Сопредседатель группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине Лешек Бальцерович сказал, что нужны новые процедуры подготовки бюджета, чтобы они не менялись по 50 раз в год. Я полностью с ним согласен. Наконец-то Кабмин начал общаться с парламентом. Возьмем, к примеру, главный финансовый документ страны. Бюджет должен быть подан в парламент до 15 сентября, чтобы депутаты могли с ним ознакомиться, внести правки и так далее.
Практика принимать бюджет за две недели до нового года, в нарушение регламента Верховной Рады и законодательства, заканчивается плачевно для страны. У нас при прошлых правительствах, в том числе и при «великом» реформаторе Яресько, бюджет не подавался своевременно, его прятали, никто не знал как он разрабатывался. Ни один бюджет ранее не проходил полную процедуру согласно законодательства и регламента: сначала обсуждение в комитетах, рекомендации комитетов, а потом уже голосование. Депутаты тщетно бегали в Кабмин в надежде выведать какую-то информацию и в результате имеем то, что имеем — в конце года раздали документ нардепам с криками — давайте быстро принимайте, потому что МВФ не даст нам денег. Обычный шантаж и паника. Потом на протяжении года оказывается, что не на все предусмотрели деньги. Например, в этом году средства на профтехобразование перебросили на местные бюджеты и в результате мы не получили финансирования этих учебных заведений.
У нас Кабинет министров думает, что может делать все, что пожелает. Если Гройсман при помощи Бальцеровича изменит эту практику, в чем я сомневаюсь, то возможно качество работы и взаимодействие Кабинета министров с парламентом относительно формирования бюджета изменится. Пока я не вижу, чтобы у нас что-то менялось.
Перемены и реформы правительство должно начинать с себя, а не делать с парламента очередной комитет Кабмина, который принимает все решения, которые хочет правительство или Премьер.
Бальцерович заявил, что для укрепления экономического роста важным фактором есть борьба с монополией и привилегиями олигархов. Бальцерович, наверное, очень далек от украинских реалий. Я согласен с тем, что у нас наконец-то должен заработать Антимонопольный комитет, который не функционирует. У нас многие рынки монополизированы, поэтому высокие цены. Это угнетает конкуренцию и приток новых инвестиций.
Но есть еще очень важный момент, который не упоминает Бальцерович. Ему, наверное, не объяснили, что у нас и суда независимого нет. А без этого невозможно создать стабильные права собственности, которых тоже нет. Поэтому, борись не борись с олигархами — все закончится в суде, которые будут защищать и прикрывать рейдерские схемы, создавать невозможные для предпринимателей условия работы.
Много пунктов Бальцеровича далеки от реальности. Пункт относительно децентрализации вообще не ко времени в нашей стране, пока не возобновлена законность. Если мы начнем децентрализацию, то это фактически создадим отдельные феодальные анклавы, не уважающие закон. Получим замкнутую систему: прокуратура — милиция — суды, которые будут жить по своему сценарию. Есть большие риски, что это может привести к распаду государства. Поэтому в данном случае я бы сконцентрировался на верховенстве права, создании стабильных прав собственности, без которых проведение приватизации и других новомодных вещей, которые лоббирует Бальцерович, ни к чему не приведут. Они только ухудшат и углубят кризис.
Еще один сопредседатель группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине Иван Миклош сказал, что сегодня проведение реформ — это не техническая, а скорее политическая проблема. Здесь он прав. У нас действительно нет политической воли относительно реформ. А воля эта идет от верхушки политической власти, которая ничего не хочет проводить. Они грамотно манипулируют, называют реформами то, что таковыми не является и фактически забалтывает эту тему. Не видим мы и политической воли верхушки власти в борьбе с коррупцией.