Заявление министра транспорта ДНР Семена Кузьменко о наложении эмбарго на поставки угля в Украину нельзя рассматривать только лишь с позиции ультиматума: «Вы нам запчасти - мы вам уголь».
Есть основания полагать, что причина данного шага кроется в другой, куда более острой плоскости, чем просто недостаток ГСМ и комплектующих для ЖД.
Согласно Минским договоренностям Украина должна предпринять все возможные меры для снятия экономической блокады с Донбасса. Нареканий этот пункт соглашений не вызвал ни у одной из сторон, «лишь бы не было войны» как говорится. Однако выполнять обязательства по данному пункту, до сегодняшнего дня, никто не спешил. Ведь ни для кого не секрет, что политика запрета на ввоз и вывоз товара с Украины в Донбасс выгодна группе «псевдо предпринимателей».
Речь идет о должностных лицах, которые, пользуясь своим служебным положением, за определенную плату, упраздняли действие запрета на ввоз и вывоз товара с территорий, подконтрольных Киеву на территории ЛДНР. Данная услуга была доступна всем желающим, независимо от принта флага над окопом. Благодарность за данную услугу исчислялась в денежном эквиваленте, сумма которого варьировалась от 100 до 280 тысяч гривен, в зависимости от специфики поставляемого товара.
Отмечу, что пользовались услугами «псевдо предпринимателей» немало и настоящих предпринимателей. Фуры с продовольствием и другими товарами курсировали с Украины в ДНР и ЛНР как по расписанию. И, как вы понимаете, те, что «псевдо», имели колоссальный доход с этой деятельности, а потому положение экономической блокады (и само состояния войны) как никогда было для них желательно.
Безусловно, все эти «решалы» не простые люди, - они имеют ценные связи, влияние и пользуются различными регалиями в своих кругах. Как правило, власть по отношению к ним ведет себя лояльно, и за определенный откат закрывает глаза на их деятельность. Перед ними, Киев не может себе позволить заявлять открыто о своих намерениях в отношении Донбасса, ровно как и Донбасс не может осветить для всех путь, которым он следует, иначе толпа начнет «шуметь». Отсюда и вытекает политика двойственных решений, цель которых - избежание массовых недовольств.
В случае с угольным эмбарго ДНР двойственность заключается в следующем: С одной стороны нам демонстрируют критический недостаток ГСМ, запчастей и комплектующих для локомотивов и поездов, и как вынужденную меру - угольное эмбарго взамен на поставку Украиной вышеперечисленного арсенала для ЖД ДНР. С другой стороны, мы слышим просьбы ДНР о снятии экономической блокады на поставки определенных групп товаров с Украины, что согласовывается с Минском, но никак не вписывается в риторику враждебности и независимости «непризнанных» от «незалежной».
Наивно полагать, что ДНР находится в таком безвыходном положении, что решила шантажировать Украину углем, требуя снятия экономической блокады с региона.
На самом то деле, здесь решается исключительно вопрос крупного Бизнеса и реинтеграция его в Донбассе. Первый вопрос решается автоматически, путем разрешения вопроса второго. Угольный запрет и поставка запчастей для ЖД в этой конъюнктуре -ничто иное, как обманный маневр, оправдание якобы «вынужденного» возвращения торгово-экономических отношений Донбасса с Украиной, а на деле – катализация возвращения республик под юрисдикцию Киева.
Как результат - новый формат рыночных отношений Украины и ЛДНР, и как следствие – признание сторонами друг друга и установление прочных экономических и других связей, пусть и на особых условиях.
Как это ни печально, но мы снова приходим к выводу, что Бизнес в Украине решает все.