Ловкость рук профессионального наперсточника – первая ассоциация, что приходит в голову, когда изучаешь, как депутаты голосовали за закон «Об очищении власти». Правовые «антирекорды» закона о люстрации.
С момента вступления на Украине в силу закона «Об очищении власти» прошло немногим более 10 дней. Немного, конечно, но кое-какие итоги уже можно подводить. Едва президент Петр Порошенко поставил свою подпись под текстом, как премьер-министр Арсений Яценюк поспешил объявить, что Кабинет Министров уже уволил первых 39 государственных чиновников высшей категории. По его словам, 19 подали заявления по собственному желанию, остальные 20 отправились «на выход» в принудительном порядке. И это лишь «первые ласточки» - стартовав из Киева, волна увольнений в считанные дни накроет всю Украину вплоть до последнего сельсовета.
Украинские политики объявили массовое увольнение чиновников воистину благой целью. И наделяют люстрацию чудодейственной силой, подавая ее как главный способ решения проблем на все случаи жизни. Как же так получилось, что заявляя благие цели, спикер Турчинов и депутаты нарушили процедуру и растоптали требования Регламента Верховной Рады и Конституции Украины, а глава государства закрыл на это глаза?
Итого, получаем минимум 7 нарушений Регламента Верховной Рады (пункт III содержит сразу 2 факта нарушения). Выходит, что депутаты нажимали кнопку «за», не имея перед глазами текста законопроекта, за который голосуют? Да, именно так! Смотрим стенограмму заседания Верховной Рады: об этом прямым текстом говорит в 17.30 Вячеслав Кириленко (фракция «Батькивщина»):
http://iportal.rada.gov.ua/meeting/stenogr/show/5696.html
17:30:57
КИРИЛЕНКО В.А.
Шановні виборці, шановні колеги! У нас ту, бачите, заради люстрації уже готові на все. Тому зараз треба провести це голосування. Правда, нема ще таблиці.
Последние слова означают, что перед парламентариями лежит старый текст, а таблицу с поправками, кардинально меняющими суть закона, они так и не получили. А дальше стенограмма демонстрирует, что в 17.33 о том же говорит Игорь Еремеев (группа «Суверенная европейская Украина»):
17:33:42
ЄРЕМЕЄВ І.М.
Але, Олександре Валентиновичу, сьогодні в залі немає голосів. Перше. Друге. Порівняльна таблиця: правої колонки немає. Де остаточний текст закону? Ми любе питання можемо зіпсувати. Ми просимо все-таки дати праву колонку, щоб ми могли свідомо проголосувати за цей закон.
А в 17.40 о том же – уже в третий раз! – говорит народный депутат Константин Павлов (фракция Партии регионов). Павлов выступает сразу же после того, как провалилась попытка №1, когда «за» проголосовали только 217 карточек депутатов. Обращаясь к председательствующему Турчинову, Павлов вопрошает, «как можно принимать то, чего ты не понимаешь?»
17:40:57
ПАВЛОВ К.Ю.
Шановний Олександр Валентинович, шановні виборці, шановні народні депутати! Ну по-перше, я хочу звернутися до пана Юрія автора законопроекту, який дійсно попрацював добре над цим законопроектом, ми з ним не раз спілкувалися на цю тему. Але шановні, ми тільки що отримали по одному екземпляру на кожну фракцію, 150 сторінок поправок, як можна це все вивчити і приймати те, чого ти не розумієш?
Кстати, стенограмма демонстрирует, как развивалась история дальше. В 17.45 депутаты с третьей попытки принимают проект закона «Об очищении власти» в первом чтении. И спикер предлагает сразу же проголосовать в целом – первая попытка, вторая, а проект не набирает нужного количества голосов. В 17.49 депутат Валерий Мошенский возмущается происходящим: «Ну, нельзя же так голосовать, праведное дело шулерством заменять нельзя, голосуйте своими карточками. Нельзя во имя светлого превращать это в какое-то деспотство, ну, нельзя же так быть шулерами». Но даже голосование чужими карточками не помогает – только с третьей попытки, в 17.56 проект наконец набирает 231 голос.
Но голосование чужими карточками - это уже, как говорится, мелочи, если говорить о сумме всех приведенных нарушений Регламента. Хотя в свое время оппозиция обвиняла «регионалов» в голосовании чужими карточками. Оцените, какая ирония судьбы – вчерашние оппозиционеры, декларируя высокие цели «очищения», голосуют за проект закона об «очищении власти» как обычные «кнопкодавы», которых сами же еще вчера клеймили позором. Не говоря уже о нормах Конституции, которым противоречит закон о люстрации. Но это тема другого разговора.
Если искать ближайший аналог в нашей истории, то это будет ситуация с голосованием за закон о Кабинете Министров Украины. В декабре 2006 года Верховная Рада приняла закон в редакции, выгодной для премьер-министра Виктора Януковича и невыгодной для президента Виктора Ющенко. Ющенко наложил вето, но 12 января депутаты Верховной Рады преодолели президентское вето - 366 голосов «за» обеспечили фракция Партии регионов (186), БЮТ (121), Социалистической партии (31) и коммунисты (21 голос). И тогда президент через пресс-службу заявил, что не станет подписывать проект, так как текст закона, поступивший ему на подпись, отличается от текста, за который депутаты голосовали 21 декабря 2006 года. И правда, любой желающий мог сравнить оба текста и увидеть, что в поступившей в Секретариат президента версии из части 7 статьи 23 закона о Кабмине исключен пункт 4. Поведение премьер-министра Виктора Януковича и его окружения СМИ тогда иначе как «игрой в наперстки» не называли.
Затем последовала судебная война, когда различные суды то запрещали, то разрешали официальную публикацию текста, но это уже другая история. Как ни крути, а тогда Ющенко и его Секретариат были формально правы – если депутаты голосуют за один текст, а на подпись главе государства поступает другой, то речь идет о двух разных текстах. Причем, второй текст в таком случае является просто бумагой, а не принятым Верховной Радой законом.