Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
30.04.2013 08:38

Креативизм или кретинизм? 5. Алгоритм развивающего обучения

Доктор технічних наук, професор

1. Введение. 2. Развивающее общение с психологами 3. Создание информационного поля и инфраструктуры. 4. Реализация идеологии непрерывного креативного обучения. 5. Немного о приемах нахождения творческих конструктивных решений.

 

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

 

  1. Введение.

Эта статья, надеюсь, завершит цикл моих статей в блоге «Креативизм или кретинизм?” и является  фактически продолжением  последней статьи «4.Психологические аспекты ».  Вначале мне придется напомнить  ее основные выводы. Итак:

  1. Человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой, в конце концов, заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения.

  2. Наука  о креативности человека  монополизирована психологами, которые, к сожалению,   пока даже не  придумали ей  четкое определение. Было предложено принять не их заумные  определения, а  более простое и понятное - «креативное мышление - это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения поставленных целей”.

  3. Наука о  креативности пока  напрочь лишена психологами конструктивизма  (“психологические опыты”  по массовому излечению заговоренной” с помощью ТВ водой – не в счет). Между тем, одна из основ креативного мышления - умение видеть мир  неискаженным чужими мнениями, стереотипами, установками, изречениями авторитетов, и, чтобы видеть мир близким к действительности,  нужно уметь относиться ко всему критично и обладать независимым мышлением.

  4. Надо дать стимул человеку быть креативным. Надо  помочь ему   найти  объекты приложения своей креативности. Впечатления и опыт - топливо для креативности, независимое мышление - очистная установка, подсознание - двигатель.

  5. Я – не специалист в области психологии, я только всю жизнь пытаюсь конструктивно использовать ее  возможности в части развития креативности. Это позволило мне  выполнить  более 400  конкретных разработок, защищенных авторскими свидетельствами на изобретения и патентами и, во многих случаях, внедренных или апробированных в  промышленных условиях  в следующих областях:

    • Современная техника обработки капиллярно - пористых тел (примерно 100 областей практического применения) без использования энергоемких процессов вакуумирования и высокого давления.

    • Использование резонансных явлений и нестационарных режимов для создания адаптивной гибкой химической техники (около 20 проектов),

    • Использование блочно - модульных подходов для создания многономенклатурных химических производств,

    • Развитие совмещенных реакционно - разделительных процессов с использованием синергетических эффектов их взаимодействия (примерно 30 проектов),

    • Создание техники для глубокой очистки газовой и жидкой фаз от субмикронных частиц при получении веществ особой чистоты.

Прошу прощения за длинный пересказ основных выводов предыдущего поста, но я  знаю, что читатели редко возвращаются к предваряющим  читаемую ими публикациям, а  без этого  понять и, по возможности, принять  то, что предлагается в данной статье будет просто невозможно.

2. Развивающее общение с психологами

Дискуссия с  некоторыми комментаторами, в том числе,  троллями – гавкерами и даже с профессиональными психологами, после предыдущей публикации была достаточно плодотворной. Спасибо оппонентам за это, так как  обмен мнения с ними  заставил  меня пересмотреть некоторые свои позиции и более четко определить мои  намерения. Этому помогло также ознакомление с рекомендованным мне комментатором А. «наиболее масштабн ым и оригинальным исследованием этой темы, выполненное под руководством профессора Д.Б. Богоявленской (Богоявленская Д.Б.- Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002). Исследование этой школы отражает третий, на сегодняшний день, наиболее современный в психологии подход к пониманию творческих способностей и креативности .

Как отмечает комментатор А., согласно Богоявленской, "средства и методы поиска нестандартных решений реальных задач" относятся не к креативному уровню, а к эвристическому: "На стимульно-продуктивном уровне ИА (интеллектуальная активность) задачи анализируются испытуемыми во всем многообразии их индивидуальных особенностей, но как частные, без соотнесения с другими задачами. Такой тип анализа соответствует ступени познания единичного. При переходе на эвристический уровень ИА происходит сопоставление ряда задач, в результате чего открываются новые закономерности, общие для системы задач, т.е. решение происходит на уровне особенного. И, наконец, на креативном уровне ИА, на котором подвергаются доказательству найденные закономерности посредством их исходного генетического основания, мысль достигает всеобщего характера".

Комментатор А.  отмечает также, что, в отличие от мышления эвристов, креативность вообще мало связана с решением задач, возможно потому, что ум креативиста нацелен на решение не задач, а проблем  (вот так,  и баста!).  и, если вы хотите, наконец, разобраться в том, кому и чем заниматься, то  лучше, мол,  начинать с Алана Картера . Правда, он программист, а не психолог, но у него есть хорошие иллюстрации мышления креативистов, которых он называл картировщиками, а  мышление настоящих креативщиков - это совсем другой подход к реальности». Оказывается, теперь в моем примере Н.В.Швецов – совсем не креативный специалист,   а «продвинутый эврист»  по  Богоявленской или, еще краше, «продвинутый пакетировщик»  по  Картеру. И, все потому, что он, жалкий практик, использовал хорошее инженерное решение (по сути - эвристическое) ” -  хорошо всем известный принцип охлаждения жидкостью”, а   “настоящее креативное  решение основывается на открытии или использовании нового принципа, а не модернизации давно известного» (к примеру,  заговор  реактора каким – нибудь известным психологом типа Кашпировского с помощью сотовой связи или ТВ ) . В то же время, « настоящий креативщик может закономерности, выявленные в психологической методике, экстраполировать в область конструирования технических объектов. Причем, не дожидаясь, пока кто-то или что-то поставит перед ним такую задачу». Последнее, вообще, потрясающе интересно: задачи возникают не земные, а где-то в высшем разуме...  В то же время,  "самостоятельная, не стимулированная извне постановка проблемы — качественная особенность интеллектуальной активности... Отсюда и качественная определенность высшего уровня интеллектуальной активности, обозначенного нами как «креативный» (от латинского слова сгеаге — творить, создавать)".  Тут уж совсем запутали меня психологи своей терминологической и логической чехардой, и я значительно сузил свою задачу и хочу  в этой статье только показать возможности и , насколько это удастся в рамках блога, осветить  средства и методы  активизации и развития  креативности личности молодого человека и  получения им навыков системного мышления в высшей школе. Ведь, психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью.   Ожидаю, что читатели ознакомятся с моим, пока еще достаточно локальным, опытом, в частности, с методикой развития креативного мышления,  общими системными методами, приемами и алгоритмами принятия решений, позволяющими выпускнику самостоятельно решать большой спектр задач в науке, технике, политике и экономике. Кроме того,  замечу, что  словосочетание «креативное  образование »  необходимо рассматривать  билатерально (в двух пониманиях) -  как по  креативному  содержанию, т.е. спобности  обучаемого к творческой работе, так и по  новым методам достижения этой способности. Можно говорить также  о  билатеральности системного подхода -  как по методу  творчества обучаемого  креативности, так и по  самому  методу обучения.

В чем же суть разработанных и апробированных  автором  методов креативного образования? Прежде всего,  вся методика основана на знании и практическом  использовании системного подхода, системного анализа.  Студенты  не просто изучают структуру сложных систем, но и учатся  приемам декомпозиции по вертикали и горизонтали, построению сетевых структур. Важно также научить  студента  учитывать взаимосвязь, прямое и обратное влияние  различных  иерархических уровней системы (интерэктность)  и получение вследствие этого  нового качественного и количественного результата (эмерджентность).     Однако, наиболее важно при креативном обучении  студента добиться не только теоретического, но и практического освоения  свойств сложных систем. Ведь именно на этих свойствах  основан поиск креативных решений.

            3. Создание информационного поля и инфраструктуры.

Итак, в  технологиях  креативного образования акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение. Этот вопрос тесно смыкается с  технологиями порождения интеллектуальной собственности, которые  являются предметом озабоченности человечества очень давно. Таких технологий человечество придумало очень много.  В качестве наиболее популярных мы уже обсуждали: метод проб и ошибок, морфологический анализ, метод контрольных списков, метод ”национальных” решений, мозговой штурм, синектикс и др. Пока трудно назвать какую-то из этих технологий, как окончательно признанную, да и трудно большинство из них рассматривать в качестве  образовательных.

Поэтому, перейдем собственно к предлагаемому алгоритму развивающего обучения. Прежде всего, необходимо обеспечить необходимое  для обучения информационное поле. Было бы грехом не использовать для этого великолепные возможности Интернета. Можно, конечно, создать с помощью Интернета (или даже без него) специальный Информационный обучающий портал, но  опыт  использования подобных решений подсказывает, что для  этого необходимо слишком много средств, которые сегодня университеты  не имеют, а, тем более,  инициаторы проектов креативного образования.  С учетом этого, решил ориентироваться  на   социально ориентированные особенности нынешнего  Интернета.

  1. Задействовал  электронную почту и мобильную связь. Начинаю работу с каждым новым  потоком студентов с составления баз данных со сведениями о телефонах,  адресах электронной почты и  сайтах (если есть)  ребят. Рассылаю почту  со своего Google   почтового ящика, так как этот провайдер  наиболее терпеливо относится к большим размерам многих рассылаемых посылок и большому количеству адресатов. Впрочем, в последнее время провайдер стал снабжать многие мои посылки ярлыком « похоже на СПАМ». Приходится специально предупреждать  об  этом студентов, и они отлавливают мои послания в ящиках СПАМа. Видимо, гугловцам надо как-то  суметь отличать рассылку информации в целях обучения от рассылок торгашей  китайским хламом.  Впрочем,  многие другие  провайдеры вообще не любят  рассылки по многим адресам сразу.  Стали деньги за это требовать.  Грустно...
  2. Кроме этого, по каждой читаемой дисциплине создал электронный кейс, включающий не только  все, что относится к методической части  курса лекций и практических / лабораторных  занятий (знаменитый УМКД полностью даже с  вопросами на экзамен), но и конспекты или презентации основных лекций,  рекомендованные книги (не ссылки, а непосредственно книги, скачанные из Интернета или собственноручно просканированные), относящиеся к  тематике курса профессиональные сайты, статьи и т.п. Все эти кейсы размещены на кафедральном  web - сайте с полностью свободным доступом. Можете убедиться в этом сами. Адрес сайта кафедры - http://kaf-ohv.narod.ru/, а  кейсов - http://kaf-ohv.narod.ru/diski-keisi_prof_zadorskogo_vm/ . В ближайшее время, видимо там же, появится огромная  Электронная библиотека механика, где будет  около тысячи книг по всем  изучаемым механиками  дисциплинами, над которой мы работает вместе с ребятами – магистрантами. 
  3. И, наконец, многие  лекции по общественно значимым или просто познавательным  темам  в виде научно - популярных статей размещены в  этом блоге  (http://blog.liga.net/user/vzadorskiy/default.aspx) и  в популярном журнале ЖЖ (http://zadorskiy.livejournal.com).
  4. Правильному пользованию Интернетом и, в особенности, поисковыми системами студентов приходится учить уже на первых встречах с ними  (пока они умеют искать только  игры, порно и готовые курсовые и  рефераты). Здесь  очень помогают статьи типа только что опубликованной  “Язык поисковых систем: поиск в элементах и объектах” (http://blog.liga.net/user/chernobublik/article/11405.aspx). Спасибо Лиге  за помощь, а автору - за прекрасную статью.

Важно  обучить студента  непрерывному и постоянному использованию этого информационного поля, а не только  перед экзаменом или зачетом. Это трудно, но возможно. Для этого рассылаю электронной почтой все необходимое перед каждой лекцией или другим занятием. Рассылаю также информацию с гиперссылками на те материалы, с которыми необходимо ознакомиться перед встречей с преподавателем.  И, наконец, оформленные отчеты по лабораторным работам и  практическим занятиям  студенты также высылают преподавателю электронной почтой. Вся эта работа, несомненно, перегружает преподавателя и, к сожалению,  никак не корректируется  снижением его учебной нагрузки и оплатой его труда, но ”искусство требует жертв”.  

4.    Реализация  идеологии непрерывного креативного обучения.

Можно ли  реализовать накопленные средства и методы  активизации и развития  креативности личности молодого человека и  обучить его системному мышлению, прочитав ему пусть даже большой,  специальный  курс?   Нет, конечно!  Креативное обучение - это не отдельная дисциплина, а идеология,  которая должна  пронизывать  все  образование в университете. Мне удалось, работая на кафедре своего Университета и параллельно в Академии Госуправления,  увязать все спецкурсы  лекций, читаемые мною,  в систему взаимосвязанных  дисциплин, представленную в нижеследующей таблице.  Сразу обращаю внимание на то, что эта  система создана для  подготовки креативных специалистов – механиков химиков (впрочем, привязка к отрасли непринципиальна).

N

Год обучения

Дисциплины

Осваиваемые концепции

 

1

Второй год

“Теория технических систем”.

Системный подход, концепция устойчивого развития

 

2

Четвертый год

“Оптимизация технических систем”

Чистые производства, менеджмент отходов, анализ жизненного цикла, индустриальный симбиоз,  предотвращение выбросов

 

3

Четвертый год

 

“Спецтехника”,

“Глубокая очистка веществ”

Единство оборудования и технологии

 

 

4

 

Пятый год

Лекции с практическими тренингами по курсу  “Проектно- технологический бизнес”.

Технологические парки, технополисы, технологические бизнес инкубаторы,   информационные технологии, экоменеджмент

 Рассматривая иерархию  спецдисциплин, приведенную в третьем столбце, можно заметить,  что сверху вниз расположены взаимосвязанные дисциплины, в которых предыдущая – является базовой для последующей, и идет как бы  последовательное усиление дисциплин сверху вниз и  как бы увеличение их наполненности содержанием. Системный анализ,  являющийся основой для всех дисциплин иерархии,  является  фундаментом для всего ряда дисциплин. Это подтверждает и расположенная в последнем столбце  иерархия взаимосвязанных концепций, изучаемых в каждой дисциплине. В курсе “Теория технических систем” основными изучаемыми концепциями являются “системный подход” и  “концепция устойчивого развития”.  А в курсе   “Оптимизация” - чистые производства, менеджмент отходов, анализ жизненного цикла, индустриальный симбиоз,  предотвращение выбросов. На четвертом году обучения студенты осваивают и теоретически, и практически концепцию “ единства оборудования и технологии”, т.е. необходимость  работать на уровне техники. И, наконец, в конце  креативного обучения  студентам приходится изучить средства и методы реализации всех теоретических основ и  изученных методов  реализации на реальных объектах в рыночных условиях.

Мои гавкеры обязательно поинтересуются у меня,  не  выплеснул ли я с водой из ванночки ребенка, т.е.  даю ли я им  материал, ”узаконенный”  для изучения программами  по курсам.  Смею вас уверить, даю. Мало того, даю больше положенного, так  как не просто в стиле Д.Карнеги излагаю  всякие житейские истории, а на базе теоретических представлений анализирую  возможности и практические результаты развития конкретных областей техники.

Многие примеры, относящиеся к изложенному в этом разделе подходу,  читатель может подробнее посмотреть  в моих статьях в этом блоге в соответствующих разделах, указанных на  http://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/10734.aspx .

  1. Немного о  приемах  нахождения  творческих конструктивных решений.

 Не буду спорить с психологами. Использую вместо ”креативности”  термин ”творческие конструктивные решения”.  В отношении  конструктивизма – все, кажется, всем  уже ясно. Все уже просто устали от непродуктивной политической болтовни и “мавпування”  власти , алармизма экологов,  сложных  социологических блужданий,  балашовских мечтаний о светлом  финансовом будущем и т.п.  . Все созрели до конструктивизма, а он редко бывает не творческим, какой бы  термин для этого не использовали наши  мудрые психологи.  Вопрос о  тех средствах и методах, которые для этого нужно использовать.

Западные ученые в публичных лекциях стараются  этот вопрос обходить стороной. Один американский профессор, когда я его уличил в этом, сказал мне проникновенно, что не может нам  все выложить, так как ему   после этого просто перестанут платить. Ненужным он окажется.  Ну, а мне бояться  уже  нечего, поэтому в блоге  раскрытию моих  “секретов”  посвящено  несколько десятков статей. Читайте, если  хотите. Прошу обратить внимание на несколько  главных ноу-хау.

  • Единство аппаратурно -  коструктивных (АК) и режимно – технологических  методов (РТ). Мы уже неоднократно говорили о том, что любые изменения в технологии должны, обязаны повлечь за собой изменения в конструкции оборудования, где она реализуется. Это, собственно, и есть синергетика, а ее использование реализует принцип соответствия.

  • Принцип соответствия – всеобщий принцип обеспечения  соответствия характеристик любого уровня  иерархии, который мы выбрали в качестве лимитирующего,  характеристикам выбранного  метода воздействия на систему. Этот принцип иллюстрируется приведенной ниже таблицей. Видно, что  для каждого иерархического уровня системы есть своя определяющая частота и амплитуда собственных колебаний.   Этим характеристикам должны соответствовать приведенные справа (на английском, остатки доклада на НАТОвской конференции) примеры средств и методов воздействия на систему.

Уровень иерархии

Опреде-ляющая частота

Опреде-ляющий размер, m

Примеры Выбора средств и методов воздействия  на систему

1

Предприятие

0.001-0.01 s-1

102

Industrial Symbiosis, Waste Management.

2

Производство  

0.1-1 s-1

1

Pollution Prevention,  Recirculating, Local neutralization of emissions

3

Установка

0.1-1 s-1

1

Flexibility and adaptability of technology and equipment

 

4

 

Аппарат или машина

 

1-104 s-1

 

1

Recirculating flow of the least hazardous agent, Isolation (close-looping in structure) of flows of substance and energy

 

5

 

Контактная ступень

 

1-104 s-1

 

10-3...

10-6

Synthesis and separation in an aerosol, Controlled heterogenization of the contacting phases

 

6

 

Молекулярный уровень

 

105...108 s-1

 

10-9...

10-12

Minimization of time of processing, Surplus less toxic reagent, Oscillation of reacting phase flows, Separative reactions organizing

  • Принцип ”у вас все есть”.  Уже с первых циклов лекций пытаюсь приучить студентов к  тому, что при реконструкции действующих установок иди при проектировании новых на основе действующих,  разработчик  обязан стремиться в первую очередь использовать те  вещества, оборудование, средства и методы, которые уже используются  в объекте. И это чаще всего  оказывается успешным.
  • Найти и использовать в работе лимитирующий уровень. Это сокращает  затраты времени  разработчика в десятки раз и уменьшает затраты.

Все вышеизложенное  в той или иной степени освещено в  статьях в моем блоге. Новые материалы появляются также в моем журнале  в  ” ЖЖ ”.  Приглашаю посмотреть, если сумел заинтересовать.

 

 

 

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]