Каждый раз, присутствуя при оглашении вступительной и резолютивной частей решения местного суда, возникает вопрос: когда можно рассчитывать на получение полного текста вновь оглашенного решения? Скорее всего однозначного ответа Вы не найдёте нигде, поскольку его просто нет. Например, буквально недавно мне довелось прочувствовать это на себе. Следует заметить, что это, конечно же, мой не первый подобный опыт, но, тем не менее, самый скажем так, используя ныне модное слово, неадекватный. Итак, представьте ситуацию: Дело в общем суде первой инстанции слушается уже четвёртый месяц…(с Вашего позволения, по этическим соображениям, не буду указывать какой, именно, суд). Дело абсолютно пустяковое, но принципиально получить решение для практики дальнейшего его использования. Назначено последнее заседание, на котором я не присутствовала. Воспользовавшись моим отсутствием, судом оглашены вступительная и резолютивная части. О том, что решение уже оглашено я узнала позже. Следующий этап – ожидание получения полного текста решения.
Друзья-коллеги, с Вашего позволения, небольшое законодательное отступление - порядок принятия решения устанавливается статьёй 209 Гражданского процессуального Кодекса Украины. В том числе, пунктом третьим этой статьи, для исключительных случаев законодатель предоставил суду пять дней для написания решения.
Пунктом третьим статьи 222 ГПК Украины чётко предусмотрено получение по почте заказным письмом с уведомлением о доставке для лиц, которые не присутствовали при оглашении данного решения, в течение двух дней после написания решения, либо второй вариант, решение, при обращении заинтересованной стороны, вручается под расписку прямо в канцелярии суда. При этом, пункт 1 статьи 218 ГПК Украины устанавливает, что в случае оглашения в судебном заседании только вступительной и резолютивной части решения, суд извещает участников процесса, когда они могут ознакомиться с полным текстом решения.
Интересно, каким образом на деле можно установить длительность написания судьёй решения? Как простимулировать судью для исполнения им его же обязанностей?
Следует заметить, что первые десять дней жду моего решения с нетерпением, не забывая при этом забегать в канцелярию и интересоваться когда же суд будет так любезен отослать мне долгожданное решение, а то уж очень хочется его обжаловать. Решения нет. Пошли следующие десять дней. Ан нет его… Что же дальше? К слову сказать, ожидаемое решение по всем правилам и нормам действующего законодательства должно быть в мою пользу. Однако, неким, возможно, «седьмым чувством», я прочувствовала, что результат будет кардинально противоположным. Отсюда и возникло непреодолимое желание обжаловать еще не полученное решение.
Итак, вернёмся к процессу получения долгожданного решения. Канцелярия, к моему удивлению, заметила, что дело судом ещё к ним не спустили, вот именно поэтому мне его ещё не направили. Однако стало известно, что решение ещё не отписано. Ну и, соответственно, узнать долгожданный письменный результат исхода дела, в виде решения, не представляется возможным.… К сожалению.
Каковы были бы Ваши дальнейшие действия, друзья? Хотелось бы услышать Ваш ответ на данный вопрос в комментариях ниже, пожалуйста.
Что же делаю я? Начинаю «спамить» суд заявлениями об ознакомлении с материалами дела и о выдаче копии полного текста решения. Кстати такая практика, как оказалось, сплошь и рядом.
Следует учитывать, тот факт, что срок апелляционного обжалования установлен пунктом 1 статьи 294 ГПК Украины и составляет десять дней со дня оглашения решения. Но, в моём случае, учитывая отсутствие в последнем заседании, установлена также возможность подать жалобу в течение десяти дней с момента его получения.
Если пустить дело на самотёк, то, конечно же, пропустив срок обжалования, в апелляционной инстанции, в соответствии с ч.2 п.3 ст.297 ЦПК Украины, необходимо будет очень долго и нудно доказывать, ПОЧЕМУ именно срок пропущен, а также доказать, что причина пропуска, очень «поважна». И основание, коллеги меня поддержат, для этого необходимо веское. Известны случаи, когда срок на обжалование апелляционной инстанцией просто не восстанавливался. И тогда юрист, ведущий дело, оказывается в глупой ситуации перед своим клиентом. К такому адвокату, как правило, теряется доверие.
Ранее, до внесенных изменений в ГПК, можно было подать заявление(ходатайство) об апелляционном обжаловании и таким образом, срок на обжалование как бы прерывался таким заявлением и начинался отсчёт двадцати дней. Поэтому и существовала практика злоупотребления процессуальным правом стороны процесса в таком виде: подавалась, так называемая, предварительная кассационная жалоба. Причем некоторые так её и называли – «предварительная кассационная жалоба на решение суда по гражданскому делу…».
Соответственно, судьи пишут определение об оставлении жалобы без движения, ввиду того, что в тексте не приведены конкретные доводы. Таким образом, спокойно можно было ждать написания решения, получать его и подавать уже обоснованную жалобу. Если же судья пытался затянуть сроки, он все равно выдавал решение, поскольку жалоба уже подана.
Сейчас же, ситуация несколько иная. Ну, вот, например, напиши я сейчас жалобу на имя председателя суда о нарушении судьей сроков написания решения, так решение тут же было бы отписано и в тот же день направлено в мой адрес. И что, собственно, смогла бы я доказать? Хотя, и такая практика, исходя из опыта коллег, тоже существует.
Не секрет, что особенно судьи любят затягивать с написанием и выдачей решения, если не уверены, что оно «устоит» в кассации. Вот мой случай как раз таков. Более того, я уверена, что данное решение также не устоит и в апелляции.
Если абстрагироваться от этого процессуального несовершенства (назовём тактично это так) и заглянуть наперёд, то тогда возникает вопрос: не будет ли поздно для проигравшей стороны обжаловать данное решение, если, при этом, сторона, выигравшая дело, поторопится с исполнительным листом в Отдел исполнительной службы принудительного исполнения решений суда и процесс принудительного исполнения начнётся? Конечно же, исполнение будет приостановлено при получении исполнителем определения апелляционной инстанции о принятии апелляционной жалобы к рассмотрению. Но сколько крови они попьют до того, пока это определение они получат.
Итак, вернёмся к исходу дела: в результате моё решение направлено по почте, поскольку через канцелярию оно так и не прошло, то отправлено оно, скорее всего, неким мистическим образом. Но главное даже не это, а то, что срок оглашения решения и срок его подписания совпадают! Следует подчеркнуть, что получено оно почти через месяц со дня оглашения. Что ещё можно сказать, коллеги-юристы?
Я очень надеюсь, что когда-нибудь наступит тот час «Х», когда нам больше не придется массово сталкиваться с такой проблемой, поскольку, к сожалению, я не единственная, так сказать, «пострадавшая» в этом вопросе.