В четверг парламент планирует принять правительственные изменения к госбюджету на 2015 год (законопроект 3060 от 9.09.2015 и ряд других). И Арсений Яценюк, и Кабинет министров всячески стараются подать эти изменения в СМИ как повышение социальных стандартов, называя таким громким именем те 160 гривень, на которые с 1 сентября 2015 года выросли прожиточный минимум (с 1176 до 1330 гривень) и минимальная зарплата (с 1218 до 1378 грн). Напомню, что повышение соцстандартов было заморожено правительством реформаторов и не происходило почти на два года (в нарушение закона об индексации денежных доходов населения).
Привлекает внимание правительственная пояснительная записка к законопроекту. Кабмин признается, что расчеты показателей бюджета, которые уже вносились в качестве изменений в госбюджет-2015 в феврале, оказались неверными. Кабмин предполагал падение ВВП на 5,5 % при инфляции 26,7%, в то время как официально признаваемая правительством инфляция по итогам первого квартала года уже составила 37,1% (по отношению к декабрю 2014), а падение ВВП - 17,2%. К концу года КМУ ожидает инфляцию 45,8%, и итоговое падение ВВП на уровне 8,9%.
Другими словами правительство профессионалов призналось в том, что не смогло даже просчитать макропоказатели не только в основном законе о госбюджете на 2015, но и в февральских уточнениях к нему. Не говоря уже о том, чтобы выполнить собственное обещание остановить кризис и падение экономики и провести реформы.
На фоне этих просчетов индексация прожиточного минимума и минимальной зарплаты на 160 гривень (около 13%) выглядит абсолютным цинизмом и точно никак не может называться ни повышением, ни социальными стандартами. По закону об индексации, правительство обязано индексировать доходы населения на уровень инфляции. Но в своих пиар-выступлениях премьер почему-то умалчивает о нарушении закона. Кстати, косвенным показателем уровня повышения цен, которое признает действующая власть, является коалиционный закон о местных выборах, в котором залог для кандидатов в депутаты увеличился по сравнению с действовавшим до середины года старым законом вдвое, т.е. речь идет как минимум об инфляции в 200%.
Свидетельством такой же несостоятельности правительства стало и недолгое существование проекта закона о госбюджете на 2016 год (№ 3000 от 14.09.2015), который просуществовал полдня и был отозван. На сайте парламента текст законопроекта, конечно же, недоступен, и насладиться прогнозируемыми командой А. Яценюка бюджетными показателями, пока нельзя. Как и понять, существует ли проект бюджета-2016 вообще. Непонятно, кого хочет обмануть правительство, вроде бы формально выполняя закон о регламенте ВР, согласно которому проект бюджета должен быть внесен до 15 сентября, но по факту его никто не видел. То есть проект бюджета на следующий год на сегодня тоже провален.
К сожалению несостоятельность премьера и его команды становится все более очевидной. На днях А. Яценюк фактически признался в срыве подготовки к отопительному сезону, обвинив в этом, правда, своего подчиненного, главу Минэнерго В. Демчишина. Хотя, думаю, всем очевидно, что не тепло в домах украинцев вызывает эмоции у премьера, а навязанный президентом глава минтопа, чью профнепригодность был случай продемонстрировать. Правда, премьер отчасти прав – топливный министр таки профнепригоден, но руководит Кабмином и отвечает за его работу все же сам А. Яценюк. И за нереформированное жилищно-коммунальное хозяйство при взлетевших тарифах, и за МВД, сосредоточившее свою деятельность преимущественно в Фейсбуке, и за налоговую реформу, которая убьет чудом оставшийся в живых малый и средний бизнес, и за проваленную социальную политику, которая выбросила за черту бедности почти 90% населения, включая работающих.
Все это можно было бы пережить, если бы была реализована хоть одна из заявленных реформ и общество понимало, что дно кризиса достигнуто и начался медленный, но рост экономики. К сожалению, из реформ правительству удалась только смена формы и названия милиции. И это, похоже, предел способностей действующей команды Кабмина. На вопрос, в какой сфере народного хозяйства не провалена политика правительства, почти нечего ответить.
Именно действия (или бездействие) премьера делают все более вероятными смену Кабмина и назначение нового премьера. Потенциальными кандидатами в премьеры названы уже все возможные политики – от подчиненных А. Яценюка Н. Яресько и М. Саакашвили до оппозиционного С. Левочкина, и эти гипотезы уже выглядят все менее фантастическими. На борьбу с политическими конкурентами направлено огромное количество усилий А. Яценюка – от публичного обмена обвинениями в преступлениях с одесским губернатором, повторяющихся публикаций о собственности С. Левочкина до обвинений-во-всем-на-свете в адрес Ю. Тимошенко. Представить борьбу с ними как борьбу реформатора со злом пока у премьера не выходит. Но от реформ видимо сильно отвлекает. Потому что борьба видна, а реформы –нет. К сожалению, это рушит доверие граждан ко всей власти, а не только к премьеру лично.
Сегодня кресло премьера остается за А. Яценюком только по одной причине – развал коалиции меньше чем через год после ее создания сейчас невыгодны президенту. Но когда премьерство Яценюка создаст угрозу для самого президента – Арсения Петровича не спасут даже инициированные им изменения в закон о госслужбе, которые освобождают высших госчиновников от уголовного преследования. А шаги в сторону создания такой угрозы для президентства П. Порошенко действующим Кабмином уже сделаны. По факту украинское государство не выполняет свою часть социального контракта с гражданами – не обеспечивает физическую безопасность и не дает социальную защиту. И с каждым днем у граждан остается все меньше поводов выполнять свою часть контракта - платить налоги, служить в армии и признавать власть – властью. Думаю, президент это прекрасно понимает.