Каждый знает о таком природном явлении, как «сход снежной лавины». Его предотвратить невозможно, и заранее предсказать очень сложно. А начинается оно всего лишь с движения небольших предметов движущихся по наклонной плоскости, и постепенно вовлекающих за собой, огромные массы снега и других предметов. Вся борьба со сходом снежных лавин, может заключаться только в попытке предотвращения начальных событий на вершине горы. Иначе говоря, это попытка затормозить начальное движение небольших масс, при помощи каких либо мероприятий.
Примерно так же, начинаются и происходят катастрофы в человеческих сообществах. Многие пожилые люди, которые имели опыт пережить человеческие катастрофы, часто замечали, что начинается всё с небольших событий, которые имеют постепенное и стремительное развитие и нарастание, вплоть до той стадии, когда уже предотвратить ничего не возможно. Можно только попытаться покинуть опасную зону. Иначе лавина накроет, абсолютно всех без исключения, и правых и виноватых.
Моя покойная бабушка, прожившая очень долгую жизнь, заметила некие закономерности в поведении людей, которые предшествовали трём глобальным человеческим катастрофам, и которые ей пришлось пережить, после наступления двадцатого века.
Главное свойство этих закономерностей заключалось в потере тормозных реакций в человеческом поведении, на разных уровнях человеческих иерархий. Люди, имеющие склонности к некоторым порокам, переставали внутренне обуздывать и сдерживать их. Например, в низах общества царили необузданные процессы пьянства, необузданные процессы физического насилия, неконтролируемые процессы, направленные на лишение собственности, необузданная жадность, ложь и лицемерие. В верхах царила атмосфера не восприятия оппонентов, отсутствия внутренней сдержанности и самоконтроля. Люди переставали взвешивать и оценивать свои поступки. Принцип «семь раз отмерь…» вообще потерялся. Люди, облечённые властью и доверием, перестали сомневаться в своих действиях, перестали действовать по методу проб и ошибок. Любая ошибка совершенная ими, признавалась как правильное действие, тут же закреплялась пропагандистскими методами поддержки в массах народа, и объявлялась народной мудростью, опровергать которую, было абсолютно не безопасно. Поэтому шквал ошибочных действий, нарастал как лавина и происходил, стремительно распространяясь как цепная реакция.
Люди замечали, что ещё вчера действовал закон и определённые правила поведения, а сегодня это уже не действует, вчера например, появление вооружённого штатского человека, было из ряда вон выходящее явление, сегодня это приветствуется и даже многими одобряется. Если вчера, голословное массовое обвинение в страшных и тяжких преступлениях людей, ещё не происходило, то сегодня, как по волшебной палочке, множество людей превращаются в изменников и предателей, а в обществе это приветствуется. Если вчера проведение массовых боевых операций, на территории собственной страны, и среди мирного населения, вообще даже в мыслях ни кто допустить не смог, то сегодня это уже приемлемая и аргументированная операция. И если вдруг люди, которые управляют основными процессами страны, начинают вдруг, действовать безошибочно и мудро опираясь на широчайшее общественное мнение и поддержку, это означает - приплыли. Торможение уже невозможно, и движение по наклонной плоскости уже началось. Осталось только ждать неизбежного.