блоги

Авторские блоги и комментарии к ним отображают исключительно точку зрения их авторов. Редакция ЛІГА.net может не разделять мнение авторов блогов.
09.08.2018 10:31

Илону Маску. От инновационного инжиниринга к технологическому бизнесу

Вильям Задорский Профессор Украинского государственного химико-технологического университета

Эту статью не рекомендуется читать политикам, которые замучили всех предвыборными обещаниями без информации о средствах и методах их выполнения.

Эту статью не рекомендуется читать  политикам, которые замучили всех предвыборными обещаниями без информации о средствах и методах их выполнения. Может, найдутся отечественные Илоны Маски, которые заинтересуются...

Все чаще приходится слышать о том, что   реальный средний и малый бизнес без инновационного наполнения (новизна которого защищается патентами и авторскими свидетельствами на изобретения) является неэффективным и не способствует технологическому перевооружению нашей агонизирующей экономики. В самом деле, без изобретений нет новой техники, новых технологий. Однако в последние годы  количество изобретателей и  изобретений в Украине резко уменьшилось. Трудно согласиться с тем, что стали рождаться  менее креативные люди -  ведь изобретателями не рождаются. Ими становятся в результате  креативного образования, особых приемов развития сознания человека. К сожалению, в  высшей школе  уделяется этой стороне обучения мало внимания. Поэтому обучение изобретательству дает большой экономический эффект. Запатентованные изобретения можно выгодно не только внедрять в производство, но и продавать зарубежным фирмам. Следовательно, инженерное творчество обеспечивает ускорение научно-технического прогресса и экономическое укрепление государства.

При нынешнем динамичном развитии мира часто усвоение накопленного другими опыта и знаний становится почти бесполезным во многих профессиональных областях. Объем знаний сейчас таков, что усвоить их даже частично уже невозможно, тем более, что количество информации, по некоторым оценкам, увеличивается каждые десять лет вдвое. Любой участник образовательного процесса, будь то преподаватель или студент, не может освоить все знания даже по одной дисциплине. На встречах с выпускниками прошлых лет я часто спрашиваю, что из полученных ими знаний было востребовано в практике их инженерной деятельности. Чаще всего я слышу ответ – практически ничего. Однако те скудные навыки, которые дала высшая школа по методам решения нестандартных задач, креативным методам почти всегда были использованы. Анализ ситуации показывает, что сейчас нужно не столько что-то знать (ибо большая часть знаний быстро забывается), сколько понимать, что нужно знать для решения той или иной задачи, уметь находить ее решения, используя творческие способности или умение самостоятельного поиска необходимой информации с использованием информационных технологий и приобретения знаний. Только творчески ориентированное образование может сформировать нестандартно мыслящих людей, способных эффективно работать в самых разных областях знаний независимо от их специальности. Это особенно важно в рыночной ситуации, когда выпускник вуза зачастую не может найти работу по специальности или по разным причинам должен часто менять работу.

Важно и то, что при рыночных механизмах хозяйствования с их атакующим менеджментом и маркетингом зачастую оказывается недостаточным эволюционное постепенное совершенствование технологии и оборудования. Время, рынок, законы конкуренции часто требуют полной замены технологии и оборудования, использования революционных решений. Все чаще наши менеджеры понимают, что штопанье старых дыр сегодня выгоднее заменить демонтажом старой установки и заменой ее принципиально новой с революционной технологией. Еще совсем недавно японские специалисты на мой вопрос: как долго будет работать у нас их крупнейшая в мире линия по производству аммиака, ответили – примерно 7–10 лет. А что потом, спросил я. Они ответили – бульдозер и новая технология, новая установка. К тому времени будут найдены новые решения. На мое замечание, что на Рубежанском ПО «Краситель» есть технологические линии, которым более века, и где аппараты изготовлены не с использованием сварки, а еще на заклепках. И ничего, работают за счет капитального ремонта, реконструкции. Вот тогда не без раздражения японские коллеги сказали, что это экономически невыгодно, проще и выгоднее заменить старье вовремя. Кстати, те решения в химии и нефтехимии, которые пришли в последние годы в Японии, Германии, США, практически все основаны на использовании синергически совмещенных технологических процессов. Читатель, видимо заметил, что из нашего быта практически исчезли часовые и другие мастерские бытовой техники. Видимо, большинство видов бытовой техники выгоднее заменить новыми, чем ремонтировать.

Ставка на узкую специализацию высшего образования по европейскому образцу (вспомним расхожие выражения о том, что узкий специалист подобен флюсу и отличается дебильностью, так как напрочь не признает и не принимает никаких новшеств) сейчас представляется бесперспективной уже потому, что для плодотворной работы и создания чего-то нового необходимо обладать широким кругозором и уметь грамотно решать проблемы. В этом отношении представляется наиболее перспективным японский корпоративный менеджмент, где кадровые вопросы решаются в рамках ротационного механизма и специалист планово приобретает и широкий, и творчески ориентированный профессиональный кругозор.

Что бы ни говорили о привитии навыков творчества студентам, в большинстве вузов основное внимание уделяется лишь исполнительскому труду. Студентам дается слишком много узкоспециализированных сведений, которые они могут найти в книгах, справочниках, Интернете. А вот научить его нетрадиционно мыслить высшая школа как система, к сожалению, пока не может, и творчески ориентированные выпускники – это чаще всего заслуга не вуза как такового, а отдельных преподавателей.

Итак, человечеству нужен новый тип мышления – креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой, в конце концов, заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения. В таких технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение. Этот вопрос тесно смыкается с технологиями порождения интеллектуальной собственности, которые являются предметом озабоченности человечества очень давно. Таких технологий человечество придумало очень много. В качестве наиболее популярных можно назвать: метод проб и ошибок, морфологический анализ, метод контрольных списков, метод «национальных» решений, мозговой штурм, синектикс и др. Пока трудно назвать какую-то из этих технологий, как окончательно признанную, да и трудно большинство из них рассматривать в качестве образовательных.

Мне бы хотелось остановиться именно на образовательных технологиях, направленных на развитие интеллекта и креативных способностей. Первое место среди них, несомненно, занимают игровые методы. Едва ли не самыми популярными являлись телепередачи с интеллектуальным наполнением «Самый умный» Тины Канделаки, «Кто хочет стать миллионером», «Клуб веселых и находчивых», «Брейн ринг» и некоторые другие. Но, странное дело, все эти популярные передачи отражали (и, часто, развивали) лишь наполнение и быстроту работу памяти человека, в лучшем случае, его аналитические, но отнюдь не креативные способности.

Среди деловых обучающих игр можно отметить особый вид игр с будущими инженерами, которыми одно время часто увлекались в технических вузах – игры по принятию решений по совершенствованию техники. Основными этапами такой игры, фактически являющейся вариантом мозгового штурма, являются:

-   погружение в проблему;

-  формирование команд генераторов и критиков – экспертов идей. Это один из наиболее важных этапов деловой игры, ибо многое зависит от психологических особенностей игроков;

-   получение начальной информации о проблеме и постановка задачи;

-   генерирование вариантов решения задачи группой генераторов (с обязательной фиксацией автора того или иного варианта видеосъёмкой, диктофонной или простой записью). Этот этап характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, но особенностью мозгового штурма является то, что споры, дискуссии, столкновение мнений и, вообще, всякая критика на этом этапе запрещены. Все это проводится другими экспертами на следующем этапе игры;

-   экспертиза предложений, отбор оптимальных, выработка рекомендаций по реализации.

Мой многолетний опыт показывает, что этот метод работает и является методологически чрезвычайно эффективным в сравнении с другими методами лишь в том случае, если рассматривается сложная, но близкая, понятная всем участникам проблема. К примеру, решение трудной проблемы оптимизации технологии обработки капиллярно-пористых тел автор рассматриваю co студентами этим методом на примере обеспечения наиболее полного извлечения компонентов кофейного напитка из кофейных зерен. И все же деловые игры и даже мозговой штурм – это не столько методы поиска креативных решений, сколько методы активизации деятельности мозга человека по перебору вариантов решения задачи, то есть вариант все того же метода проб и ошибок.

Рассмотрим некоторые современные методы поиска креативных решений на примере наиболее близкой мне химической технологии. Современный химический инжиниринг (под инжинирингом сегодня понимают единство оборудования и технологии процессов, которые в этом оборудовании совершаются, ибо разорвать их при креативном подходе просто невозможно) основан не только и не столько на дизайне современной химической технологии, но и на искусстве выбора оптимального оборудования и методов воздействия на объект на базе системного анализа с его синергичным подходом. Прежде, чем рассказать об этом искусстве и его методах реализации, остановимся на двух других современных подходах к креативному творчеству. Наиболее существенным достижением в решении проблемы повышения эффективности креативной деятельности является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г.С. Альтшуллером (которого люди постарше помнят как хорошего детского писателя Генриха Альтова). Он попытался формализовать процесс творчества, отталкиваясь от идеи устранения технических противоречий, и показал, что для устранения примерно полутора тысяч наиболее часто встречающихся технических противоречий имеется 40 наиболее сильных приёмов, дающих эффективные решения, а также разработал специальную таблицу, где по вертикали расположил характеристики технических систем, которые необходимо улучшить, а по горизонтали – характеристики, которые при этом недопустимо ухудшаются. На пересечении граф таблицы он указал номера приёмов в его специально созданной базе данных, которые с наибольшей вероятностью могут устранить выявленное техническое противоречие.

В настоящее время уже ученики и последователи Г.С. Альтшуллера ведут активные работы по дальнейшему совершенствованию ТРИЗ, связанные, в основном с разработкой компьютерных программ, помогающих изобретателю анализировать исходную ситуацию и находить в диалоговом режиме необходимые физические явления, типовые и стандартные решения изобретательских задач. Ещё в 1979 г. Г.С. Альтшуллер писал: «ТРИЗ пока не осиливает некоторые классы задач (получение новых веществ, выявление оптимальных режимов работы и т.п.). Со временем и эти задачи окажутся под силу ТРИЗ, здесь нет принципиальных затруднений». Однако этому пророчеству не суждено было осуществиться. Я имел удовольствие познакомиться с этим очень интересным человеком на семинаре в Днепропетровске примерно в это же время. Тогда у меня уже было примерно сто изобретений и патентов, связанных с химическим инжинирингом. Я поинтересовался, сколь успешен личный вклад Г.С. Альшуллера в создание интеллектуальной собственности. Он ответил – около десяти изобретений. И вот тогда я спросил, достаточно ли хорош и универсален ТРИЗ, если, руководствуясь альтернативным подходом (о нем позже), я создал примерно в 10 раз больше инновационных решений. Ответ меня удивил – кто мешает вам защищать ваши подходы? Почему сегодня ТРИЗ не вытеснил с рынка технологий креативного творчества другие подходы? Видимо, формализовать с помощью ТРИЗа можно лишь наиболее простые задачи. Но есть принципиальные различия между такими техническими задачами, суть которых сводится к поиску технических противоречий и выбору одного из множества известных способов их преодоления, и технологическими задачами (к примеру, получение новых веществ и выявление оптимальных режимов работы при разработке новых и совершенствовании действующих технологических процессов, создание принципиально новых технологий не только новых, но и известных веществ), для решения которых нужно владеть другими методиками, обладать определёнными знаниями и, прежде всего, креативными способностями.

Столь модное сегодня моделирование может обеспечить генерирование новых знаний и решать креативные задачи. Так ли это? С коллегами «моделировщиками» у меня было много дискуссий о том, является ли модель лишь отражением существующего объекта и тогда вряд ли она может быть основным источником креативного решения. Или можно создать креативную модель для несуществующего еще объекта. Четкого ответа от них мне пока получить не удалось. Мало того, когда я попытался разобраться с результатами использования математического моделирования для целей обычной оптимизации промышленных объектов, обнаружил, что реальных успешных пилотных проектов – раз, два и обчелся. Больше разговоров по поводу… Специалисты поймут меня, больше всего моделей «разговорного жанра» (описательных, не количественных, без намека на практическое использование). Большинство «моделировщиков» и не скрывают особенно, что формальные модели «в общем виде» без попытки раскрытия функциональной зависимости и практического использования нужны им лишь для украшения статьи, диссертации и др. Одним словом «они хочуть свою образованность показать…». Объясняют это тем, что: «Процесс построения математических моделей не является формализованным. Он всегда содержит предположения, расчеты на их основании и сравнение с накопленной информацией».

И все же в последнее время появились попытки получить необходимую для создания креативных решений информацию об изучаемой системе и решения главной задачи искусственного интеллекта – с помощью формальных процедур (т.е. без участия экспертов) по имеющимся экспериментальным данным генерировать новые, не известные ранее специалистам системные знания о закономерностях, связывающих её входные и выходные переменные. Для решения этой задачи украинским профессором М.Д. Кацем предложена Интеллектуальная технология изучения и совершенствования сложных систем (ИТИСС) [http://www.mosaicportrait.co.uk] и разработан принципиально новый метод математического моделирования (метод мозаичного портрета, позволяющий на основании исходных эксперименталь-ных данных построить адекватную изучаемой системе математическую модель и с её помощью реализовать алгоритм изобретения в технологических задачах).

Исходными данными для построения мозаичной модели является таблица экспериментального материала, каждая строка которой содержит значения входных параметров и выходных показателей в одной реализации изучаемого объекта. ИТИСС отличается от АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач, разработанного на основе ТРИЗ) не только областью применения  (с помощью АРИЗ решаются задачи создания изобретений в технике, а с помощью ИТИСС – в технологии и науке), но и степенью формализации при постановке и решении творческих задач. ИТИСС позволяет с самого начала исследования ставить задачу корректно и решать ее с помощью формализованных процедур. Мозаичная модель решает наиболее важную задачу искусственного интеллекта – генерирование нового системного знания на базе имеющихся данных об объекте. Это новое нетривиальное знание в форме правил и гипотез применяется, чтобы решить много практических проблем и использовать скрытые потенциалы в разнообразных областях деятельности человека, включая фармацевтическую медицинскую, финансы и управление риском, индустриальные и производственные приложения.

Много лет я не без удовольствия читаю будущим специалистам-механикам курс лекций «Оптимизация химической техники». Этот курс читается мною как чисто инженерный, является логическим продолжением курса «Теория технических систем» и логически предшествует двум лекционным курсам «Глубокая очистка веществ» (речь идет об инновационной технике») и «Инженерно-технологический бизнес». В целом, студент получает системное, логически завершенное знание основ креативного творчества и логически завершает обучение реальным дипломом, часто содержащим креативные решения. К чему я об этом? Вся идея заключается в том, чтобы креативное образование не осуществлять путем чтения отдельного специального курса, а чтением логически связанной цепи спецкурсов, образующих весь курс обучения креативности. Результаты оказались позитивными – у многих студентов проснулся интерес к специальности, к поиску инновационных и креативных решений. У многих этот интерес сохранился и после окончания обучения в университете.

В чем же суть апробированных мною методов креативного образования? Прежде всего, вся методика основана на знании и практическом использовании системных подхода и анализа с его синергией. Студенты не просто изучают структуру сложных систем, но и учатся приемам декомпозиции по вертикали и горизонтали, построению сетевых структур. Важно также научить студента учитывать синергичную взаимосвязь, прямое и обратное влияние различных иерархических уровней системы (интерэктность) и получение вследствие этого нового качественного и количественного результата (эмерджентность). Интересно, что студенты не сразу понимают и принимают эту достаточно сложную информацию. Помогает аналогия. Рассказываешь старую притчу о слоне и трех слепых индусах, которые  ощупываю разные части слона и пытаются описать  слона в целом. И они сразу запоминают, что по частям (более низкие иерархические уровни) получить полное представление о целом не удается. После этого все в понимании студента становится на свое место.

Однако, наиболее важно при креативном обучении студента добиться не только теоретического, но и практического освоения свойств сложных систем. Ведь именно на этих свойствах основан поиск креативных решений. К примеру, наиболее сложен для понимания и усвоения студентами принцип соответствия (мне все чаще кажется более удачным придуманное мною название «принцип гармонии»), сформулированный для того, чтобы обеспечить соответствие параметров воздействия на систему определяющим характеристикам этой системы на лимитирующем уровне (чаще всего, это амплитудно-частотные характеристики). Трудно также для студента понимание того факта, что заниматься поиском креативных решений для всех иерархических уровней – бесконечно сложная, а поэтому бессмысленная задача. Необходимо работать только на лимитирующем, определяющем уровне, определить который и является наиболее ответственной и сложной задачей креативного специалиста. Аналогии, деловые игры с постепенным усложнением помогают подготовить ту основу, без которой немыслимо креативное образование.

И, наконец, конечно же, надо обучить студента пониманию того, что только технологические решения или только совершенствование оборудования не обеспечат креативность найденного решения. Секрет успеха только в комплексном синергичном механо-технологическом подходе. Неслучайно, во многих странах мира давно перешли на подготовку специалистов по гибридной модели. Нет ни механиков, ни технологов, а есть специалисты по технике, инжинирингу, имеющие ту и другую подготовку.

Скептики скажут – слишком просты у автора рецепты креативного образования. И все же, если использовать эти рецепты вместе с типовыми приемами и методами оптимизации (к примеру, рециркуляция реагентов, индустриальный симбиоз, совмещение процессов и др.) – успех неизбежен. Хочу показать это на простом, но достаточно наглядном примере. Деревянные шпалы, применяемые на украинских железных дорогах, служат в несколько раз меньше, чем за пределами нашей страны. Все дело в несовершенстве пропитки антисептиком. Воздух, находящийся в капиллярах и порах древесины, мешает заполнить их антисептиком. Убирают воздух за счет вакуумирования, а потом антисептик заталкивают под высоким давлением, но это приводит к необходимости использования очень дорогого автоклавного оборудования и, даже в этом случае, революционного эффекта нет. Попробуем использовать креативный подход. Прежде всего, выполним декомпозицию системы – пропиточного агрегата. Получим вертикальную цепочку: пропиточная линия – пропиточный аппарат – пакет шпал – шпала – капилляр. Все попытки найти креативное решение на верхних иерархических уровнях не приводят к успеху, пока мы не определим лимитирующий уровень и не обратимся к нему. Оказался наиболее ответственным, лимитирующим уровнем – капилляр. Убрать воздух из капилляров – достаточно трудная, но решаемая задача. Оказалось, что это можно сделать с помощью продувки аппарата перегретым водяным паром, и это не является проблемой, ибо именно такой прием используется зачастую при сушке древесины. Если после заполнения капилляров перегретым паром, затем в аппарат подают холодный пропиточный раствор, пар конденсируется, его объем уменьшается примерно в 900 раз, следовательно, в каждом капилляре образуется глубокий вакуум, который и «засасывает» антисептик. Вакуума в аппарате нет, а в каждом капилляре – глубокий вакуум – это ли не креативное решение?! И давление в автоклаве тоже не требуется.

Конечно, коротко трудно изложить технологические приемы и преимущества предлагаемой технологии поиска креативных решений. Ограничусь только перечнем технологий, где успешно использованы подобные пропитке древесины решения: пропитка смолами углеродистой и стеклоткани при производстве корпусов ракет, пропитка катализаторов, электродов аккумуляторов, графитовых электродов сталеплавильных печей, бумаги, тканей, строительных материалов, получение композитных каркасных материалов, процессы экстрагирования и др. Думаю, список впечатляющий. Из моих более 400 изобретений и патентов более 100 можно отнести к новым технологиям, более 100 – к новому оборудованию и лишь примерно 50 как бы иллюстрируют преимущества синергии и интегрируют действительно креативные аппаратурно-технологические решения, и их можно отнести к произведениям искусства (это действительно вид искусства!) химического инжиниринга.

Итак, мною разработаны принципиально новая технология изобретательства, а также новая концепция и эффективная технология креативного образования. Впервые показаны возможности системного анализа и одного  из его основных методов -  синергии как инструментов, средств и методов обеспечения гармонии и принципа соответствия не только в реальной экономике и технике, но и в политике, бизнесе, вообще, в нашей многообразной жизни. Предложена, развита и всесторонне использована новая синергическая концепция креативности, которая основана не на случайном поиске решений методом проб и ошибок, не на плагиате у Природы ее решений («Синектикс»), не на выявлении, а потом разрушении, преодолении, устранении, уничтожении противоречий (подход ТРИЗа), а на концепции объединения, взаимодействия, создания и усиления гармонии технических систем.

Автором термина «синергетика» (реже  употребляют термин “синергия”) является Ричард Бакминстер Фуллер – известный дизайнер, архитектор и изобретатель из США. Определение термина «синергетика», близкое к современному пониманию, ввёл Герман Хакен в 1977 году в своей книге «Синергетика». Ученые мира до сих пор не пришли к единой терминологии, отражающей задачи и возможности этой сравнительно новой, развивающейся науки. Гуманитарии говорят о cинергизме (от греч. synergía – сотрудничество, содействие) – как о совместном и однородном функционировании органов (например, мышц) и систем. Медики также говорят при этом о комбинированном действии лекарственных веществ на организм… Вариант реакции организма на комбинированное воздействие двух или нескольких лекарственных веществ, характеризующийся тем, что совокупное действие лекарств превышает действие, оказываемое каждым лекарством в отдельности – то же, что синергия. Технократы чаще отмечают, что синергия – прикладной инструмент для всего, что они вытворяют с объектами их деятельности. Ну, а ученый люд – те любят обобщать, немного изменили термин и заявляют, что синергетика – теория и наука в современной жизни. И этимологию этого научного термина они дают несколько иную. Слово «синергетика» по их мнению переводится как «энергия совместного действия» (от греч. «син» – «со-», «совместно» и «эргос» – «действие»). И этот термин чаще всего расшифровывают так: синергетика – созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисциплинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов животных, людей, транспортных средств и т.д.) и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе. Не правда ли, красиво, мудрено, но, видимо, правильно.

Удачное слово «синергетика», с легкой руки Германа Хакена, в 70-х годах быстро завоевало популярность. Сначала в него вкладывали простой и ясный смысл. Синергетика – это теория самоорганизации в системах различной природы. Она имеет дело с явлениями и процессами, в результате которых у системы – у целого – могут появиться свойства, которыми не обладает ни одна из частей.

Наиболее часто используемое определение термина «Синергия» или «Синергизм» (В. – от греч. συνεργία Synergos – (syn) вместе (ergos) действующий, действие) – это взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. Впрочем, говорят, ничто не ново под луною. Еще Аристотель отмечал, что целое больше простой суммы своих частей. Как уже отмечалось, в технике к синергии близки понятия «эмерджентность», «интерэктность». В окружающем нас мире мы наблюдаем многочисленные подтверждения этому определению.

Мне больше по душе именно термин «синергия», так как именно им чаще пользуются в инженерной среде – сфере практического использования этой науки. Предложил я и несколько иное определение и другой смысл для термина синергия – нет-нет, не принципа соответствия, а именно синергии – принцип гармонии – гармонии во всем – систем и подсистем, технических, экономических, биологических, социальных сегментов… Это определение как-то больше отвечает моим взглядам, в особенности при поиске решений креативных задач, где синергийные подходы оказались чрезвычайно успешными. Главную причину в том, что большинство распространенных ранее методов поиска нестандартных творческих решений так или иначе было и использованием аппарата насилия, к примеру, выявление и борьба с выявленным противоречием. Я предложил использовать синергию как противоположный насилию гуманный прием креативного творчества, пригодный не только для технических объектов, но и при проведении экономических, политических, социальных реформ, при реализации принципа народовластия – «власти над властью» и др.

В школе изобретательства, которую я пытаюсь успеть создать,  все примеры, в том числе, по использованию синергии, в своей основе имеют мои патенты и изобретения. Кроме того, в основе моей методики лежит использование идеологии системного анализа. Основное внимание обращено не только на дальнейшее развитие его теории, но и на разработку и практическое использование его средств и методов и, прежде всего, наиболее эффективного метода – синергии, вошедшей в нашу жизнь совсем недавно, но, к сожалению, пока так и не ставшей рабочим инструментом в большинстве сфер человеческой деятельности. Впервые я попытался показать возможности синергии как инструмента, средства и метода обеспечения гармонии за счет использования предложенного мною принципа соответствия в реальной экономике, политике, бизнесе, вообще, в нашей многообразной жизни.

Еще раз отмечу, что такой подход позволил мне предложить, развить и всесторонне использовать новую синергическую концепцию креативности, которая основана не на случайном поиске решений методом проб и ошибок, не на плагиате у Природы ее решений («Синектикс»), не на выявлении, а потом разрушении, преодолении, устранении, уничтожении противоречий (подход ТРИЗа), а на концепции объединения, взаимодействия, создания и усиления гармонии технических систем. В результате удалось использовать не только известные средства и методы синергии, но также предложить и реализовать ряд новых. На этой основе мне удалось создать принципиально новую технологию изобретательства и разработать новую концепцию и эффективную технологию креативного образования, в течение более 10 лет достаточно успешно используемую при обучении студентов. Убежден, что обучение в школе синергичного изобретательства может быть полезным учёным, специалистам инженерного профиля, предпринимателям, тяготеющим к технологическому инновационному бизнесу и, главное, креативным студентам, определяющим свой жизненный путь. 

Программа Школы синергичного изобретательства В.М.Задорского. Системные методы креативного мышления.

Правильное решение сегодня – залог успешного завтра!

Личность + знание + системность + творчество = Ваше будущее

Для кого предназначена данная школа: Молодежь, которая определяет свою роль  и место в мире, субъекты среднего и малого бизнеса, намеренные перейти от коммерции к технологическому бизнесу, а также научные работники и работники  образования, тяготеющие к креативному образованию.

Цель школы: Активизировать креативные возможности личности человека и научить его навыкам системного мышления, теоретическим основам и практике  поиска оптимальных нестандартных решений.

Продолжительность школы: 6  занятий  по 4 учебн. часа

Ожидаемый результат школы: участник освоит общие системные методы, приемы, алгоритмы принятия решений, позволяющие самостоятельно решать большой спектр задач в науке, технике, политике и экономике. Лучшие  участники, имеющие патенты или предложившие оригинальные решения во время  мозговых штурмов будут рекомендованы в планируемую Академию изобретательства с поощрением в  виде оплаты  части  стоимости обучения.

Автор и ведущий школы: В.Задорский, д.т.н., профессор Государственного Химико-технологического Университета, является профессионалом - практиком в  рассматриваемых  вопросах, что подтверждается:

- 45 летним опытом работы в университетах Украины, России и Казахстана с использованием новых технологий  креативного  обучения, многолетний опыт преподавательской работы в Украинском Государственном Химико-технологическом Университете и до 2010 г. - в Академии государственного управления при Президенте  Украины (чтение лекций по курсам:"Современный бизнес", "Инновационный менеджмент", "Инвестиционный менеджмент", "Системные методы  управления", "Инженерно - технологический бизнес" и др.);

- 20 летним  международным опытом работы  по разработке и реализации концепции устойчивого развития, организация под эгидой UNIDO/UNEP первого в  стране Приднепровского Центра чистых производств;

- проведением нескольких международных симпозиумов в Днепропетровске и Киеве  по  направлению   "От переходной экономики к устойчивому развитию";

- 10 летним представительством  Украины в научной программе НАТО "Clean Technologies";

- опытом   организации и проведения украинско - американских  бизнес-тренингов  (программа "Bizpro");

- практическим опытом реструктуризации  химических и нефтехимических производств  на предприятиях бывшего СССР с использованием инновационных креативных решений (в основу  конкретных проектов реструктуризации были положены более 400 патентов и изобретений  автора);

-  журналистским опытом: публикации  в ведущих печатных и интернет - изданиях,  участие в  радио и телевизионных передачах в качестве ведущего или независимого эксперта. 

Программа школы: 

Занятие 1. Введение. Зачем изобретать? Прогнозирование научно-технологического и инновационного развития. Характерные черты 6-го технологического уклада. Концепция устойчивого развития (КУР). Синергия как основной метод управления взаимодействующими  системами.  Экономические, социальные и политические проблемы  Украины и креативные методы реформирования страны. КУР - национальная  идея страны и стратегия развития региона.

Занятие 2. Методы поиска  оптимальных решений и  анализ примеров их использования. Мозговой штурм и его разновидности. Основные этапы мозгового штурма: погружение в проблему, формирование  команд генераторов и критиков – экспертов идей,  постановка задачи, генерирование вариантов решения задачи группой генераторов, экспертиза предложений, отбор оптимальных, выработка рекомендаций по реализации).  Морфологический анализ. Метод контрольных вопросов для психологической активизации творческого процесса. Список контрольных вопросов по А.Ф.Осборну. Современная технология решения задач – ТРИЗ. АРИЗ. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – метод технико-экономического исследования и оптимизации систем. Методы развития творческого воображения для уменьшения психологической инерции при решении творческих задач. (приемы фантазирования и специальных методов, прямая, символическая, фантастическая, личная аналогии). Синектика. Мозговой штурм конкретной актуальной задачи по выбору участников школы.

Занятие 3. Системный анализ в изобретательстве. Теория и практика, средства и методы использования. Свойства систем. Законы развития технических систем. Методы системного анализа и синтеза (системный, целевой, функциональный и компонентно-структурный подходы, анализ и синтез потребностей). Системный подход для развития творческого мышления. Алгоритм  изобретательства на основе системного  подхода. Декомпозиция систем. Свойства уровней иерархии. Критический уровень  иерархии и его свойства. Базы данных  режимно – технологических и аппаратурно – конструктивных  методов оптимизации систем. Принцип соответствия  (гармонии) и его использование.  Примеры использования системного анализа и метода синергии при изобретательстве.

Занятие 4. Тактика поиска креативных решений на основе системного анализа и синергийных приемов. Решение практических задач по поиску креативных решений в науке, технике, экономике. Изучения структуры сложных систем, приемов декомпозиции по вертикали и горизонтали, построение сетевых структур.  Взаимосвязь, прямое и обратное влияние различных иерархических уровней системы (интерэктность) и получение вследствие этого нового качественного и количественного результата (эмерджентность). Синергия – наука не о принципах соответствия, а о принципах гармонии – гармонии во всем – систем и подсистем, технических, экономических, биологических, социальных сегментов…озможности синергии как инструмента, средства и метода обеспечения гармонии и принципа соответствия не только в реальной экономике, технике, но и в политике, бизнесе, вообще, в нашей многообразной жизни.

Системные методы энергосбережения (одновременно с совершенствованием технологии улучшаются экологические и  энергетические показатели объекта).  Энергетический аудит как часть  комплексного эколого - энерго- технологического аудита.  Основные тактические принципы (индустриально – аграрный симбиоз - использование рециркуляции потоков энергии и вторичного сырья техногенного происхождения; работа  на всех трех основных стадиях — производства, транспортировки и преобразования, потребления энергии, ресурсосбережение, рекуперация, утилизация  низкопотенциальных  энерговыбросов).

Занятие 5. Принципы технического творчества. Особенности системного креативного образования. Использование современных информационных технологий в изобретательстве при решении  практических задач.

Интернет грамотность в области изобретательства. Методы  устранения  вредного воздействия  компьютерной техники на организм человека (снижение влияния электромагнитных и торсионных полей, использование методов корректировки информационного поля и др.). Использование современных информационных технологий и возможностей сети Интернет в элитарном образовании (информационно-поисковые системы сети Интернет – современные методики поиска информации - патентной, научной, коммерческой и др., 

Основы технологического бизнеса. Поиск  партнеров и инвесторов.   Современный технологический бизнес с использованием информационных технологий.  Стратегия развития технологических бизнес.  Международные требования к содержанию и оформлению Веб-сайтов и страниц, подготовка бизнес-предложений и планов, бренд-технологии, работа на международных инвестиционных и инновационных рынках.  Практические занятия  в он-лайновом режиме   по изучению навигации в Интернете  работе с поисковыми специализированными серверами.

Занятие 6. Решение практически важных изобретательских задач. Критический  анализ 10  патентов автора  в области индустриально – аграрного симбиоза. Мозговой штурм по созданию  патентов для  технологического бизнеса демобилизованных воинов АТО.

Подведение итогов обучения в школе. Современные организационные и методические средства и методы обеспечения креативного образования в Украине. Формирование конструктивных предложений по их совершенствованию участниками школы. Мозговой штурм по созданию оптимального алгоритма  перехода Украины от  неэффективного трансферта  технологий к  технологическому бизнесу.  Отбор  конкретных предложений  для формирования кластеров технологического бизнеса.

Этого не преподают в учебных заведениях, но без этого невозможно грамотно применять полученные знания.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.