Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
26.05.2016 10:42

4 угла таможенных реформ: несколько выводов по заседанию правительства

Експерт з питань податкової та митної політики

Заседание правительства 25 мая было насыщено новостями о планах реформы таможни. Что нового предлагает правительство, а главное – каковы из намерений реально реализовать?

Заседание правительства 25 мая было насыщено новостями о планах реформы таможни. Об этом говорил, как премьер Владимир Гройсман, так и министр финансов Александр Данилюк. С одной стороны профессионалов таможенного дела не может не радовать активизация намерений реформировать ведомство. С другой – необходимо рассмотреть обещанные Кабмином реформы с практической точки зрения. Что нового предлагает правительство, а главное – каковы из намерений реально реализовать? Об этом – далее.

 «Таможенная сотня» и борьба с контрабандой

Одним из громких заявлений стало обещание создания «таможенной сотни». Межведомственного подразделения по борьбе с контрабандой.

На сегодняшний день в Украине не борются с контрабандой только, наверное, врачи и учителя. А в пунктах пропуска уже находятся почти все силовые органы – налоговая милиция, СБУ, прокуратура. Но вместо повышения эффективности противодействия контрабанде, эффект состоит как раз в увеличении давления на легальный бизнес.

Я считаю, что сугубо карательной составляющей успеха не добиться. То, что за воротами пункта пропуска, будут стоять заградительные отряды, ощутимого результата не даст. Нужно отдавать себе отчет в том, что современная контрабанда идет рука об руку с коррупцией.

Поэтому, если дельцы сумели коррумпировать таможню и пограничников, то, что им помешает сделать это с летучими группами? Кроме того, где гарантия, что эти летучие группы сами не будут искать контакта с такими людьми? Мне бы очень не хотелось, чтобы под благовидной целью борьбы с рэкетирами, фискальная служба не создала еще более могущественных рэкетиров. Только уже с абсолютной властью.

Поэтому логично возникает ряд вопросов. Во-первых, кого будут набирать в эти группы, по какому принципу? Во-вторых, какая мотивация будет у них? А самое главное, какая зарплата и правовая защита?

А, кроме того «черная сотня» или «таможенная сотня» - это означает, что никто не хочет разбираться с тем, что происходит на границе. То есть поймают кого-то на коррупции и накажут. Но придут другие на их место и будут заниматься тем же самым.

Мне кажется, самый главный вопрос в направлении борьбы с контрабандой должен быть состоять в не в создании новых органов, а в ликвидации условий для коррупции. Сделать ревизию нормативной базы, выработать новые технологии контроля. Необходимо решить вопрос с материальным обеспечением таможни. Инспектора оформляют и пропускают грузов на миллионы гривен, имея зарплату в 3000 гривен. Это 100 евро.

У польских таможенников, например, в среднем – 1000 евро.

Специальные сканнеры не помогут до тех пор, пока решение о его применении будет решать инспектор. Или еще хуже, его начальник.

Опять возвращаемся к началу – технология таможенного контроля. Во главе угла – результат. Что мы хотим, чтоб было? Чтоб муха не пролетела – отлично.  Давайте пропишем технологию, а потом поймем, какие инструменты нам нужны для ее реализации. Возможно, и сканнер в том числе.

Мониторинговый центр таможни

Что касается мониторингового центра таможенных процедур, создание которого также анонсировал министр финансов. Во-первых, этот центр существовал, пока его в 2013-м году не угробило Минздох. Во-вторых, сами по себе просто мониторы с картинками оформления из регионов ничего не дадут. Нужна смысловая подоплека. Кто будет отслеживать, обрабатывать и обобщать полученную информацию? Кто будет реагировать на то, что происходит в регионах? И самое главное – кто будет нести ответственность на управленческие решения, которые будут приниматься? Поэтому достаточно грамотными выглядят намерения Минфина усилить аналитическую составляющую таможни.

Бездумное отношение к вопросу персонала и кадровые чистки, которое продолжает проводить нынешнее руководство ГФС уже привело к «утечке мозгов». Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что инициатива о внедрении принципа «единого окна» исходила не от ГФС, а от Министерства финансов, как, впрочем, и инициатива о разработке и принятие нормативной базы касательно Уполномоченных экономических операторов.

Институт уполномоченных операторов

Основная хорошая новость с заседания Кабмина - это планы по введению института уполномоченных экономических операторов. Внедрение этого института - прямое обязательство Украины в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС, о чем я писал ранее.

Украина уже давно могла бы внедрить институт УЭО, но этот вопрос банально лежал мертвым грузом из-за отсутствия соответствующего законодательства. Да, именно так. Наши народные избранники, которые публично крайне озабочены делами таможни, за годы проявления своей "обеспокоенности" так и не смогли выполнить свое непосредственное обязательство и написать законопроект. Но сейчас не о них.

Как работает института уполномоченных экономических операторов? Статус УЭО - это высшая степень доверия таможни к предприятию и, как следствие, наибольший перечень льгот и упрощений таможенных процедур для него. К УЭО применяется минимум таможенных формальностей, а репутация надежного контрагента позволяет стать полноценным участником международных цепей поставок.

Сегодня 33 страны мира, среди которых страны ЕС, США, Канада, Китай, Япония, пользуются преимуществами взаимного признания УЭО.

В отличии от "шедевральных" законопроектов ГФС , которыми по сути предлагается уничтожить таможню, законодательная база для введения в Украине Института уполномоченных экономических операторов нам очень нужна.

Принцип «единого окна»

Перейдет ли таможня на работу по принципу «единого окна», что было сегодня анонсировано Минфином? Пока что в этом вопросе у меня есть сомнения. И не по причине неготовности для этого таможни – а из-за неготовности других госорганов обмениваться информацией в электронной форме.

Идея перевода всех видов контроля при таможенном оформлении импорта в электронную форму абсолютно не новая и активно разрабатывалась еще во времена Государственной таможенной службы.

Основная причина, по которой этот принцип прохождения других видов контроля, до сих пор не реализован – это неготовность других служб («радиологов», «экологов», «сэс», «карантинщиков» и т.д.) перейти на осуществление своих полномочий в электронном виде.

Уже сегодня таможни оформляют 96 % таможенных деклараций в электронной форме с применением электронной цифровой подписи, то электронная цифровая подпись не применяется ни в одном из разрешительных документов, которые передаются в ГФС другими государственными органами.

Официальное объяснение – это отсутствие финансирования на новые технологии, а на самом деле – элементарное нежелание отказаться от своего куска хлеба. Ведь чтобы оформить груз в свободное обращение и завершить таможенное оформление – нужно получить печати и штампы эти выше названных служб на товарно-транспортных документах.

На практике эти виды контроля проходят формально, а за заветными печатями, как правило, стоит коррупционная составляющая. Не редко эти печати просто подделываются, проставляются умельцами в «гаражах».

Поэтому, с одной стороны – идея отказаться от печатей этих служб на документах, установление временных лимитов на осуществление контролей, и сведение их к электронным отметкам и «согласию по умолчанию» – превосходна.

С другой стороны, вызывает обеспокоенность практическая реализация «единого окна». Например, сложно представить, как на таможенный досмотр одновременно прибудут все представители этих служб и оперативно осуществят свои полномочия.

Учитывая, что укомплектованность мест таможенного оформления специалистами, которые осуществляют санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарный, фитосанитарный, радиологический, экологический контроли составляет 60 % до 80 % от необходимого.

Поэтому хочется надеяться, что с 1 августа, когда заработает «единое окно», не произойдет коллапс в надлежащем выполнении других, кроме таможенного, видах контроля. Тем более, не хочется, чтобы импортеры в очередной раз пострадали от таких искрометных реформ. 

В целом, можно сказать, что во время последнего заседания Кабмина, едва ли не впервые были озвучены ряд реальных идей, пусть и не новых, которые уже давно нужно реализовывать в рамках таможни для ее развития. Потому что, к сожалению весь последний год при руководстве Романа Насирова таможней просто никто не занимался. А все «реформы» для более чем 10-ти тысячной Таможенной службы свелись к паре «шедевральных» законопроектов ГФС, которыми предлагалось по сути поглощение таможни Налоговой службой. Посмотрим, каковой будет политическая воля для реализации правильных инициатив на практике.

 

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]