Когда в обществах, дело доходит до разбирательств между людьми, кто из них плохой, а кто хороший, всегда возникает логический тупик. Каждый для себя это только хороший, человек. А вот другие люди, бывают и такие и такие. Тогда хороших людей откладываем в одну сторону, а плохих в другую сторону. И всё. Теперь мы знаем, к кому как относиться. И наша душа, становится спокойной за самих себя. Только вдруг проходит какое то время, и в людях что-то меняется. Те, кто недавно были плохими, оказываются хорошими. И наоборот, плохие и негодяи, превращаются в добропорядочных людей. Ещё не было ни одной эпохи, что бы такое не произошло, когда хорошие, горячо любимые приличные и уважаемые люди во власти, не превратились в монстров.
Вообще это тема чисто философская. Но люди её превратили в предметную тему, накрепко привязывая её к персонажам. А ведь любая общественная оценочная задача решаемая конкретно, это тупик, это предметная и неразрешимая задача. Именно по этому, задачи про «плохо и хорошо», нужно решать чисто философским путём, без политики и политического личностного адресного подтекста.
Именно политика, всегда откидывает всё абстрактное и не предвзятое во взаимоотношениях людей. Она их сталкивает лбами, как бьют орехи один об другого. И политика именно этим живёт. Конечно же, людям от этого не весело. Но их просто давят один об другого силой, пока один из них не треснет. Их умышленно наполняют ненавистью, и нетерпимостью специально для их столкновения массами. И этим политика живёт, собирая уцелевшие ядра орехов.
С философской абстрактной точки зрения, все люди одинаковы. В каждом из них, всегда загружено поровну, и целебного жизненного, и разрушительного убийственного. Вся проблема заключена в том, по какой схеме эти люди живут. Их две. Это схема всеобщей враждебной деструкции, и схема договорного конструктивизма.
С философской точки зрения, не имеет значения тот факт, сколько времени человек живёт на земле. Прошлое для людей, это только события в памяти. Сколько событий в памяти сохранилось, такова и длина человеческой жизни. Только количество событий в памяти человека, не пропорционально времени жизни. Вот почему, старики уже прожили почему-то короткую жизнь, а у детей она почему то очень длинная. Но есть ещё одна не разгаданная вещь, в жизни человека. И эта вещь, не даёт человеку покоя в его жизни. Это то, что мы называем душой. Мы не знаем что это такое. Реальное это или вымышленное, или может быть это просто какие-то клетки нашего внутреннего «БИОСа», которые просто портятся от происходящих с нами травм и событий, и подают мозгу, постоянные тревожные сигналы, типа « SOS !».
Но душа есть душа, и не имеет значение что это. Важно только то, что она болит, и то, что на ней за многие годы жизни, остаются болезненные рубцы.
Человек живёт каждым текущим моментом. И в каждый из этих текущих моментов, его душа должна находиться в равновесии, иначе он болен и страдает. Человек может и не помнить, но душа его страдает. Любые страдания, это незаживающие рубцы души человека и покалеченная больная душа. Проживая каждый текущий момент, человек не способен откинуть душевную боль, она уходит от него только вместе с жизнью.
Опять же, с философской точки зрения, все люди одинаковы. Они как ружьё на два патрона. Один из патронов, убивает других людей, и ставит засечку (рубец) на душе человека убийцы. А другой патрон, спасает другого человека, и дарит обеим жизнь, и душевное благополучие.
И тут наступает ключевой момент. На какой из курков человек вдруг нажмёт в текущий момент жизни? Либо он убьет, и оставит болезненный рубец на своей душе до самой смерти. Либо он спасёт другого человека, вне зависимости, кто из них плохой или хороший, на текущий момент их жизни. Ведь это, всё равно изменится, и плохие поменяются местами с хорошими. Только убийство, навсегда останется болящим рубцом. И не только у самого убийцы, это передаётся по наследству.
Если человеку удалось за свою жизнь спасти от смерти, хотя бы одного другого человека, и никого не убить, его душа находится в максимальном равновесии текущего момента. И ни что не оправдывает убийцу, и ничто не способно будет стереть рубцы страданий с его души. Люди думают что они «чегевары», «мальчиши кибальчиши», герои не выдающие военную тайну «буржуинам» взявшим их в плен. Но если человек убил, то ссылка на героизм, не даст ему душевный покой, и любые покаяния и оправдания тоже душу не вылечат. Кто не верит, пойдите убейте собаку. И если на душе полегчает, то у вас души пока нет. Но она обязательно позже появится, с громадной кровоточащей раной, и даст о себе знать. У кого-то возможно только перед смертью, но это обязательно произойдёт.
Что же делать людям, что бы иметь душевное равновесие, и не покалеченную душу? Нужно просто выбирать инструментарий, или каркас жизни людей в обществах, именно такой, что бы максимальному большинству людей, жизнь не приносила душевные раны и травмы, а приносила чувство удовлетворённости в том, что они не сотворили зла друг другу. Это всегда, выгодно каждому, то есть себе прежде всего.
Единственный такой принцип, это обоюдная выгода. И его надо искать, в долгих диалогах, и он всегда найдётся. Золотая середина присутствует везде. Её нет там, где её не ищут, или пытаются закопать, что бы она была невидимой.