Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
17.11.2013 19:25

Пир во время чумы – хлеба или зрелищ. Перечитаем маленькую трагедию

Доктор технічних наук, професор

Наши многочисленные праздники проводят еще и для того, чтобы отвлечь народ от многочисленных серьезных проблем нашей жизни. Но и здесь мы оказались новаторами. Все чаще приходится слышать о том, что у нас уже речь ведут не о хлебе и зрелищах, а о целе

Пир во время чумы – хлеба или зрелищ.  Перечитаем маленькую трагедию А.С. Пушкина сегодня .

Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.

                                                А.С.Пушкин. Пир во время чумы” 

Пир во время чумы. Читаем  Поэта.

После   длинной череды  праздников появилось  почему-то желание перечитать  одно из наиболее  ярких произведений   гениального А.С.Пушкина ”Пир во время чумы”. Так называется одна из его "Маленьких трагедий". В идиоматическом смысле - разгульное веселье на фоне общего бедствия, которое, несомненно, затронет и легкомысленных пирующих. Сюжет  несложен (я просто выбрал подряд несколько предложений из краткого изложения трагедии, не изменив ни единого слова).  Речь идет о том, что на улице пируют несколько молодых мужчин и женщин. Один из пирующих, напоминает об их общем, умершем от чумы друге, чьи шутки и остроты забавляли всех, оживляли застолье и разгоняли мрак, который теперь насылает на город свирепая чума, и предлагает выпить в его память. Председатель считает, что выпить надо в молчании, и все молча выпивают,  чтобы потом вновь обратиться к веселью. Мери поёт унылую и протяжную песню о родной стороне, которая процветала в довольстве, пока на неё не обрушилось несчастье, и сторона веселья и труда превратилась в край смерти и печали. Героиня песни просит своего милого уйти из родимого селения до той поры, пока не минет зараза. Внезапно в разговор врывается язвительная и дерзкая Луиза со словами, что сейчас подобные песни не в моде, что ей ненавистна желтизна этих шотландских волос. Приближается телега, нагруженная трупами. Телегой правит негр. При виде этого зрелища Луизе становится дурно, ей привиделся чёрный и белоглазый демон, который звал её к себе, в свою страшную тележку, где лежали мертвецы. Молодой человек объясняет, что чёрная телега вправе разъезжать повсюду, и просит Вальсингама спеть песню,  не грустную шотландскую, «а буйную, вакхическую песнь», но председатель вместо вакхической песни поёт мрачно-вдохновенный гимн в честь чумы. В этом гимне звучит хвала чуме, могущей даровать неведомое упоение, которое сильный духом человек в состоянии ощутить перед лицом грозящей гибели, и это наслаждение в бою — «бессмертья, может быть, залог!». Счастлив тот, поёт председатель, кому дано ощутить это наслаждение. Входит старый священник. Он упрекает пирующих за их кощунственный пир, называя их безбожниками, священник считает, что своим пиршеством они совершают надругательство над «ужасом священных похорон», а своими восторгами «смущают тишину гробов». Пирующие смеются над мрачными словами священника, а он заклинает их Кровью Спасителя прекратить чудовищный пир, если они желают встретить на небесах души усопших любимых, и разойтись по домам. Председатель возражает священнику, что дома у них печальны, а юность любит радость. Священник укоряет его и напоминает, как всего три недели назад тот на коленях обнимал труп матери «и с воплем бился над её могилой». Он уверяет, что сейчас бедная женщина плачет на небесах, глядя на пирующего сына. Он приказывает ему следовать за собой, но председатель  отказывается сделать это, так как его удерживает здесь отчаяние и страшное воспоминанье, а также сознание собственного беззакония, его удерживает здесь ужас мёртвой пустоты родного дома, даже тень матери не в силах увести его отсюда, и он просит священника удалиться. Многие восхищаются смелой отповедью  священнику. Призвав Святое Имя, священник уходит, пир продолжается, но Вальсингам «остаётся в глубокой задумчивости». 

Вот и весь сюжет.  Задумаемся и мы.   Казалось бы, что нам  до всех  этих  придумок гения. Но, прочтите  абзац  еще раз, обратите внимания на  выделенные слова и попробуйте заменить их синонимами,  использовав более современные термины.  Уверяю вас,  что полученный текст очень напомнит  выступления многих  наших оппозиционеров в Верховной Раде и у Шустера.  Оставим это в качестве домашнего   задания читателям, а сами обсудим  вопрос, поставленный  еще А.С.Пушкиным, отчего в наше нелегкое, воистину “чумное”, время мы ударились в почти непрерывный загул. Неужели нам нечего противопоставить  чуме?  Или из локальных очагов эпидемии мы уже получили   пандемию — по сути, эпидемию государственного масштаба. Скажем прямо, здесь  нет единого мнения... В средневековье, когда моровая язва привольно ходила по миру, человек бессилен был пред ней, как перед любым безумием природы: вулканом, цунами или землетрясением (да и не только в средневековье, кой чёрт, но и в наши дни - если, не дай бог, несмотря на все достижения медицины, падёт моровое поветрие, то простому человеку только и останется, что молиться… Если грянула Чума (именно с большой буквы), то человек (будь он хоть министр, хоть президент) ничего сделать не сможет - лишь гадать: минует ли его чаша сия? Hа самом деле это не совсем так. Ибо человек, готовый морально к тому, что заболеет и умрёт - почти мёртв. Живущий - хочет жить. Даже если уже умерли от проклятой болезни самые близкие люди. И он - живёт. Единственное, что он может сделать в такой ситуации - не опустить руки, и не хоронить себя прежде времени. А разве веселье (наперекор всему) не жизнь, пишут российские пушкиноведы? Их точка зрения: пьеса Пушкина, повествует именно о необоримой жажде жизни, и в этом плане она отнюдь не новаторская, мол,  Джованни Бокаччо на пять столетий раньше создал свой знаменитый, исполненный жизнелюбия "Декамерон", вскоре после того, как сам пережил жуткие дни отчаяния, когда вокруг свирепствовала Чума. Впрочем, наличие предшественника ничего не убавило у шедевра Пушкина, точно так же, как ничего не меняет и примитивное понимание трагедии, отражённое в популярной идиоме и в  отраженном выше мнении российских ученых.

Есть и другая точка зрения. Во время эпидемии холеры  (читай “тотального кризиса”) мало “не опустить руки, и не хоронить себя прежде времени” как рекомендуют в вышеприведенном абзаце наши северные соседи. И пьеса Пушкина, на мой взгляд, не «повествует именно о необоримой жажде жизни”,  как это показалось  российскому пушкиноведу, а  призывает  не пускаться в загул от бессилия, и  бороться  против  чумы, объединив усилия с другими членами сообщества. Иначе, как можно понять пушкинское:

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

И запойное  веселье (наперекор всему) - не жизнь.   Вспомните опять же из  трагедии:

Я заклинаю вас святою кровью
Спасителя, распятого за нас:
Прервите пир чудовищный, когда
Желаете вы встретить в небесах
Утраченных возлюбленные души.

Жаль, что нынешнее поколение молодежи почти не знает Пушкина, да и, вообще, почти ничего не читает. Если бы это было не так,  молодые люди  обратили бы внимание на то, что  уж очень напоминает наши реалии нарисованная Поэтом картина:

Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. Oдно кладбище
Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!

А закончить эту экскурсию в великое творение классика хочу   цитатой, опять же  имеющей прямое отношение к  сегодняшним нашим реалиям:

Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов — и землю
Над мертвыми телами потрясают!
Когда бы стариков и жен моленья
Не освятили общей, смертной ямы, —
Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
И в тьму кромешную тащат со смехом.

Не пора ли  заканчивать пировать и начинать работать?

Не кажется ли вам, читатель, что в последние годы мы  слишком много празднуем и обычно пируем  при этом. Раньше все смеялись над обилием праздников у африканских народов. Как-то на рубеже веков, когда  чиновники от образования еще были озабочены  качеством обучения студентов,  заведующих кафедрами чуть ли не насильно гнали  в ведущие вузы для обучения программированию. Эта затея оказалась бесполезной, ибо на смену большим ЭВМ вскоре пришли персональные компьютеры, где для пользователя вообще знание  программирования оказалось почти ненужным. Учить Паскаль, Фортран и Бейсик послали и меня в тогда еще Ленинградскую техноложку. Очень благодарен до сих пор   тогдашним чиновникам.  Несколько месяцев прожил в великолепном городе, много узнал, увидел. Но не об этом речь. Поселили нас в бывшем (до революции)  борделе с соответствующей планировкой. Каждую полночь на винтовой лестнице начинался нет- нет, не “пир во время чумы”, а  африканский праздник - громкие удары  в барабаны, там – тамы и в какие-то тарелки  с плясками толпы обнаженных темнокожих   (чуть не написал «негров”  - так не положено,  могут обидеться)  юных красавцев и красавиц – студентов и аспирантов техноложки.  Праздники были почти ежедневно, пока мы не поинтересовались, сколько  у них праздничных дней и когда они  учатся. Ответ потряс – у каждого племени – свои праздники, а  темнокожая диаспора  в знак солидарности  не пропускает ни одного. Пришлось перейти нам в другое общежитие.

Количество праздничных дней, если учесть все международные, государственные календарные, религиозные   праздники, праздничные мероприятия типа Евро 2012, все местные локальные праздники, памятные дни - форсирование Днепра (а  форсировали его  и притоки далеко не только в Днепропетровске или в Киеве), профессиональные праздники,  и, вообще, нашу разгульную жизнь, особенно безработной молодежи (вот бы Ю.Андропов посмотрел!)  явно не меньше, чем  у африканских племен.  И это при том, что мы на втором месте среди  Европейских стран по уровню бедности населения, что  значительная часть населения не получает зарплату, пенсии, стипендии своевременно. И это при  высокой  зарегистрированной и скрытой безработице...

Вред от обилия праздников, как это ни парадоксально, огромен. Дело даже не в  том, что они существенно ускоряют опустошение  нашего нищего бюджета, отощавшего из-за злоупотреблений и просто  жадности  власть имущих и  неразрывно связанных с ними олигархов, профессионально научившихся  единственному – мастерски уходить от  уплаты  налогов. Да, праздники  стоят  недешево. До сих пор, к примеру, не могут  наши финансисты определиться,  в какую копеечку влетел нам Евро (говорят и о 4, и о 10 млрд.) и  в какую сумму обойдется ликвидация его последствий (к примеру, разборка  никому не нужных спортивных сооружений  во Львове или замена негодных электричек “Хундаи”).  Удивляет другое – никто не считает непрямые убытки от нашей разгульной жизни. Считал ли кто-нибудь, сколько товаров произвели бы наши работники, если бы не  трудились в поте лица,   сооружая ненужные спортивные мастодонты, тратя время на обслуживание  гостей праздничных мероприятий,  или на обучение  приветствиям иностранцев.  А   учел ли кто-нибудь  материальные  ресурсы, отвлеченные от  экономики собственно Украины. Сколько можно было бы построить  вместо всех   спортивных сооружений  жилья  для тех же  ветеранов войны, которых прославляют один – два дня в году во – время тематических праздников, вместо того, чтобы дать им средства на кусок хлеба! А,  может быть,  вместо разгульных праздников  вложить, наконец, деньги в развитие среднего и малого бизнеса  и технологическое преобразование экономики Украины. Ведь, в стране для этого есть все предпосылки. Нет одного -  доброй воли и желания  власти, избранной народом.

Кому нужно, кто заинтересован в непрерывно праздничной жизни страны? Хлеба или зрелищ?

Любой праздник кто-то организует и к его оценке можно и нужно применить   положения  развивающейся науки “проектного менеджмента” (в том, что  это - наука со своими законами и правилами никто уже не сомневается). Итак, кто, зачем, почему, за какие средства  инициирует, а затем организует и проводит любой праздник. Прошло время всенародных праздников, когда движущей силой мероприятия был единый порыв  людей. Сегодня  у любого праздника есть свой менеджер, который  и определяет масштаб, идеологию и содержание, да и  финансовую сторону любого праздника. Сегодня у нас осталось три основных  группы “праздничных” заказчиков и исполнителей - менеджеров – власть, партии, религиозные концессии.  Количество праздников значительно выросло  именно из-за бурного роста количественного состава  менеджерских группировок.  В полном соответствии с рыночными механизмами нашей жизни законы рынка (не всегда соответствующие  законодательству страны)  проявляются  и в организации праздничных событий. Здесь и конкуренция, и достаточно жесткая борьба за место под солнцем, за финансирование, за   количество участников и т.д. Роль  масс – медиа  во всей  праздничной чехарде достаточно  проста – к сожалению, журналисты, в основном, “стригут купоны” во время праздника,  как артисты  в новогодние или предвыборные  ”сольники”.  Не буду приводить примеры  деятельности  столичных журналистов – мы почти не видим у них анализа истинных причин  обилия праздников, крышевания,  объективной оценки  всех аспектов этих проектов. 

Приведу пример  праздника на локальном уровне. Прочитал в одном  из популярных сайтов, что Днепропетровску подарили «пылесосы» с шампунем для асфальта и 16-метровую вышку - спасать людей и котов. Разумеется, по этому поводу затеяли праздник. Всех удивило слово ”подарили”. Впрочем, в другом сайте  прочел, что « коммунальные предприятия Днепропетровской области получили 21  единицу новой специализированной техники”.  Так подарили или получили?  Если подарили, то кто и зачем,  если получили, то, кто послал эту технику. И особенно растрогала информация  третьего источника, который напомнил, что в сентябре этого года была уже приобретена первая партия новых коммунальных машин - 10 единиц современной коммунальной техники для потребностей города, а в целом для потребностей Днепропетровской области планируется закупить 119 единиц техники и навесного оборудования к ней. И стоит она, дескать, не один десяток миллионов.  Вспомнив о том, что в городе уже многим категориям  бюджетников задержали заработную плату, решил все же после обычного моего велотура заехать на  Фестивальный причал, посмотреть гулянье по этому поводу и послушать народное мнение о праздничном событии.  Скажу прямо, праздник  получился  малоэмоциональным из-за  незначительного количества участников (народ у нас уже избалован более  амбициозными празднествами типа  форсирования Днепра, Евро с непременными  развлекательными и  завлекательными элементами (обязательный салют – как же, хорошее дело, количество огней в фейерверке не определить, количество залпов не сосчитать, отчитаться поэтому легко, любые суммы списать тоже,  раздача сувениров, концерты поп – див, а во время выборов у нас даже какие-то празднующие будущие депутаты раздавали молодежи  бейсболки  с презервативами для куражу). Не буду приводить отзывы горожан из  сравнительно небольшой группы “празднующих”. Уж больно резкие были отзывы  (было много безработных и беззарплатных, их реакция понятна). Приведу более мягкие комментарии, появившиеся в Интернете: Павел 08.11.2013 23:30 - Тратить миллионы, чтобы чистить разбитые дороги. Клоуны, ей-богу...  Грешник 09.11.2013 10:13- Удод в удодомобиле! Внезапно! And 09.11.2013 11:50 - Куличенку не выгодно сделать хорошие дороги, ему выгодно выделять регулярно деньги в свою асфальтную фирму. Не подарили, а купили 09.11.2013 21:12 -Не подарили.  Ворсовет 10.11.2013 05:15 -Мы не дарим,мы на ваши деньги зарабатываем откаты.И потом переселяем свои семьи в Европу.  Александр 10.11.2013 09:32 - С одной стороны - давно пора было бы обзавестись таким добром. С другой - все равно у нас не перестанут сть на улицах. Да и к тому же не будет у нас таких чистых дорог, как в той же Германии, где, зайдя с улицы, можно не разуваться.Комментарии излишни!

Все никак не мог понять, зачем  все эти  упомянутые праздники так нужны чиновникам всех иерархических уровней – от местного до высших эшелонов.  Точку над i  поставили монтажники очередной металлической сцены на той же площади, где праздновали  “подарок” коммунальной техники.  Сцену в различных вариантах ставили практически в конце каждой недели, ведь какой – нибудь праздник  обязательно будет. В крайней случае, какая – нибудь крутая фирма  будет праздновать корпоративный праздник. И, вот тут – раздолье организаторам праздника. Сцену надо  сначала смонтировать, подвести к ней электроэнергию, а потом на следующий день аккуратно разобрать, чтобы  перевезти в новое место, на новый праздник. Как сказали мне журналисты, разборка – сборка сцены стоит  почти столько, сколько новая сцена. Когда я спросил, почему не закрепить  какую – нибудь из сцен, самую красивую, напостоянно, чтобы не тратить на монтаж – демонтаж  человеческие и другие ресурсы.  На меня посмотрели как на полностью неадекватного ситуации человека. И в ответ напомнили вновь про   многочисленные салюты, полыхающие через день в небе города, сказав,  что ”думать надо”. Ладно, хватит просто думать, надо уже что-то решать и, главное,  выполнять свои решения.

А теперь, наконец, о хлебе и зрелищах.  Как пишут в энциклопедиях, это выражение - калька от латинского  panem et circenses  ( Ювенал, «Сатиры», сатира VII, 81, начало II века). Описывая современные ему устремления народа, Ювенал противопоставил эти устремления героическому прошлому, и сообщил, что во времена Императора Августа римские плебеи постоянно требовали хлеба и пышных цирковых зрелищ, и не угоманивались, пока им не давали вволю и того, и другого. Выражение использовалось для описания политики государственных деятелей, которые, подкупая плебс раздачами денег и продуктов, а также цирковыми представлениями, захватывали и удерживали власть в древнем Риме. Практика субсидирования цен на продукты была введена «хлебным законом» ещё в 123 году до н. э. Это выражение сейчас используется для негативного описания подкупа избирателей и популизма в современной политике. Люди, стремившиеся к власти в Древнем Риме, считались с этими требованиями: они устраивали раздачи денег и средств пропитания, привлекали население в колоссальные цирки боями гладиаторов, травлей зверей и другими кровавыми зрелищами. Мы как-то гуманнее, да и  трансляции заседаний Верховной Рады во многом не уступают старинным зрелищам.  И средства пропитания научились дозировано  выдавать ничуть не хуже, чем в древнем мире (гречку, к примеру).

Много веков спустя господствующие классы, желая всячески опорочить стремление народа добиться лучшей жизни, стали приравнивать его самые справедливые пожелания к этому воплю древних бездельников; стали утверждать, что именно лозунг «Хлеба и зрелищ!» вдохновляет революционеров всех времен.  «Хлеба и зрелищ!», — скандировали римляне, безумствуя, не ведая, что этот лозунг приведет к падению их великой империи и величайшей античной цивилизации. В одной из своих сатир Ювенал сравнил героическое прошлое своего народа с современными ему низменными устремлениями римлян. Якобы когда-то великий Рим занимался завоеваниями, обладал огромной властью, творил великие произведения искусства, а ныне только хлеб и зрелища его интересуют. Нет ли здесь какой-то аналогии с этими древними  обычаями у наших праздников и выборов, в конце концов приводящих к бездуховности? Разве так важно, что впервые не у нас, а  в Древнем Риме практиковались бесплатные раздачи хлеба, оливкового масла, вина и других продуктов, а также бесплатные зрелища в цирке и считалось, что подобная практика усмиряет народ, дает ему ощущение спокойствия и благополучия. И неважно, мол, как на самом деле обстоят дела в государстве.

Яркий пример – времена правления Нерона. Император был не просто жестоким деспотом, он был в каком-то смысле безумен. Нерон приказал устроить в Риме пожар, а сам в это время был в другом городе. Сделал он это потому, что никогда не видел горящего города, что мешало ему сочинить «величайшее произведение», в котором есть эпизод сожжения города. В городе прошел слух, что Нерон сжег город. Это грозило восстанием. Тогда император решил обвинить в катастрофе христиан, которые тогда были малоизвестной сектой. Народу раздали бесплатную еду и вино, а затем устроили красочные кровавые состязания, во время которых умирали христиане. Христиане не были ни в чем виноваты, но народ успокоился, получив хлеб и зрелища. Эти меры имели краткосрочный эффект. В стране вспыхнуло восстание, Нерон был свергнут.

Что же значит это выражение сегодня? Мало, что изменилось. В общем, все похоже на то, что и в первом веке нашей эры. Это желания толпы, интересы, которые легко удовлетворяются политиками для достижения вершин власти. Сами современные политики стали отличными шоуменами, а предвыборные кампании — высокорейтинговыми шоу. Люди получают краткосрочные выгоды, не понимая в конечном итоге, к чему приведет их та или иная политика (эти крылатые слова приписывают  римскому сатирику Ювеналу (I-II вв.), выразившему суть политики римских государственных деятелей, стремившихся путем подкупа денежными, продуктовыми раздачами и даровыми представлениями удержать в повиновении деклассированный столичный плебс). И,  цитирую, “реформаторы делали ошибку за ошибкой, и антиреформаторы проявили больше способностей к конъюнктурному маневрированию, чем от них ожидалось, и?главное?«народ» оказался не тем «народом», каким он виделся в 1991 году: то ли он прикидывался жаждущим перемен, а на самом деле хотел только хлеба и зрелищ; то ли он действительно испытывал такую страсть, но потом перемены его разочаровали; то ли сказалось отсутствие русских демократических традиций; то ли с традициями было не так плохо, но советский разврат уничтожил все нравственные устои российского населения, а террор истребил его здоровую часть”.  К этому трудно что-то добавить. Разве то, что  наши праздники  проводят еще и для того, чтобы отвлечь  народ от многочисленных  серьезных проблем  нашей жизни. Но и здесь мы оказались новаторами. Все чаще приходится слышать о том, что у нас уже речь ведут не о хлебе и зрелищах, а о целесообразности  организации  зрелищ   без хлеба.

 

 

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]