Автор
Управляющий Партнер юридической компании «Правовая гильдия «ВикториАл»
Кнопки

Необходимость лицензирования образовательных курсов

15.06.2010 14:53

В последнее время открывается все больше различных курсов - курсов моделей, курсов парикмахеров, курсов фотографов, курсов компьютерной граммотности, курсов кройки и шитья.

В связи с этим у людей, желающих открыть подобные курсы возникает вопрос о необходимости получения образовательной лицензии для легализации своей деятельности. Понятно, что получение подобной лицензии является процессом длительным и затратным, поэтому большинство людей желает найти возможность обойти необходимость лицензирования. Некоторые даже готовы быть подданы ответственности за отсутствие лицензии и уплатить штраф, только для того, чтобы избежать лицензирования.

В данной статье я попытаюсь рассмотреть вопрос необходимости получения лицензии на деятельность различных курсов и варианты организации законной деятельности курсов без получения соответствующей лицензии в разрезе действующего законодательства Украины.

Основными законодательными актами в сфере образовательных услуг в Украине являются Конституция Украины и Закон Украины № 1060-XII от 23.05.1991 г. «Об образовании» (далее - Закон), а также ряд законов и подзаконных нормативно-правовых актов, принятых с целью расширения сферы действия Закона, в частности Закон Украины «О высшем образовании», Закон Украины «О внешкольном образовании», Закон Украины «О дошкольном образовании», Закон Украины «Об общем среднем образовании», Закон Украины «О профессионально-техническом образовании», Постановление КМУ «Об утверждении Положения об образовательно-квалификационных уровнях», Постановление КМУ от 08.08.2007 № 1019 «О лицензировании деятельности по предоставлению образовательных услуг» (далее - Порядок) и иные нормативно-правовые акты.

Закон в ч. 5 ст. 18 сообщает, что деятельность образовательного учреждения начинается при наличии лицензии на осуществление деятельности, связанной с предоставлением услуг по получению образования и подготовки специалистов различных уровней квалификации, такое же положение содержится и в п. 3 Порядка, с указанием того, что лицензированию подлежат образовательные услуги , прямо перечисленные в Порядке, а п. 4 Порядка обязательным требованием для отнесения образовательных услуг первичной профессиональной подготовки, переподготовки, профессионально-технического обучения, повышения квалификации работников называет наличие соответствующих профессий в Классификаторе профессий НК 003:2005.

В данном ключе немаловажным является понимание того, что законодатель вкладывает в понятие «образовательные услуги». Так, Закон не дает четкого определения понятию «образовательные услуги», однако предусматривает принципы образовательной деятельности, системы образования и указывает, что логическим результатом предоставления услуг в сфере образования является получение образования и подготовка специалистов определенных уровней квалификации. Порядок предусматривает конкретный перечень образовательных услуг, подлежащих лицензированию, опять же не указывая, что именно считать «образовательной услугой». так, в частности ч. 3 п. 2 Порядка и ч. 4 п. 2 Порядка предусматривает, что лицензированию в сфере внешкольного образования подлежит образовательная деятельность по художественно-эстетическому,    туристическо-краеведческому, эколого-натуралистическому, научно-техническому, исследовательско-экспериментальному, физкультурно-спортивному или спортивному, военно-патриотическому, библиотечно-библиографическому, социально-реабилитационному, оздоровительному и гуманитарному направлениям, а в сфере профессионально-технического образования подлежат первичная профессиональная подготовка, переподготовка работников, повышения их квалификации, профессионально-техническое обучение, подготовка (в частности, первичная профессиональная), переподготовка и повышение квалификации иностранцев, прибывших в Украину  с целью обучения.

Кроме того, как уже указывалось, выше, в соответствие с п. 5 Порядка лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций по професионально-техническому образованию на предприятии проводится в случае, если предусматривается выдача документа об образовании государственного образца, а п. 6 Порядка указывает, что деятельность по подготовке и переподготовке специалистов в учебных заведениях лицензируется в случае, если заявленные направления (специальности) есть в наличии в перечне направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням бакалавра и младшего специалиста.

Таким образом, действующее законодательство предлагает несколько схем легальной (законной) работы предприятия, предоставляющего услуги в сфере образования без лицензирования.

Во-первых, поскольку действующее законодательство не содержит точного определения «образовательной услуги», но требует для лицензирования завершенности цикла учебного процесса в виде получения определенного документа государственного образца (диплома, атестата, сертификата), то представляется возможным организовать незавершенный цикл учебного процесса, не предусматривающий итоговой атестации и получения документа об образовании государственного образца. С практической точки зрения возможны различные варианты реализации данного сценария - от организации курса лекций, семинаров и конференций с выдачей документа о том, что определенное лицо прослушало определенное количество лекций и посетило определенное количество семинаров, без получения какой-либо квалификации.

Во-вторых, исходя из требования выдачи учебным учреждением, действующим на основании государственной лицензии, документа об образовании государственного образца логичным является разработка и внедрение документа об образовании негосударственного образца, который несмотря на отсутствие юридической силы аналогичного документа государственного образца позволяет избежать лицензирования, не нарушая нормы действующего законодательства и не неся ответственности.

В-третьих, поскольку основным требованиям для выдачи лицензии на образовательные услуги в сфере профессионально-технического образования является наличие соответствующей профессии в Классификаторе профессий, появляется возможность предоставления образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования без необходимости получать лицензию по профессиям, которые не значатся в данном Классификаторе. При этом, поскольку перечень профессий, указанных в Классификаторе является исчерпывающим, то изобретение названия таких профессий не представляется особо сложным.

Кроме того, действующее законодательство позволяет общественным организациям предоставлять, без каких-либо лицензий, образовательные услуги по профилю общественной организации.

К тому же, необходимо сказать, что даже не прибегая к подобным схемам легализации, работа образовательного учреждения без лицензии предусматривает административную ответственность в размере до 40 (сорока) необлагаемых минимумов доходов граждан, что равняется 680 гривнам, после чего образовательное учреждение может получить лицензию на предоставление образовательных услуг и спокойно продолжать свою деятельность.

Таким образом, действующее законодательство Украины в сфере образовательных услуг достаточно несовершенно и предоставляет ряд лазеек, которыми может воспользоваться любое предприятие при наличии граммотного юридического сопровождения. Ведь, достаточно граммотно прописать учредительные документы и договора по которым будет работать образовательно учреждение и необходимость в лицензии отпадает сама собой. Поэтому, сегодня существует острая необходимость изменения законодательства в сфере образования, предусматривающие более четкую регалментацию как самого понятия «образовательные услуги», так и перечня услуг, которые подлежат лицензированию. Также необходимо упросить процедуру получения лицензии, уменьшить срок рассмотрения заявления на предоставление образовательной лицензии и увеличить ответственность за нарушения требований законодательства в сфере лицензирования образовательных услуг.

  
просмотров: 3567
Комментарии:
15.06.2010 17:57  Bizz
Виктор, а работа без лицензии, и последующее выявления контролирующими органами этого факта имеет под собой налоговые последствия и какие?
15.06.2010 19:06  Сергей Беляев
1. Любое лицензирование является прежде всего кормушкой для чиновников и источником коррупции. 2. Наличие лицензии не является гарантией хотя бы среднего качества образовательных услуг. И наоборот. 3. Доплнительные ограничения бизнеса в виде лицензий в конечном счете ограничивают конкуренцию и вредят развитию рынка. 4. Качество того или иного образования должен оценивать рынок (в широком смысле) и потребители, а не некие чиновники или даже "эксперты". Я не думаю, что у Кембриджа или Гарварда есть какая-нибудь гос. лицензия...
15.06.2010 19:12  Виктор Мороз
[ ответ на: 15.06.2010 17:57  ]
2Bizz При грамотном юридическом планировании работа без лицензии не имеет под собой никаких налоговых последствий
15.06.2010 19:18  Виктор Мороз
2 Сергей Беляев: соглашусь только отчасти. 1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности (лицензирование, патентирование, сертификация и т.п.) необходима, поскольку без нее наступит хаос. Однако строиться система государственного регулирования должна разумно и с учетом интересов бизнеса. 2. Ограничения в виде разрешительных документов (лицензий) не самый страшный ограничитель конкуренции. 3. У западных вузов уровня Кембриджа, Гарварда и Оксфорда лицензии есть.
15.06.2010 23:04  Коментарий
[ ответ на: 15.06.2010 19:18  ]
Вы как будто три дня как в Украине... Честное слово. Конено, в иделае долджно быть и лицензирвание и многое другое, Но это не в той стране, где каждый чиновник пытается заработать на тебе. Потому что его затавляет нищинскими зарплатами это делать государство. Люди должны иметь право выбора, куда им идти, в дорогое заведение или в такое, которое может дать им навыки для зарабатывания куска хлеба. Или хобби. . Курсы кройки и шитья. Капец. Какая лицензия? Вы о чем?
16.06.2010 00:37  Ra-lex
[ ответ на: 15.06.2010 19:18  ]
Что-то я не увидел на сайтах Оксофорда и Гарварда вообще каких-либо сведений о получени ими лицензий :)) Может я ошибаюсь.. или просто те ВУЗы просто заслужили право преподавать?;))
16.06.2010 09:10  Виктор Мороз
[ ответ на: 15.06.2010 23:04  ]
К сожалению, в этой стране и с курсов кройки и шиться и с курсов английского языка и с школы моделей часто контролирующие органы не слазят, пока те не получат лицензию на предоставление образовательных услуг. Поэтому и появилась данная статья, так сказать, в ответ на частые обращения людей за помощью в разрешении данного вопроса.
16.06.2010 09:11  Виктор Мороз
[ ответ на: 16.06.2010 00:37  ]
На сайтах данных уважаемых Вузов, действительно нет данных о их лицензиях, но лицензии у них есть. Хотя, они действительно заслужили право преподавать )))
29.06.2010 02:28  Владимир Федотов
[ ответ на: 15.06.2010 19:06  ]
На счет коррупции полностью согласен. Просто на просторах бывшего СССР всегда будет присутствовать тоталитарный и административно - командный образ мышления .
У Гарварда и Кембриджа лицензии есть. Их выдает Минобразования Украины. У Оксфорда лицензии Минобразования Украины нет, поэтому дипломы Оксфорда не признаются в Украине! Ха!!!
29.06.2010 09:54  Игорь Забута
Очень полезная статья, спасибо!
29.06.2010 10:18  Виктор Мороз
[ ответ на: 29.06.2010 09:54  ]
Пожалуйста
01.07.2010 23:34  Куликовская Лилия
спасибо за толковые подсказки!))))
02.07.2010 00:07  Куликовская Лилия
А как лучше регистрироваться ( ЧП или ООО) для открытия центра раннего развития ребенка, чтоб избежать лицензирования(или же получения ее в дальнейшем- при расширении)- как себя "назвать-обозвать", чтоб можно было осуществлять и самой педагогич. деятельностью и других нанимать? ну и с налогами как быть соответственнно?
02.07.2010 09:32  Виктор Мороз
[ ответ на: 02.07.2010 00:07  ]
Лилия, организационно-правовая форма здесь не является определяющим. При выборе организационно-правовой формы Вам необходимо определиться, чем Вы готовы отвечать. При ЧП учредители отвечают всем своим имуществом, при ООО только долей в обществе. Название тоже, в принципе, не суть важно. Главное правильно использовать указанные в статье подсказки, в частности выбор КВЭД.
31.08.2010 13:48  Марина
Огромное спасибо за статью! Я получила ответы н а многие вопросы. Давно хочу открыть курсы маникюра, но вот о том, что лицензия нужна для выдачи св-ва госуд.образца слышала,как говорится только "устно", а теперь увидела еще и письменные разъяснения. Спасибо еще раз! А скажите, Виктор, где-то в нормат.актах прописано. что лицензия необходима для уч.заведений, выдающих св-ва госуд. образца? Это для того,чтоб бумажка какая-нибудь лежала.
07.09.2010 00:09  Татьяна Фарина
Огромное спасибо ! перечитала массу статей -но нигде не нашла такого четкого ответа на вопрос -как начать работать без лицензии .Вопрос .если можно .начинаем работать таким образом -муж -ЧП меня берет на работу как преподавателя .Диплом у меня есть .У него нет .Ему дадут лицензию ? Спасибо большое .
И еще вопрос -Вы находитесь в Киеве ? Возможно получение консультаций в Вашем центре при необходимости по вопросам юридического сопровождения и получения лицензии? (Мои курсы будут находиться в Житомире-если это имеет значение )
07.09.2010 09:21  Виктор Мороз
[ ответ на: 07.09.2010 00:09  ]
Татьяна, пожалуйста. Если муж физ.лицо - СПД, то лучше регистрировать в качестве предпринимателя Вас, а его в качестве наемного сотрудника. Если же под ЧП Вы подразумеваете частное предприятие, то можно оформлять и как Вы указали.
20.09.2010 14:18  Елена Михайловна
Большое спасибо.
Рюботаю как ЮЛ (ПП) по 74.14.0 консул. по вопросам ком. деят-ти и управления, оформляя договором о предоставлении услуг. Заказчик просит предоставить услугу - проведение информационного семинара (семинар в предмете договора).
Вопрос:
- входит ли проведение семинара в 74.14.0 (ещё имеем 74.87.0 и 74.11.2 - межнарод. авиац.зкд.)
Ещё раз, спасибо. С ув.
13.12.2010 23:48  Роман
Ценю Ваш труд .Ничего более основательного на эту тему в интернете я не видел.
Скажите пожалуйста, какой КВЕД лучше выбрать для организации курсов иностранных языков.
14.12.2010 17:15  Роман
Скажите, пожалуйста, сколько будет стоить консультация по этому поводу
21.12.2010 09:57  Марина
Виктор, я работаю уже 11 лет без лиценции (курсы компьютерного дизайна). Но сейчас очень строго стали спрашивать за нелицензионное ПО. Еще несколько лет назад курсам без образовательной лицензии продавали ПО по специальным "академическим" ценам. А сейчас уже нет. Версии программ быстро стареют. В результате если мы будем покупать ПО по коммерческим ценам - наш бизнес просто умрет (мы не отобъем деньги). Т.е. для того, что бы у нас была возможность работать, нам нужно лицензионное ПО, а соответсвенно появилась необходимость получать образовательную лицензию. Какой совет вы можете нам дать.
21.12.2010 12:17  Марина
Ок. Как можно вам написать?
31.03.2011 16:50  Александра
Добрый день , Виктор ! Статья Ваша мне тоже понравилась , но на сей день, т.е. после вступления в силу НК , что изменилось в законодательстве относительно лицензирования образовательных курсов ?
28.06.2011 19:02  Ольга
Добрый день, Виктор!

Можно ли с Вами лично проконсультироваться по вопросу организации немасштабных курсов ин.языков - без лицензии, и какую форму при этом лучше выбрать - СПД или все-таки ООО? В обоих случаях я действую на основании ЗУ о предпринимательстве, а не ЗУ о внешкольном образовании и не позиционирую себя как учбовий заклад - налоговые каникулы и пр. прелести описанных Вами нововведений в НК меня пока не привлекают.
Ваше объяснение выше считаю предельно понятным, так как мне того и надо, а удовлетворит ли такая формулировка проверяющие органы?
Результат консультации готова оплатить!
03.07.2011 13:01  Элина
Здравсвуйте, Виктор!
Я правильно поняла: если все-таки надумаю открыть "творческую мастерскую" для детей от 3 лет и стааааарше (пока глаза видят, а руки слушаются))), свободного посещения - мне лицензия не нужна?!
24.08.2011 15:06  Андрей
Здравствуйте, Виктор !
Хочу открыть краткосрочные образовательные курсы по журналистике, каким образом избежать лицензирования.
Результат консультации готов оплатить!
24.08.2011 15:19  Виктор Мороз
Добрый день, Андрей.
С удовольствием проконсультирую Вас по вопросу открытия подобных курсов.
Как с Вами можно связаться?
27.08.2011 09:09  Ирина
Уважаемый Виктор! Очень нуждаюсь в Вашей консультации!!! При налоговой проверке выяснилось, что мы, ООО, должны были пролицензировать свои курсы англ. языка для школьников, т. к. основной вид деятельности по КВЕД - дошкольное образование. Начиная работу, мы были уверены, что если мы не выдаем никакого документа, то лицензия не нужна.... А теперь нам грозит взыскание в сумме полученного за четыре года дохода! Скажите,есть ли какая- то надежда избежать такого взыскания? Спасибо!
27.08.2011 10:42  Ирина
[ ответ на: 27.08.2011 09:54  ]
Я нахожусь в Крыму, тел. 050 526 57 90! Очень жду Вашего звонка!
16.09.2011 08:42  Юлия
Здравствуйте, Виктор,
у меня вопрос относительно репетиторской деятельности. Хотела бы получить личную консультацию у Вас о том, как зарегистрировать СПД, с каким кодом КВЕД без того, чтобы получать соответствующую лицензию. Как с Вами можно связаться?
Большое спасибо!
16.11.2011 23:08  ОЛЬГА
доброго времени вам/подскажите нужна ли мне лицензия -если я хочу организовать проведение курсов парикмахерского дела,каким образом всё это воплотить?
22.11.2011 14:10  Игорь
[ ответ на: 14.12.2010 09:14  ]
Прошу проконсультировать в частном порядке по вопросу лицензирования (или не- лицензирования) курсов иностранных языков при СПД-ФЛ.

С уважением,
Игорь
21.12.2011 23:15  Лилия Ткаченко
Здравствуйте Виктор ,я планирую открыть центр консультативно реабилитационный для детей раннего возраста.Выдавать свидетельств я конечно не буду ,но некоторые услуги будут конечно платные.Я никак не могу определиться как мне оформить этот центр как фонд,как общественную организацию,как ЧП ,как ООО.Нужна ли будет лицензия где с детьми будут работать педагоги , а консультировать будут педагоги и врачи.С уважением Лилия Крым
08.02.2012 20:42  Елена Кирилюк
Добрый вечер. У меня возник вопрос. Нужна ли мне лицензия и как ее получить, если я хочу пригласить на обучение иностранцев. Обучение будет проводится на заводе в практическом русле. Что мне для этого нужно?
09.02.2012 23:23  Виктор
Правильно. Лицензии должны быть у всех. у курсов и у людей. как в Америке: у врача лицензия, у медсестры лицензия, у помощника медсестры - тоже лицензия, у электрика и помощника электрика аналогично.
22.02.2012 17:05  Serg
А мне пожалста уровень коррупции, как в Америке.
29.02.2012 10:18  Елена Денега
Добрый день Виктор.
Прочитала Вашу статью про лицензирование образовательных курсов. Очень актуальная тема для меня на данный момент. Хочу открыть детский центр развития, и мне необходима консультация. Как можно c Вами связаться? Спасибо!
01.03.2012 00:34  Ника
Здравствуйте, фирма предоставляет услуги по изучению иностранных языков и хочет заняться (паралельно)переводческой деятельностью. Вопрос: Нужна ли на это отдельная лицензия или что-то в этом роде?
Заранее спасибо.
07.05.2012 09:55  Валентина
Добрый день!
Общественная организация собирается заняться подготовкой охранников для предприятий.Можно ли оформить свою деятельность без получения лицензии.
Заранее благодарна.

 
 
введите символы на картинке: