Избирательная кампания дает возможность сравнивать разных кандидатов не только на уровне персональных качеств, но и программных идей по изменению украинского общества.
Учитывая рекордный перечень кандидатов на выборах Президента, некоторые из них являются полными противоположностями. Часть кандидатов довольствуется довольно поверхностной презентацией своей программы, и лишь некоторые разрабатывают детальные и комплексные планы по преобразованию страны. Подобная поверхностность делает цели кандидатов скрытыми и непонятными, а шансы на реалистичность исполнения их предвыборных обещаний уменьшаются.
Например, Владимир Зеленский и Сергей Тарута, подавшие документы в ЦИК в один день имеют кардинально разные подходы к формированию своих программ.
Несмотря на то, что оба кандидата являются представителями юго-востока Украины и, вероятно, их “ядерный” электорат выражен территориально, социальная база поддержки выдвиженцев имеет совершенно разную природу.
Если электоральной базой Зеленского является молодежь, то в основе поддержки Таруты - более зрелое, работающее население. Поэтому вполне закономерно, что прагматичная программа Таруты является более системным и разработанным документом. В свою очередь, Зеленский ориентируется на развлечение избирателя и шоу является важной составляющей его избирательной кампании.
В избирательной программе Зеленского вопросам урегулирования конфликта посвящено лишь несколько строчек и их основной посыл - западные партнеры должны решить за нас наши проблемы. Мало того, избирателю самому предлагается написать своё решение проблемы Донбасса на сайте, отдавая на откуп обывателя оценку сложных и многогранных процессов разрешения конфликта.
В то же время, план мирного урегулирования “Три основы” Сергея Таруты предлагает детальную и комплексную дорожную карту разрешения кризиса. Важно, что программа разработана в сотрудничестве с учеными ведущих украинских высших учебных заведений. Зависимость мира не только от международных усилий государства, но и внутренних инициатив по возвращению доверия и легитимности власти, а также реальной, а не формально-юридической реинтеграции Донбасса, не должна вызывать возражений.
В программе Зеленского также отсутствуют ответы на конкретные вопросы. Как должна развертываться миротворческая миссия ООН? Каким образом нужно организовать власть и роль переходных администраций в этом процессе? На каких принципах должна осуществляться программа репараций?.
Озвученные вопросы никуда не денутся с повестки дня после окончания президентских выборов. Наоборот, разрешение конфликта в Донбассе будет только острее и активнее стимулироваться западными странами, учитывая некоторую усталость от украинской повестки. И тут уже не отделаешься яркими шоу и представлениями, - актуальные и своевременные планы урегулирования кризиса лягут на стол любого украинского президента, а их реализация станет залогом его политического выживания.