Ни слова не сказано о политике, чем дано было понять Кремлю, что дальнейшие недружественные шаги в адрес Украины будут расцениваться как нежелание продолжатьэкономические отношения. “Одним из приоритетных направлений работы мы видим дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества, которое должно основываться на положениях Договора о зоне свободной торговли и принципах Всемирной торговой организации” – в переводе с дипломатического - “при новом объявлении торговой войны Украине будете иметь дело с ВТО”.
В устах Виктора Януковича это звучало мягче, но было повторено несколько раз: “Данный договор, по нашему убеждению, должен заработать в полную силу, а заложенные в нем механизмы - стать реально действующими. Следует сформировать все необходимые условия для обеспечения равноправной конкуренции, защиты прав собственника и инвестора, снять искусственные барьеры, которые все еще имеют место и препятствуют торговому и инновационному сотрудничеству. Важно также, чтобы на основе международных норм и принципов, заложенных в договоре, заработали механизмы рассмотрения спорных вопросов в торговле”.
Владимир Путин пригрозил отменой льгот для украинских товаров “Через несколько лет, раскрытие украинского рынка для европейских товаров составит 98,5%". Считаем, что такое раскрытие рынка для нас очень опасно и неприемлемо на сегодняшнем этапе развития нашей экономики. Мы оставляем за собой право использовать протокол номер шесть Договора о ЗСТ, чтобы свой рынок защитить. Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров, но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли. То есть товары украинского производства будут поставлены в то же положение, как и всех других стран мира - членов ВТО ", - сказал он.
Судя по просочившейся в СМИ информации о двух безрезультативных встречах Путина и Януковича, которые все-таки произошли во время заседания Совета глав-государств СНГ, обмен газа на евроинтеграцию снят с повестки дня. По своей сути обмен газа не только на деньги, но и на политическую интеграцию Украины был блестящим планом Кремля. Создать дополнительную стоимость (по факту создать проблемы для украинского экспорта), продавать газ выше рыночной цены а потом смилостивиться и снизить ее до рыночной в обмен на вступление в Таможенный Союз – государство, согласившееся на это, поставило бы под сомнение свою суверенность и субъектность.
Украинскому президенту приходится решать две непростых задачи одновременно – в диалоге с Евросоюзом снимать с повестки дня вопрос Юлии Тимошенко как условие подписание соглашения об Ассоциации, в переговорах с Москвой – снимать вопрос евроинтеграции из перечня условий продолжения экономических отношений с РФ и Таможенным Союзом. Вылавировать из этой ситуации – еще не значитреализовать национальный интерес Украины. Политические и экономические реалии таковы, что стратегия “между каплями дождя”, которую Украина могла себе позволить на заре независмости, больше уже не может быть эффективной. Быть огромным по территории государством между ЕС и РФ и не быть активным участником мировой политики дальше Украине нельзя – выбор между чужими стратегиями не сделает украинцев более зажиточными (а значит, и не заставит их голосовать). Пока предложения Виктора Януковича создать трехсторонний постоянно действующий консультативный орган в формате Украина - Европейский Союз - Таможенный союз повисло в воздухе и не очень понятно, зачем оно России, имеющей собственные отношения с ЕС. Но для Украины период борьбы за свое место под солнцем еще не закончился полным успехом, и не закончится после ноября, хоть и будет сильно отвлекать президента от новой избирательной кампании.