1 млрд. грн. и в недалекой перспективе получит контроль над торговым комплексом "Новый Привоз" и сетью гостиниц "Черное море".
Эту же схему Россия может вполне использовать и для получения контроля над стратегическими госпредприятиями, особенно учитывая, с какой легкостью украинские хозяйственные суды удовлетворяют иски российских капиталистов.
А пока депутаты Верховной Рады и Институтская спорят о целесообразности присутствия банков с российским капиталом на украинском рынке, российские финучреждения, невзирая на понесенные миллионные убытки по итогам прошлого года, продолжают наращивать свое присутствие в Украине.