Несмотря на прогнозы скептиков, уже месяц ставящих крест на подписании Ассоциации между Украиной и ЕС, окончательный ответ будет получен именно в последнюю минуту – во время саммита в Вильнюсе 28-29 ноября. А это вновь указывает на то, что в международной политике нет однозначно «черного» или «белого». Все намного более сложнее.
Красноречивым примером продолжающихся дискуссий относительно Ассоциации с Украиной в самой Европе стал отчет миссии Квасневского-Кокса в Европарламенте 13 ноября. Еще пару дней назад казалось: миссия вынесет критический вердикт по отношению к Киеву, ибо Рада не приняла законопроект, позволяющий Тимошенко уехать на лечение. И на Ассоциации можно поставить «точку». К большой радости Москвы. Но вышло наоборот. Было принято решение продолжить миссию европейских дипломатов до самого саммита в Вильнюсе.
Самое смешное в этой ситуации, попытка наших оппозиционеров приписать заслугу в изменении позиции мисси Квасневского-Кокса себе. Мол, именно украинская оппозиция попросила дать еще один шанс парламенту проголосовать за освобождение Тимошенко. Ради судьбы евроинтеграции. Хотя все прекрасно понимают: на мнение европейцев влияют совершенно иные факторы. Намного более существенные, чем «карманные» отечественные оппозиционеры.
Так в чем же причины раздумий Европы, которая до последнего момента не говорит Украине ни «да», ни «нет»?
Во-первых, миссия Квасневского-Кокса заигралась во внутренние украинские политические игры
Это, конечно, не самый главный фактор. Но и достаточно весомый, поскольку поставил под удар Ассоциацию, над которой год плотно работали обе стороны процесса.
Ведь если разобраться, задача мониторинговой миссии была в том, чтобы стать переговорщиками между властью и Тимошенко. То есть –искать компромисс для освобождения оппозиционного лидера . Долгое время шли переговоры о выезде на лечение. А в итоге, похоже, попав под влиянием чар Юлии Владимировны, Квасневский с Коксом начали выдвигать Киеву прямые ультиматумы от имени всей Европы. В частности – частичное помилование Тимошенко. И никого в Европе не смутило, что при этой схеме бедный чиновник Тимошенко должна была заплатить почти 200 млн. долларов «Нефтегазу» по решению суда.
Не исключено, Квасневский с Коксом вскоре поняли, что погорячились с таким ультиматумом, натолкнувшись на жесткий отпор украинской власти. И дали резкий разворот в обратную сторону. Тогда же вдруг быстро появился достаточно сырой законопроект Ламбунской, который позволяет уехать на лечение заключенным. Но и к нему много вопросов.
Иным словами, создается впечатление, что, попытавшись некоторое время стать форвардами в решении украинского вопроса, Квасневский и Кокс в итоге решили отойти на задний план. И переложить ответственность за окончательное решение по Ассоциации на всех членов ЕС. Собственно, именно в Вильнюсе, во время голосования, каждый будет определять свое отношение к Украине. И ответит на вопрос: поддерживает или нет Ассоциацию?
Или наоборот –в Европе Квасневскому и Коксу намекнули, что они берут на себя слишком много лишних полномочий в переговорах с Украиной.
Стоит отметить важный факт: лидеры европейских государств, которые и будут принимать решения в Вильнюсе, взяли паузу относительно комментариев отношений с Украиной. А в этом несомненно есть какой-то смысл. Ведь любое слово поддержки, к примеру, может вылиться в итоге в очередную массированную информационную и торговую атаку Москвы на Киев.
Во-вторых, Европа пока не готова проиграть геополитическую борьбу России за Украину
Единственная сторона, которая стопроцентно выиграет от провала Ассоциации, это Россия. В Москве уже потирают руки, готовясь нахваливать стратегическую и дальновидную политику Путина. Ну и дружно смеяться над Евросоюзом и Украиной, которые не смогли договориться. Можно даже из закромов вытащить историю Переяславской рады 1654 года. Мол, как и у Богдана Хмельницкого, у Януковича нет иной альтернативы, кроме Москвы. Впрочем, на самом деле это крайне неправильная параллель. Учитывая, что нынешняя Украина – это уже самодостаточное и сформировавшееся государство. В отличие от времен того же Хмельницкого.
Если говорить, к примеру, об Украине, то Ассоциация для нее также не сладкий пряник. И договор о Зоне свободной торговли с ЕС является в первое время достаточно убыточным для экономики нашей страны. В отличие от тех же европейцев, которые ограничили наши товары квотами. Ну и если уж говорить с позиции еще более шкурных интересов, то Ассоциация не принесет Украине дешевых кредитов. В то же время Украина сознательно идет на Ассоциацию в рамках политики многовекторности.
А вот для Европы потерять Украину будет большой ошибкой. И это понимают в Брюсселе.
С одной стороны, провалить Ассоциацию – означает оттолкнуть Украину в объятия Москвы. Тем самым, усилив геополитическое влияние Путина. И возможности России диктовать свои условия Европе.
С другой стороны, не подписать Ассоциацию - потерять огромный украинский рынок, что невыгодно Брюсселю во время продолжающегося экономического кризиса.
И главное – Ассоциация с Украиной, механизм ее контроля и ратификации позволяет Европе влиять на политические и экономические процессы в Украине. Без этого Брюссель никто не станет больше слушать. И носить на руках Квасневского, Кокса, представителей Еврокомиссии и прочих любителей поучить нас жить.
В общем и целом, Европа продолжит думать до 28 ноября. И решать –нужна ли ей Украина или нет? Сама же Украина свой евроинтеграционный выбор сделала. Но и на коленях в Брюссель никто ползти не намерен…