Указ исполняющего обязанности Президента Украины Александра Турчинова «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года «О безотлагательных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранения территориальной целостности Украины» появился в печати 14 апреля 2014 года. Именно с этого дня начинается новая трагическая веха украинской истории – проведение антитеррористической операции на Востоке Украины. Именно с этого дня аббревиатура АТО прочно входит в наш обиход, становясь главной темой всех выпусков новостей.
А началось все со штурмов и захватов админзданий вооруженными людьми в Горловке, Донецке, Енакиево, Краматорске, Луганске, Мариуполе, Славянске и Харькове. Террористы использовали ту же тактику, которая ранее была реализована в Крыму – прикрывались местными жителями в качестве живого щита, чтобы закрепить свои позиции и обезопасить себя от украинских силовиков.
Первыми результатами антитеррористической операции стала ликвидация блокпостов террористов в Славянске. Украинский спецназ ликвидировал две заставы: одну на въезде в город со стороны Краматорска, другую – со стороны Харькова. В ходе боя появились первые боевые потери: один сотрудник управления «А» Службы Безопасности был убит и двое ранены, один из них – в тяжёлом состоянии.
Это были первые официальные жертвы «гибридной войны». А ведь еще год назад никто не мог и предположить, что Россия будет поставлять оружие и боевиков в Украину, разжигая конфликт на Востоке и превращая АТО в настоящую войну. Сегодня же ни для кого уже не секрет, что армия Российской Федерации принимает активное участие в вооруженном конфликте на Донбассе, хоть Владимир Путин и отрицает это. Отсчет погибших уже пошел на тысячи и, к сожалению, количество пострадавших растет с каждым месяцем. Так, к концу февраля 2015 года по данным ООН на Донбассе погибло около 6 тысяч граждан Украины. Еще тысячи людей вынуждены были покинуть родные дома и города из-за вооруженного конфликта на Востоке. В свою очередь Управление ООН по координации гуманитарной помощи в середине апреля 2015 года, ссылаясь на данные украинского правительства, заявило, что внутри страны иммигрировало 1,2 миллиона людей. Также 778 тысяч украинцев выехали за пределы страны – это уже данные Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
В столкновениях с врагом наши военнослужащие постоянно несут потери. В дни перемирия количество смертей и раненных стало меньше, чем в дни сражений. На протяжении года 60 тысяч украинских военнослужащих приняли участие в АТО. Более 5 тысяч солдат получили ранения на протяжении конфликта. Около 1,5 тысячи раненых бойцов лечатся в больницах. Очень жаль, но война на Востоке забирает жизнь и здоровье не только взрослых, но и детей. Так, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) заявил, что с марта 2014 года 42 ребенка погибло, 109 детей получили ранения, подорвавшись на минах.
Во время пасхальных праздников обстрелов стало меньше. Возможно, призывы к миру дипломатов и церковных иерархов помогли стабилизировать ситуацию. Прекратить огонь на пасхальные праздники призвал председатель мониторинговой миссии ООН в Украине Эртугул Апакан. К Пасхальному миру призвал патриарх УПЦ КП Филарет.
Пристальные взгляды мирового сообщества прикованы к событиям в Украине. Военный конфликт на Востоке страны и несоблюдение Минских соглашений остаются в центре внимания европейских политиков. Министерство иностранных дел Германии обнародовало текст совместного заявления «нормандской четверки», принятого по итогам состоявшейся 13 апреля в Берлине встречи глав МИД Украины Павла Климкина, Франции Лорана Фабиуса, Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и РФ Сергея Лаврова, в котором отмечается: «Мы призываем все стороны прекратить боевые действия и продемонстрировать свою приверженность полному выполнению соглашения о прекращении огня и завершить отвод тяжелых вооружений». Министр иностранных дел Украны Павел Климкин заявил, что встреча в Берлине была трудной, и сторонам не удалось договориться по всем вопросам. Как подчеркнул глава МИД ФРГ Франк Штайнмаер, тон разговора на встрече трудно назвать дипломатическим, переговоры носили сложный характер.
В немецком городе Любике 15 апреля на встрече глав внешнеполитического ведомства G7 (США, Германия, Франция, Италия, Канада, Великобритания, Япония) также много внимания было уделено украинским проблемам. В совместном заявлении, которое приняли министры, подчеркивается тесная связь между полным выполнением минских соглашений и международными санкциями. Участники встречи приветствовали первые шаги Украины и России на пути к выполнению соглашения о прекращении огня, отметив «необходимость ощутимого и быстрого прогресса в урегулировании оставшихся деталей».
Украина не осталась наедине со своими проблемами. Мировое сообщество поддерживает украинцев и делает все возможное для стабилизации ситуации. Но, несмотря на это, ситуация на Донбассе остается напряженной. Многие украинские политики и военные эксперты говорят о возможном возобновлении активных боевых действий на Востоке, а некоторые считают это неизбежным. Из зоны проведения АТО постоянно приходит тревожная информация, которая дает основания для пессимистических настроений. Осознает ли украинская власть всю опасность крупномасштабного наступления российско-террористических войск? Если проследить за последними их действиями, они прекрасно все осознают. Подтверждением этому стал принятый парламентом в первом чтении президентский законопроект «О правовом режиме военного положения».
Что касается военного положения, возникает резонный вопрос – когда? По прогнозам украинских военных экспертов и политиков, возобновления активных боевых действия следует ожидать сразу после помпезного празднования в Москве 70-летия Победы. Большинство лидеров стран Европы и Америки – союзников СССР в годы 2-ой мировой войны, как планируется, не приедут в так называемый «третий Рим». Не увидев их рядом с собой в этот день, Владимир Путин может воспринять это как личное оскорбление, со всеми вытекающими отсюда последствиями для «киевской хунты», желающей «поставить на колени гордый русскоязычный Донбасс».
Московские эксперты говорят об интенсивной подготовке к летней кампании. По традиции, запевалами в новой бойне будут так называемые «ополченцы». Во время перемирия их как следует натренировали российские офицеры, чтобы те соответствовали уровню полученного российского вооружения. При этом регулярные российские войска постараются не принимать участия в конфликте, ведь по словам Путина, их на территории Украины нет и никогда не было…
Конечно, это всего лишь прогнозы, которые не всегда сбываются. Возможно, тот самый персонаж, от личного решения которого зависит начало нового витка российской агрессии, пока ничего не решил. И войну на Востоке Украины мы по-прежнему будем называть АТО, как и год тому назад.