Тема земли всегда была болезненной для украинцев. Земля для граждан нашей страны – особое богатство, а аграрная сфера в сегодняшних непростых условиях является одной из движущих отраслей развития экономики.
Сегодня вся ответственность за формирование рынка земли полностью лежит в плоскости отношений между нынешней властью и Международным валютным фондом. Как выяснилось, МВФ разместил на своем сайте текст Меморандума о сотрудничестве для дальнейшего предоставления кредитов Украине . При этом наши высокопоставленные чиновники и первые лица государства не спешат сообщать народу всю правду о кабальных по своей сути условиях сотрудничества с международными кредиторами.
Логика МВФ проста. С одной стороны, необходимо обеспечить себе гарантии платежеспособности заемщика – то есть Украины. А это означает урезание социалки. С другой стороны, на Западе заинтересованы в облегчении доступа транснациональных корпораций к нашим ресурсам. Отсюда – требование об открытии рынка земли, о приватизации стратегических предприятий и так далее.
Открытие рынка земли – одно из опаснейших условий МВФ. Реализация этого пункта ускорит появление на данном рынке крупных мировых агрохолдингов, которые просто скупят наши земли за бесценок. Платежеспособность Украины, улучшение инвестиционного климата и другие причины – второстепенны.
Мораторий на продажу земли необходимо продлить до тех пор, пока в Украине не будет проведена земельная реформа, в которой будут учтены национальные интересы. Главными собственниками наиболее ценного национального ресурса, которым является украинская земля, должны быть наши сограждане и само государство.
Украина имеет один самых богатых аграрных потенциалов в мире, и это преимущество должно остаться в руках наших отечественных фермерских хозяйств, которые государству необходимо всячески поддерживать.
Подобная государственная позиция не означает закрытие аграрного рынка для иностранного инвестора. Иностранные компании должны быть заинтересованы в нашем потенциале и работать как наши партнёры, а не как тотальные собственники всего, что у нас есть. Этот подход будет разумным и в последствии принесёт свои плоды в виде существенной активизации аграрного производства, повышения уровня экспорта продукции и продовольственной независимости Украины.
За два года украинские власти так и не смогли навести порядок на рынке земли. Мораторий на ее продажу обеспечивает прибыль для крупных внутренних латифундистов, которые смогли «собрать» земли простых крестьян в арендное пользование и стать крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции. Подобная стратегия также несет в себе серьезные риски, ведь мы не создаем конечный продукт с добавленной стоимостью, а просто являемся поставщиками сырья для развития других экономик. Того же Евросоюза. Открытие рынка земли в таких условиях даст возможность иностранным компаниям привлекать дешевую рабочую силу и получать сверхприбыли без особой оглядки на украинские национальные интересы.
Разве мы уже это не проходили? Вспомним приватизацию крупных промышленных предприятий в 1990-х и 2000-х годах. В чьих руках сейчас они находятся? Кто обогащается за счет купленной по дешевке у народа промышленности, а все средства переводит в оффшоры? Неужели следующее десятилетие мы будем вспоминать как десятилетие «разборок» за землю?
При ценах за гектар сельскохозяйственных земель, которая в Украине в среднем на 1000 евро дешевле, чем в странах ЕС, на долгосрочных инвестициях можно неплохо заработать.
Особенно если учесть, что в Украине более 41800000 га сельскохозяйственной земли, то после отмены моратория они превратятся в товар, покупка которого через 10-15 лет может обернуться прибылью в более 4 триллионов евро! Без какой-либо обработки и инвестиций в развитие. Просто из-за разницы в ценах. По классической схеме капиталистов по перераспределению общественных благ в свою пользу.
А что же ждет крестьян и украинскую экономику? По мнению властей и МВФ, с введением земельной реформы крестьян «раскрепостят» от их же земли, то есть дадут возможность заработать, продав ее. Но до сих пор неизвестными остаются механизмы ценообразования. Не сомневайтесь: земля попадет в руки крупных землевладельцев или иностранных корпораций за бесценок. Крестьяне получат деньги, которых хватит, возможно, на полгода - год безбедной жизни, а затем они станут арендаторами и работниками уже не на своей земле.
Главной миссией земельной реформы должна стать не просто свободная купля-продажа земель, а привлекательность владения землей для эффективного хозяйствования. Осуществляя реформу под таким углом зрения, власть должна исходить из чисто утилитарных государственных интересов. То есть, как сделать землю не просто товаром, а инвестицией в развитие экономики государства.
Наша власть, идя на переговоры с кредиторами, не может предложить альтернативу наполнения бюджета. Последствия таких действий могут быть плачевными, именно потому условия договоренностей с МВФ тщательно скрываются.
Размер помощи МВФ является несоизмеримо мизерным в сравнении с экономическими потерями от введения нового моратория на продажу земель. Данные переговорные позиции с Фондом необходимо кардинально пересмотреть. И главным условием должны стать национальные интересы Украины.