Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
29.08.2011 11:47

Земля и люди

Председатель Киевского областного совета VI созыва

Сегодня бездействие – самый большой риск из всех возможных для украинского АПК. Что станет мощным толчком для развития села?

Сегодня в Украине только две вещи имеют абсолютную ценность: наши замечательные люди и бесценная земля. Это главный «запас прочности» и потенциал государства. Для того, чтобы этот потенциал заработал в полную силу ,  нужен целый комплекс преобразований «на местах».

Земельная реформа является важной составляющей этого комплекса. Мы не можем рассматривать ее как отдельный закон, который в одночасье подведет земельные отношения в Украине к рыночной модели.

Для того, чтобы регионы получили мощный импульс к развитию, решать земельный вопрос нужно в связке с реформой местного самоуправления и административно-территориальной реформой.

О децентрализации в пользу органов местной власти писал в предыдущей колонке.  Здесь хочу поговорить о земле. Сельское хозяйство сегодня - одна из наших ключевых перспектив ,  и мы должны использовать это природное преимущество. На юге Киевской области, к примеру, мы можем собирать по 100  центнеров зерновых с одного гектара,  и это не предел возможностей. К 2050 году количество людей на планете увеличится на треть, цены на продовольствие уже сегодня бьют рекорды. При наличии эффективного, грамотного собственника с нашими черноземами мы сможем стать определяющим игроком на мировом рынке.

Создание открытого рынка земли  распахнет двери в агропромышленный комплекс новому капиталу.  Вместе  с правом собственности  на землю мы получим рыночную конкуренцию, сможем установить эффективный менеджмент, внедрить   новые технологии. Право собственности заставляет исходить из более долгосрочной перспективы, чего не скажешь об аренде.

Сегодня мы столкнулись с такой ситуацией, когда  в исторически аграрной стране  большинство сельских жителей   не хотят работать на земле, а  почти половина из них  не получают от нее дохода –  живут в селе, но работают в другой сфере.

За последние 10  лет  с карты Украины    бесследно исчезли более 200 сел. И списывать такой ход событий исключительно на урбанизацию нельзя.  Бюджеты сел полупустые. Создать приемлемые условия для жизни, построить хорошую инфраструктуру – неподъемная в этих условиях задача.  Если мы сегодня отложим решение земельного вопроса в  долгий  ящик –  у нас и в дальнейшем села будут превращаться в «белые пятна» на карте страны .

Это ненормальная ситуация ,   и понимают  это  все, кто сталкивается с ней непосредственно.  С «земельными вопросами» ко мне в общественную приемную обращается каждый третий.   Для решения этих проблем необходимы новые механизмы и новые полномочия органов местного самоуправления, которых пока нет.  Необходимо построить принципиально новую философию земельных отношений на общегосударственном уровне.

Решить существующие проблемы села  можно, я вижу эту работу в трех ключевых направлениях: во-первых, защитить права пайщиков, во-вторых, развивать село, и в-третьих, - жестко контролировать использование драгоценных земельных ресурсов.

Пайщики в существующей системе – наиболее уязвимое звено. 6,8 миллионов крестьян-пайщиков сегодня буквально бесправны. Формально они получили право собственности, но реализовать его никто не может.  Собственную землю, если на ней стоит гриф «сельскохозяйственного назначения», нельзя ни продать, ни заложить Причем прикрывается это все заботой о стариках пенсионерах, о том, как бы   их  не обманули, как бы  они  сумели распорядиться деньгами.  С таким же успехом киевлянам можно запретить продавать квартиры – это ведь тоже рискованно.  

Все, что сегодня пайщик может сделать с землей, – сдать ее в аренду. При этом средняя арендная плата в сравнении с европейской существенно занижена.   В год с 4 гектар, среднего размера пай, селянин получает чуть больше 1000 гривен. Но и эта сумма необязательна к уплате. Держал в руках всего несколько договоров, которые в принципе стоило бы подписывать людям.  Если человека обманывают, вместо денег рассчитываются продуктами, а арендованную землю затем истощают, защитить его права посредством закона очень сложно. Разрывать договор в одностороннем порядке никто не решается из-за неподъемной компенсации, которую нужно будет выплатить арендатору.

Когда земля превратится в товар, пайщики смогут воспользоваться своими конституционными правами. И здесь важно, что появится возможность не только продавать и покупать участки, но и закладывать их для получения займов на развитие.    Сегодня ситуация на селе говорит о том, что массовой продажи   земли  не будет.  К примеру, когда земли сельхозназначения вошли в оборот в России, в первый год было продано только 10%. Как правило, сразу же продают землю только неэффективные собственники. Кстати, именно этот процесс в 1906 году стимулировал Петр Столыпин. В результате, землю получали те, кто готов на ней работать, и это дало известный результат.

Следующий аспект – развитие села.  Одно из озвученных недавно предложений заключается в том, чтобы  отчислять на счета сельских советов 1% от арендной платы за землю. Давайте проанализируем, создаст ли это реальный стимул для развития сельских территорий.

К примеру, в Белоцерковском районе Киевской области в аренде находится 72 тысячи гектаров земли. После инвентаризации гектар будет стоить приблизительно 19 тысяч гривен. Минимальная арендная ставка составляет 3% от стоимости земли. То есть, аренда будет 570 гривен за 1 гектар. 1% от этой стоимости  - 57 гривен, умножаем на  количество земли, которая находится в аренде – 72 тысячи гектаров – получаем 410,4 тысячи гривен в год на весь район. В районе находится 36 территориальных громад, а это минимум 36 школ, детских садиков и т.д. Условно говоря, на содержание только одной сельской школы в год уходит порядка 400-500 тысяч гривен. Таких средств будет явно недостаточно для «мощного толчка» в развитии сел.  Но даже этой нормы пока нет в законопроекте  «О рынке земли».

Гораздо более привлекательным выглядит другой вариант – отчисление того же 1%, но уже от оценочной стоимости земли. В этом случае Белоцерковский район получит уже порядка 13,7 миллионов  гривен.  Совсем другой порядок цифр. И здесь принципиально важно, чтобы в законе было четко оговорено на что могут расходоваться эти средства.

Либо это исключительно социальные программы, либо социально-экономические, то есть включающие и реализацию инфраструктурных проектов. Так или иначе, местная власть должна быть поставлена в четкие рамки по поводу того,  куда именно можно тратить деньги.  Иначе расти будет не уровень жизни в селе, а личные банковские счета их глав. Решаться будут не «горящие» проблемы села, а «горящие» потребности отдельных личностей.

Справедливости ради стоит сказать, что проблема развития села остается острой и во многих европейских странах. Недавно общался с коллегами из Восточной Европы,  они подтвердили: вопросы трудоустройства, инфраструктуры не решаются одним законом. Колоссальное значение имеет и децентрализация, наличие рычагов исполнительной власти у районных, областных советов, и адекватное административно-территориальное деление.

И последнее, но не менее важное - осуществление эффективного контроля над использованием земельных ресурсов. Сегодня, по данным Минагрополитии, сложилась ситуация при которой львиная доля земли, около 6,5 миллионов гектар ов , простаивает или используется нелегально. С другой стороны, есть проблема нерациональной эксплуатации освоенной земли. Если в первом случае мы просто теряем деньги, то во втором – теряем актив. Арендатор в течение 2-3 лет истощает участок, затем бросает его и идет на следующий .  Так   же поступали скифы  2,5 тысячи лет назад  с известной тактикой  «выжженн ой  земл и ». Так же работали «эффективные» собственники 90-х го д ов, разрезая приватизированные заводы на металлолом.

Земельная реформа призвана эту ситуацию урегулировать. После проведения инвентаризации и создания земельного кадастра, каждый из нас сможет в онлайн-режиме получить полную информацию о любом участке в стране. Функцию контроля, уверен, наиболее эффективно сможет выполнять местная власть. Хотя бы потому, что она находится в непосредственной близости к земле и людям, которые на ней работают. Реформа местного самоуправления, через перераспределение полномочий, позволит на местах корректировать стратегический курс, определенный на уровне центральной власти.

Любая реформа с одной стороны предоставляет новые возможности для развития, с другой – эти возможности всегда сопряжены с многочисленными рисками. Это касается и земельной отрасли. Но я никогда не соглашусь с теми, кто утверждает, что какие-то риски могут быть уважительной причиной для спуска реформы «на тормозах». Как говорится, дорогу осилит идущий. Сегодня бездействие – самый большой риск из всех возможных для украинского АПК.

В случае, если нерешительность станет на пути модернизации,   ситуация на селе будет как в том анекдоте. Спикер говорит: «Господа депутаты, вы уже разворовали и приватизировали все, что можно - нефть, газ, металлы, промпредприятия. Пора и о ЛЮДЯХ подумать». Голос из зала: «Да уж, душ по 200 не помешает».

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]