На форуме 1stEU – EasternPartnershipForum в Тбилиси, где я делала доклад на панели об образовании как способе продвижения в Евросоюз, мне довелось пообщаться с коллегами из стран восточного партнерства. В меня очень поразил тот факт, что в Украине студенческая молодежь довольно пассивна в том, что касается максимального участия в образовательных проектах ЕС. Сейчас Европейский Союз осуществляет в Украине 250 проектов, четыре из которых внедряются непосредственно в образование, и должны по своему замыслу способствовать установлению международных связей между молодыми людьми, предоставлять возможность получать образование за границей или стажироваться за границей.
«Должны», но, к сожалению, не всегда это делают. В Украине очень мало студентов и молодых ученых принимают участие в таких образовательных проектах ЕС как «Молодежь в действии», позволяющей студентам участвовать в молодежных обменах и международной волонтерской деятельности. То же самое касается программ Евросоюза «ЭразмусМундус» и программы «Темпус».
К сожалению, украинские студенты либо располагают недостаточной информацией о таких возможностях, либо не могут поверить в то, что бесплатное образование, которое уже давно кануло в Лету в Украине, может быть доступным в Евросоюзе. К тому же, многие из них просто не могут преодолеть психологический барьер, поскольку большинство украинцев никогда не были в странах ЕС и воспринимают его как другой и чужой мир. Как представитель Восточного региона Украины, граничащего с Россией, знаю это не понаслышке. И как политик, который вовлечен в вопросы молодежной политики, намерена в ближайшее время провести в некоторых городах Украины, в первую очередь, в восточных, студенческие дискуссии на тему «Учиться – в Евросоюз», на которых обсудить со студентами возможности образования, которые предоставляет Украине Евросоюз уже сейчас.
Инициирую это в первую очередь потому, что считаю абсолютно неадекватной ситуацией, когда со страны с 46 миллионным населением только 780студентов приняли участие в программе «ЭразмусМундус» с 2004 года, тогда как, например, с маленькой Чехии принимает участие 5 споловиной тысяч студентов ЕЖЕГОДНО. Это при том, что шансы украинских студентов получить европейскую стипендию в рамках программы «ЭразмусМундус» постоянно увеличиваются.
Подобные публичные дискуссии, на мой взгляд, особенно своевременны сегодня, поскольку, как многие из вас хорошо знают, с 2014 года ЕС планирует введение нового поколения программ по получению высшего образования «Эразмус для всех», важной составляющей которого станет как раз международный компонент и серьезная финансовая поддержка ЕС в 2 миллиарда евро.
Есть, впрочем, и положительные новости. Как, например, то, что Украина уже сегодня с стремится создать условия для свободного общения украинской и европейской молодежи, в том числе, студентов на региональном уровне. Так, скажем, на украинском Прикарпатье была принята региональная целевая программа "Международный центр встреч украинской и польской студенческой молодежи" на 2011-2014 годы.
Также считаю чрезвычайно важным как для своей страны, так и для других стран «Восточного партнерства» присоединиться к Седьмой рамочной программе Евросоюза, позволяющей исследователям из наших стран участвовать в научных проектах наряду с европейскими коллегами. И самое главное – открывает доступ к финансированию исследовательских проектов. Это поспособствует не только развитию науки по европейскому образцу, но и решает еще одну важную задачу – удержать лучших исследователей в Украине и других странах «Восточного партнерства», но, в то же время, дать им возможность быть вовлеченными в самые инновационные европейские проекты.
Первый шаг в этом направлении со стороны «Восточного партнерства» уже сделан – в октябре 2011 года к «Седьмой рамочной программе» присоединилась Молдова.
Таким образом, важно подчеркнуть: вызовы, с которыми сталкивается система образования как в Украине, так и в других странах «Восточного партнерства», имеют два измерения – внутреннее и внешнее. Внешние вызовы базируются на трудностях адаптации к европейской образовательной системе. Внутренние вызовы связаны, в первую очередь, с избавлением от остатков архаичной советской системы. Под таким избавлением я подразумеваю способность наших стран реформировать национальную систему образования таким образом, чтобы обеспечить автономию университетов, в том числе финансовую, подключение университетов к исследовательским проектам национальных Академий наук, свободный выбор предметов, докторские программы по западному образцу Ph.D., прозрачность в зачислении на учебу и решение вопросов сертификации дипломов за рубежом. Только преодолев эти внутренние вызовы, мы сможем говорить о реальном начале процесса евроинтеграции в образовательной сфере.