Украина это не Америка, где живут сотни миллионов иммигрантов, которые никогда не имели прочных корней в той земле, на которой они родились. А Европа, это давний индустриально технологический анклав, она живёт индустриальными методами, потому что именно так сложился её путь много столетий назад.
Украина, это исторически сложившаяся страна сельских людей - аграриев, производителей продуктов питания, где люди и земля всегда составляли один целый организм. И если вдруг, людей этой страны отделяли от труда на земле, то они автоматически становились никем. Они превращались в «перекати поле», которое от лёгкого дуновения ветерка разлеталось в стороны по всему миру. Об этом говорит всё. Национальная история, национальные герои, национальные символы, национальная одежда, национальный образ жизни. Почти всё в этой стране связано с сельским бытом людей. Здесь у каждого человека, бабушка или дед, это сельские жители, жизнь которых всегда зависела только от плодородия земли, и здесь почти вся территория это сельская местность. В старину, даже воинские подразделения формировались и числились за сельскими населёнными пунктами, и носили их имена.
Земля Украины это тоже живой организм. И без сельских людей (которые не просто трудятся, а которые живут совместно с ней), земля заболевает. Она превращается в истощаемые и насилуемые производственные фонды, которые обязаны давать прибыль тем, кто вкладывает крупные суммы в оборот аграрного бизнеса. Но так почти весь цивилизованный мир живёт. Он использует землю, сугубо для получения прибыли на продовольственных рынках. Цивилизованный мир к этому привык, он урбанизирован и в нём нет крестьян, которые могут жить только совместно со своей землёй. А вот в Украине, эти люди пока ещё есть, не смотря на все усилия всякого рода меняющихся властей, превратить этот класс людей, в обслуживающий персонал земель, для индустриально аграрных корпораций.
Само слово «село», в Украине давно стало нарицательным, а слово крестьянин не упоминаемым. Многие люди даже стыдятся своего крестьянского происхождения. Но сёл в стране, сотни тысяч. А вот городов - только десятки сотен. Земля селян, на которой они живут, уже давно даёт план и проценты всевозможным бизнесменам и державе, и уже давно не даёт жить селянам самодостаточно и независимо. А сами сёла, едят, пьют, и дышат пестицидами и другими химическими веществами, которые массово и щедро распыляются вокруг, для того что бы отжать из земли максимум выгоды, и денежного ресурса, якобы для общей пользы. Таковы реалии современной жизни, людей уже кормит не земля, а деньги.
Аграрный сектор, это уже не то, чем люди хотят заниматься для того что бы жить от земли и жить вместе с землёй. Это уже то, что должно давать деньги от рынка, и только тогда жить от этих денег. А есть разница между этими двумя понятиями? Конечно - есть! И она существенна.
Люди, которые хотят жить совместно с их землёй (крестьянство), не позволят себе её истощать и убивать её искусственно ради прибыли. Этих людей интересует не количество денег и обороты товара в первую очередь. Этих людей интересует чистота их жизни и качество и сохранность их продуктов, и заодно чистота среды, в которой они вместе с землёй собираются жить. А фермерство, это рынок, кредиты, биржи, и по максимуму взять от земли.
Плодородная земля, это самый важный общественный ресурс любой аграрной страны. Она не может быть просто обычным товаром для продажи с целью набивания бюджета, или доходным объектом бизнес проектов. При земле есть народ! И этот народ врос в неё корнями, и он должен иметь те права на землю, которые у него давно отняли, и он даже не помнит что это за права. Он наивно думает что это право собственности.
И вот, наконец, приближается земельная реформа. От обсуждений вопроса о продаже земли сельскохозяйственного назначения, уже образовался лёгкий ветерок, который может перерасти в шквальный ветер. Причина простая: это самый «шкурный» вопрос, из всех «шкурных» вопросов на сегодняшний день. Что означает продажа земли? Все говорят о рынке земли. Даст ли это толчок аграрному бизнесу, начнёт ли он давать максимальные прибыли для бюджета, и для страны в целом?
А какое это вообще имеет значение, для десятков миллионов жителей села? Будет ли земля кормить их и страну без главного участия их самих в её деятельности? Ответ прост. Обязательно будет, тут без всяких сомнений, незаменимых людей не бывает. Страна будет сыта, и крестьянам немного достанется, в качестве выходного пособия из крестьянского образа жизни и быта. Люди продадут свою землю, и на этом для них, более ничего не изменится. Село окончательно исчезнет, а страна превратится в иерархию аграрных корпораций и холдингов с центрами управления в городах. Тут совершенно не имеет значение, разбогатеют ли люди или обеднеют от подобной реформы. Людей-крестьян, в совокупности с их землёй уже не будет никогда, крестьянства не будет как явления, чистоты жизни и сельского её разнообразия тоже не будет. Целая культура самостоятельных, сельских, надёжных, достойных и сильных людей, исчезнет навсегда. И она уже почти исчезла. Неужели стоит всё это делать, ради славы и денег. Ради призрачного могущества страны, среди иерархий других могущественных стран.
А можно ли что-то сделать, что бы всё повернут навстречу селу? Хотят ли крестьяне, самостоятельно заниматься своей землёй, или только хотят денег? Хотят ли, что бы жить в селе было гораздо лучше, свободней, достойней, приличней, чем в городе. Сам принцип приоритета достоинства сельского населения, перед городским населением, наиболее важен для аграрной страны. Достоинство сельского агрария, это достоинство людей, на которых всё в аграрной стране будет держаться. Это когда они всех кормят, и их труд лежит в основе благосостояния страны и городов.
Смысл процветания аграрной страны, заключён только в одном единственном явлении. Это когда сельский народ и его земля, это один организм. Только в этом единственном случае, земля является самовостанавливающимся плодородным ресурсом, который позволит сельскому народу страны, жить достойно, и получать плоды от своего труда, независимо от природных и политических катаклизмов.
Село и сельские люди, это единственное в аграрной стране, что подлежит реальному реформированию, без чужой и бескорыстной в кавычках помощи. Без сладких для политиков, банкиров, и администраторов всех уровней, централизованных инвестиций. Без кропотливой работы по кормлению и управлению селом. Село, и семья, это именно те субъекты, которые от природы предназначены для самостоятельной жизни людей. Семья, это то место, где выращивают подрастающее поколение, идущее на смену предыдущему. А сельская община, это такое природное сообщество, которое позволяет семьям совместно выживать и заниматься совместной деятельностью.
Существуют ли вообще шансы, что бы хотя бы частично приблизиться к такому малореальному сценарию? Но хорошо жить в селе, можно только в том единственном случае, когда существует полная неразрывность сельских людей с плодородием их земель, на которых они выросли и живут. Вот именно в этом и заключается главная реформа аграрной страны. Нужно как-то сделать так, что бы сельское население начало самостоятельно возрождаться и возвращаться к своим исконным корням, и к своей родной земле, и могло бы максимально пользоваться этой землёй и её плодородием именно для возрождения жизни в селе.
Ну а какая для этого нужна реформа? Что важнее всего для этого? Для возрождения села? Землю формально людям дали, многие даже не знают, где она находится, и где их пай. В таком виде её и передали куда-то в аренду. Но почему! Почему они не захотели прилично жить на своей собственной земле, ведь она им стала реально принадлежать. Им кучу документов выдали, а они самостоятельно не работают, у кого поясница болит, у кого диабет. Тогда где дети и внуки? Работают на стройплощадках, менеджеры в супермаркетах и офисах, в охране или в милиции, или бог знает, где ещё.
Но главный вопрос, так и остаётся: почему? Почему право на собственность мало что даёт людям, которые хотят жить и работать вместе с их собственной землёй? Тогда право на распродажу земли, тоже мало что людям села даст! Деньги сквозь пальцы быстро уходят. Какое же право, является наиболее важным, чем право собственности на землю? Ведь собственность, может быть какая угодно. Совместная, индивидуальная, общинная, кооперативная, государственная и прочая. И при любой форме собственности люди умудряются жить на земле и при земле. Тогда как можно сделать, что бы люди могли одновременно жить и «процветать» работая на земле? Неплохой вопросик! Тут рецепт прост, нужно просто взглянуть на тех, кто не очень работает, но процветает.
Рассматриваем этих людей внимательно, и наконец-то замечаем. Они всем распоряжаются! И некоторые при этом, даже ничем не владея «процветают»! Отсюда напрашивается вывод. Сельским людям, которые хотят жить и работать на земле, хотят кормить себя и страну, хотят отдать долги страны, и быть независимыми, нужно требовать коллективного права распоряжаться землями, на которых они живут. Даже если собственниками являются совсем другие люди. Даже если люди, которые желают купить землю у государства или у частных лиц, в первую очередь должны будут согласовать эти акты и принципы деятельности с сельским советом крестьянских общин людей, работающих на земле.
Именно такое право нужно легально вырвать у государства, выбороть его официально и в законный способ, возможно даже через суды добиться его легитимности. А для этого, необходимо иметь именно такие советы, сельских крестьянских общин людей, работающих на земле, официально зарегистрированные. Не Советы представителей и наместников власти, и не Советы кормильцев и всевозможных меценатов и глашатаев майданов. И не Советы всевозможных самовыдвиженцев из неоткуда. Дело в том, что у самой центральной власти, вряд ли шевельнётся желание возрождать село, она слишком эгоцентрична и себялюбива. Поэтому, она обязательно пришлёт своих людей на самовыдвижение в крестьянскую среду, что бы возглавит любое возрождающееся движение.
Ну а если сельским людям, всей этой мороки не нужно, тогда просто необходимо продавать землю, оставить распорядительство этой землёй в прежнем чиновничьем владении, и плыть по течению в мир богатых и самостоятельных людей, с набитыми деньгами карманами от распродажи своей земли, при этом, не работая на самой земле, и не зная что им делать дальше.