С возвращением Савченко среди украинских политиков начался самый настоящий забег. Только не по бегу на дистанцию, а по пиару, суть которого - кто припишет себе больше заслуг в деле по возвращению Савченко на территорию Украины. Но изучение юридической стороны вопроса показывает, кого Савченко должна благодарить за спасение из тюрьмы.
Пиар-кортеж
Президент Порошенко прислал за Савченко президентский кортеж, пиар-служба Юлии Тимошенко, тут же родила новость, как она вместе с родственниками Савченко ожидает ее возвращения в Киев (очень важная и содержательная информация, конечно!). Политики помельче согласны хотя бы на "селфи" с героиней истории, пытаясь
Душещипательный пример из новостной ленты www.segodnya.ua :
13.57. Лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко вместе с родней украинской летчицы, нардепа от "Батькивщины" Надежды Савченко ожидает ее прибытия в Украину.
Но в любом судебном процессе, а дело Савченко, несмотря на весь информационный шум – это в первую очередь судебный процесс – есть две стороны: рекламная и юридическая. И сейчас мы наблюдаем именно рекламную кампанию украинских политиков.
Правовая сторона вопроса
А вот как выглядела настоящая, профессиональная работа, благодаря которой Савченко удалось вернуть домой? И ответ на этот вопрос становится очевиден, если тщательно сопоставить слово и дело, если внимательно изучить и сопоставить все значимые факты.
Итак, 25 мая 2016 года украинская и российская стороны произвели обмен народного депутата Надежды Савченко на российских граждан Евгения Ерофеева и Александра Александрова. Президенты двух стран подписали указы о помиловании, чтобы все трое под звуки фанфар вернулись к своим родным.
Но, как всегда, важны детали, проливающие свет на происходящее. Известно, что с просьбой о помиловании Ерофеева и Александрова к президенту Порошенко обратились их адвокаты. Здесь все понятно. А вот кто обратился к Владимиру Путину с просьбой о помиловании Надежды Савченко? На этот вопрос нам ответил сам президент РФ Владимир Путин. «Знаю, что более чем два месяца назад, а точнее 23 марта, вы встречались с Виктором Владимировичем Медведчуком. И тогда, по результатам этой встречи, обратились ко мне с просьбой о помиловании Савченко, которая осуждена российским судом», - сообщил В. Путин на встрече с родственниками журналистов ВГТРК Марианной Волошиной и Екатериной Корнелюк, где и присутствовал лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук.
Марианна Волошина , Екатерина Корнелюк, Владимир Путин, Виктор Медведчук
Фото: kremlin.ru
Но стоит отметить, еще очень интересный факт: согласно ст. 9 Федерального Закона РФ «О помиловании», лица, имеющие право направить ходатайство о помиловании - это:
- сам осужденный;
- либо его законные представители (представители),
- близкие родственники;
- учреждения и органы, исполняющие наказание;
- трудовые коллективы;
- общественные объединения;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации.
А, как нам известно, Надежда Савченко, еще 23 мая запретила своим адвокатам подавать прошение о помиловании. Более того, есть еще пункт 2 вышеуказанного закона РФ: «При обращении с ходатайством не осужденного или лица, отбывшего наказание, необходимо получить письменное согласие лица, представляемого на помилование».
То есть, в нашем случае требовалось получить письменное согласие самой Савченко. А как получить письменное согласие человека, который только вчера отказался подавать прошение о помиловании? Но тут на помощь приходит еще одна норма российского права, дающая президенту РФ дополнительные полномочия: «Президент Российской Федерации может помиловать осужденного или лицо, отбывшее наказание, не направлявших ходатайство о помиловании»...
Самый важный вопрос
И вот, казалось бы, все условия созданы и формальности соблюдены. Или стоп! Точнее сказать, условия есть, а как соблюсти формальности?
Остается еще один вопрос – самый важный. Кто-то должен проработать процессуальную сторону вопроса и провести переговоры с родственниками погибших журналистов. Чтобы убедить родственников обратиться к президенту РФ за помилованием, воззвав к чувству гуманизма и христианского всепрощения.
Оказывается, таким человеком стал Виктор Медведчук. Он предложил план действий, соответствующий политической реальности - чтобы такое прошение подали родственники. А затем убедил родственников Корнелюка и Волошина подать такое прошение.
С другой стороны, есть еще настроения российского общества. Путин знает, что большинство россиян считают Савченко виновной в гибели журналистов ВГТРК, а российская власть старается учитывать мнение российского народа в таких острых случаях. Поэтому для президента РФ было крайне важно, чтобы инициативу по помилованию проявил кто-то другой. И Медведчук предложил вариант, когда именно родственники журналистов обратятся за помилованием.
Собственно, именно поэтому мы вчера могли наблюдать возвращение Савченко домой. Разве что наши телеканалы в очередной раз заигрались в римейк фильма «Хвост виляет собакой», пытаясь подчеркнуть заслуги непричастных.