Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
03.05.2014 22:15

Юго-Восточный пат

Політтехнолог, історик, спеціаліст держуправління

На сегодняшний день сложилась патовая ситуация. Причём пат тройной – для Киева, Москвы и Востока страны. Россия без прямого военного вторжения не в состоянии реализовать план «Новороссия». Украина не может полноценно контролировать часть восточных территор

В российском плане федерализации и раскола Украины Донбасс рассматривается как центр взрыва и последующей детонации для всего Юго-Востока. Массовые захваты администраций, милиции, СБУ, происходящие в Донецке, Луганске, Славянске, Краматорске вроде бы подтверждают эффективность выбранной стратегии. Однако, несмотря на трагизм происходящего, слабость власти и рыхлость силовиков, ситуация далека от катастрофических сценариев.

Российское руководство, войдя в победный раж и стремясь, во что бы то ни стало, реализовать в сжатые сроки украинский «блицкриг», загнало себя в положение пата. Изначально неверная оценка ситуации привела к локальным и очень ограниченным результатам. Вместо восстания всего Юго-Востока удалось раскачать ситуацию только на Донбассе и частично в Луганске. А двух областей явно не достаточно, чтобы диктовать всей остальной Украине, каким должно быть государственное устройство. Причём сепаратистам для начала надо произвести «зачистку» региона от центральной власти, достигнуть консенсуса среди элит, организовать что-то похожее на народное волеизъявление и найти лидера, в конце концов. Выполнение каждого из этих пунктов сопряжено с огромными трудностями. Но если допустить, что все срослось, и какая-то часть Юго-Востока выступила монолитным фронтом, требуя немедленной федерализации -  это не значит ровным счётом ничего. Законная власть представлена Киевом, которому легче объявить мятежные регионы сепаратистами и отказать им в легитимности, чем соглашаться на выдвинутые условия.

В таком случае у сторонников Донецкой и прочих республик остаётся два пути - становится непризнанной территорией или проситься в состав Российской Федерации. В первом варианте Приднестровского характера все, что находиться на территории «республики» - шахты, заводы, пароходы -  престают быть субъектами международного и украинского права. Банковские кредиты, акции, IPO, технологии, торговые соглашения, инвестиционные программы – всего этого больше не будет. В лучшем случае только с Россией, а зачем ей донецкий уголь? Пойдёт ли на этот вариант восточная бизнес-элита, десятилетиями выстраивавшая свои индустриальные империи? Большой вопрос.

Второй вариант для «Юго-Восточной республики» войти в состав России на правах субъекта Федерации. При этом сохраняются все сложности, как в случае с непризнанной территорией, при этом отяжелённые полной заменой политико-бизнесовых «правил игры». Свежий пример Крыма -  наглядная иллюстрация всей прелести жизни в условиях международной изоляции: банковский и транспортный коллапс, визовые проблемы, реприватизация, правовой хаос. Одним словом – «планета Железяка». Готовы ли к такому варианту хозяева Донбасса? -  весьма и весьма сомнительно. Хотя ещё больший вопрос: готова ли к такому повороту Россия? Вокруг которой все туже смыкается удавка экономических санкций.

Кремль, не имея в активе всего Юго-Восточного пояса Украины, единодушно требующего федерализации страны, не решает своей главной задачи – де-факто ликвидации украинской независимости. Возможные приобретения в виде Донецка и Луганска – «пиррова победа», сулящая проблемы, а не их решение. С другой стороны, центральная власть в своих попытках удержать контроль в мятежных регионах сталкивается с колоссальными проблемами саботажа, не подчинения приказам, явной или скрытой помощью организаторам беспорядков, со стороны местных управленческих и бизнес структур. Известно, что в ладоши двумя руками хлопают и без поддержки местных кадров, Киев не сможет восстановить управляемость.

Таким образом, на сегодняшний день сложилась патовая ситуация. Причём пат тройной – для Киева, Москвы и Востока страны. Россия без прямого военного вторжения не в состоянии реализовать план «Новороссия». Украина не может полноценно контролировать часть восточных территорий. Донецко-луганские элиты – сильны, чтобы не подчиняться Киеву, но слабы, чтобы диктовать ему свои условия. Сепаратисты «Донецкой республики» без массовой общественной поддержки, авторитетных лидеров и российской помощи исчезнут также внезапно, как и появились.

Дальнейшее развитие противостояния возможно по нескольким сценариям.

Первый – наиболее опасный. Россия реализует стратегию «затяжной войны». Организация российской блокады торгово-экономических связей, от которых Донбасс зависит на 70%, а Луганск на 90%. Последствия - тотальное обнищание населения, радикализация настроений, обозленность элит. Одновременно продолжается информационная обработки общественного мнения, а регион насыщаются диверсионно-подрывными группами. В таком случае вероятность создание представительной Юго-Восточной фронды станет весьма высока.

Второй – идеальный и поэтому маловероятный: усиливающиеся давление Киева, расширение силовых операций по освобождению захваченных зданий, диалог с протестующими, среди которых основная масса выступают не за Россию, а за высокую зарплату, достижение компромисса с партийно-хозяйственным активом на основании изменения конституции и расширения прав регионов. На выходе – усмирение криминальной и протестной волны, возможность избрание президента, выход страны из кризиса.

Третий наиболее реальный вариант развития ситуации – усиление кремлёвского пресса и попытка расширения территории конфликта. Полная дестабилизация обстановки в Донецкой и Луганской области, создание условий при которых не возможно проведения президентских выборов. После чего вступает в силу сценарий затяжной войны. В этом случае, как показал приобретённый опыт, чем жёстче действия власти, тем лучше результат.

Но при всех вариантах развития ситуации украинское руководство опираясь на общественную поддержку, имеет возможности переломить ситуацию. Возможности России не безграничны и к тому же явно преувеличены.

Конечно, не стоит забывать, что в распоряжении российской стороны остаётся инструмент организации, предположим в ночь с 24 на 25 мая, ряда вооружённых приграничных конфликтов по разным направлениям, что может иметь непредвиденные последствия. Ну и военное вторжение Российской Федерации против Украины тоже никто не отменял. Но это уже совсем другая история.

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]