Генеральный директор консалтинговой компании «Технологии Управления Спайдер Украина»
     
 
Популярные теги
PR антирейдер Банк банки бизнес блоги бренд взятки власть выборы государство держава дети жизнь Закон законодавство законодательство земля Интернет Интернет-бизнес интернет-магазин искусство кино консалтинг Конституция Конституційна Асамблея Конституція культура любовь маркетинг мобильная связь налоги налоговая система ндс недвижимость общество персонал политика політика право Президент программное обеспечение продвижение проектный менеджмент работа рейдер рейдерство реклама рекрутинг софт страхование строительство суд Украина Україна управление управление проектами юридические услуги юрист юристы

все теги
 
   
     
 

О модном в бизнесе - «команда»

Будучи консультантом по управлению проектами, мне часто приходится заниматься вопросом создания эффективной системы мотивации. Под этими словами я подразумеваю действительно целостную систему, которая действительно мотивирует человека на достижение измеримого результата. Причем ударение на слове ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, потому что я часто сталкиваюсь со случаями, когда вроде бы все правильно в компании – премии, штрафы, корпоративные соцпакеты и страховки… Все, как написано в учебниках черным по белому. А результата нет, хоть ты тресни, и команды, которая этот результат создает, нет.

Думаю, что с таким сталкивалась не я одна, и команда в данном вопросе первична. На эту тему много написано (в том числе, и мной) в различные деловые и специализированные журналы, повторяться не стоит. Советов о том, как создать из сотрудников команду с эффектом синергии и горящими глазами, которая будет трудиться на результат, пруд пруди. А вот как оценить, действительно ли у нас такая команда, даже если результат (материально выраженный – доход компании) есть? Ведь не всегда эти вещи взаимосвязаны…

Вот и пришла мне в голову мысль о косвенных показателях (назовем их так), которые помогут разобраться в ситуации. В команде, по моему мнению, могут быть люди не только объединенные общей целью, но и имеющие общие интересы, то есть интересные друг другу. Именно это является основной базой для создания команды. Сколько раз я наблюдала ситуацию, когда превосходные специалисты по отдельности в определенном коллективе превращались в склочных бабок с лавочек. И ни о каком результате речь уже не шла – в склоках и выяснении отношений погрязали все и надолго. Поэтому косвенным показателем способности коллектива людей стать командой, полагаю, можно считать то, как они общаются друг с другом вне рабочих рамок, когда совершенно не обязаны проводить время вместе.

Возьмем тот же отпуск. Например, я обратила внимание, что последние несколько лет, у нас в компании закрепилась тенденция, когда сотрудники проводят отпуск вместе, берут жен/мужей и детей, и едут куда-то отдыхать. Причем не так важно куда, как с кем – значит, людям интересно друг с другом, они не устают друг от друга на работе, подпитываются энергией один от другого. А раз так (ведь работа – это далеко не вся жизнь, а лишь ее составляющая часть), то эти люди в определенных условиях смогут и горы свернуть, ведь они уверены в плече товарища. Видимо, раз дела обстоят так, то это все-таки команда, которую можно и нужно развивать.

Задача же компании в этом развитии сводится, в первую очередь, к грамотному подбору новых кадров, проводя тестирование на совместимость. Более того, сегодня я наблюдаю, что набор знаний и компетенций теряет свои лидирующие позиции в деле подбора персонала. Функции и требования к людям по части знаний меняются быстро, людей постоянно нужно обучать, и тот багаж знаний и умений, с которым человека брали на работу, через год-два (а то и раньше) уже может быть не актуален. А вот психологической совместимости научить нельзя.

При всем этом возникает вопрос. Предположим, в компании есть настоящая команда. Новые сотрудники подбираются с учетом психологической среды, но как сделать так, чтобы команда приняла нового сотрудника в свои ряды? Ведь вопрос старичков и новичков, вопрос закрытости команды тем острее, чем она сплоченнее. Вот над этим и приглашаю поразмыслить…

10.04.2008 • 13:09  |  Анна Старинская
теги: команда, консалтинг, мотивация, персонал
 
     
Комментарии:
10.04.2008 • 14:04  |  км
имеющие общие интересы, то есть интересные друг другу, как они общаются друг с другом вне рабочих рамок, тестирование на совместимость. закрытость команды. Ничего не пропущено? По-моему, чисто формальный подход. -- Психологически совместимы? Должно работать! -- Люди в фирме - это часть механизма (или организма, как созвучнее). А механизм должен работать, и в первую очередь на достижение целей, поставленных для этого механизма. А пси-факторы это только способ решения внешней цели. Советсткая педагогика называла "команду" коллективом и выделяла стадии становления коллектива и сам коллектив, как некое явление.
Если новый человек в "команде" (ну не нравится мне это слово) соответствует по уровню квалификации, то его вхождение будет зависеть от двух факторов: его персональных особенностей и правил общности. Оба фактора практически неуправляемы. Лишь подавляемы. ИМХО
ответить
10.04.2008 • 18:04  |  Анна Старинская
Команда или коллектив - это кому как нравится, вопрос терминологии.

Формальный подход - это скорее автобиография, а не тесты на совместимость или к примеру на потенциал развития специалиста, такие тесты не так и часто можно увидеть, особенно в региональных компаниях.

Люди - конечно часть механизма, но надо учитывать, что это особый механизм, и если его только подавлять, то революция будет неизбежна.

По моему мнению управлят этим можно, но, безусловно, непросто...
ответить
10.04.2008 • 18:30  |  НатальЯ
Сплоченность команды совершенно не подразумевает ее закрытость. ИМХО зависит от понимания «зачем мы здесь собственно собрались», для приятного времяпровождения? И акцент в команде д.б.не на том, что людям интересно друг с другом, а на том как они друг друга дополняют, каждый выполняя свою роль, закрывая свои вопросы. Если команда будет чувствовать потребность в новом сотруднике, то охотно примет в свои ряды.

А чисто психологические факторы вживания в коллектив – имхо, разумные люди смогут найти компромисс. А увлечение тестированием на совместимость - действительно просто мода, пройдет как очередной перекос. Не могут знания и компетенции потерять позиции.
ответить
11.04.2008 • 09:49  |  км
[ ответ на: 10.04.2008 • 18:04  |  Анна Старинская ]
Вы сознательно допускаете неточности? Написано о подавлении правил или персональных особенностей, а не механизма. Управлять механизмом , безусловно, можно, не оспаривается.
ответить
14.04.2008 • 19:18  |  Анна Старинская
[ ответ на: 10.04.2008 • 18:30  |  НатальЯ ]
Брать на работу сотрудника, чтобы подавлять его персональные особенности?...

Я согласна с тем, что собрались «деньги зарабатывать», а не угождать друг другу.

Но поверьте, прессинг, даже эмоциональный, никогда не давал хороших результатов.

У нас небольшая компания, и все сотрудники на виду, все знают достоинства и недостатки друг друга.

Я считаю, что задача руководителя – делать акцент и развивать лучшее и полезное в сотруднике.

А в посте хотелось подчеркнуть важность связки «команды/ коллектива» не только рабочими вопросами, но и общими интересами, которые делают жизнь более насыщенной и сплачивают.
ответить
14.04.2008 • 20:44  |  НатальЯ
Почему подавлять персональные особенности? И тем более, кто говорил об эмоциональном прессинге?! Почему Вы рассматриваете только крайности? А пресловутая "золотая середина"?;)
В небольших компаниях свои особенности - и микроклимат, и отношения между людьми. Но Вы же опыт собственной компании не распространяете на всех своих клиентов, в т.ч. на тех которые находятся совсем в другой ситуации потому, что у них тысячи сотрудников?
Общим интересом, объединяющим коллектив, должна быть в первую очередь та работа, которую они делают. Это главное в чем они должны быть очень заинтересованы и чем действительно увлечены. А в остальном - как сложится;) Не всегда и не у всех в коллективе возникают общие интересы. Что конечно не отменяет просто нормальных человеческих взаимоотношений.
ответить
15.04.2008 • 09:33  |  Алексей
Многое еще зависит и от возраста сотрудников. Чем старше коллектив тем сложнее притираются в нем люди. Молодые же и в отпуск вместе поедут и в ночной бар пойдут. :)
ответить
15.04.2008 • 12:34  |  CREADOR
"Общим интересом, объединяющим коллектив, должна быть в первую очередь та работа, которую они делают. Это главное в чем они должны быть очень заинтересованы и чем действительно увлечены. А в остальном - как сложится;) "
С таки взглядом я не совсем согласен :)
Не нужно думать что если вы так относитесь к работе все так относятся.
В нашей стране немного другая специфика (Гандурас он и в Европе Гандурас). У нас люди прежде всего заинтересованы, как не печально решением своих материально-жилищьных проблем, почти каждый думает что поесть и где он будет жить особенно если это молодой специалист с опытом в пару лет, которых все работодатели хотят видеть. С таких можно и вырастить то что нужно и уже можно на опыт посмотреть. Но у нас к сожаление не такая специфика работы и жизни как на Западе. Так что о том что все должны быть увлечены работой вопрос не стоит. Думаю это скорее редкость. Люди должны чувствовать себя комфортно но в то же время нельзя баловать. Отношение должно быть строгое, но все рамки должны быть чётко описаны. Вопросы когда приходить и уходить, опоздания, доплаты. А вообще мотивация должна быть диференциированой, нельзя всем ставить одну и ту же ЗП, нужен еще и процент или премия за работу. Нужно внимательно анализировать то что делают сотрудники это больше всего касается непосредственного руководства. К новеньким отношение должно быть поблажливым, как никак а смена работы это в каком то роде стрес для человека. Так что команда должна его встретить радушно и постаратся ему освоится, конкуренция или давление тут неуместны. А вообще руководство иногда забывает, особенно в маленьких компаниях, что у них с их сотрудникамии немного разные взгляды на жизнь, особенно если руководство является собственником компании. Не надо думать что сотрудники так же должны старатся выкладыватся на все сто в любых ситуациях, работа за ентузиазм уже давно закончилась и сейчас все хотят зарабатывать больше что бы решить свои первичные потребности. Так что надо руководству это понимать и соответственно думать как сделать так что бы человек понял что в этой компании ему будеть лучше чем в любой другой и он почувствовал заботу компании.

" А раз так (ведь работа – это далеко не вся жизнь, а лишь ее составляющая часть), то эти люди в определенных условиях смогут и горы свернуть, ведь они уверены в плече товарища. Видимо, раз дела обстоят так, то это все-таки команда, которую можно и нужно развивать."
С этим я не совсем согласен. Кто не был студентом тому не понять :)
Работа это как ни странно но вся наша жизнь.
Ну о чем говорят друзья или старые знакомые которые давно не виделись? Правильно, о работе! Работа заполоняет нашу жизнь почти полностью, на себя остаётся совсем мало времени, арифметика тут простая, 8 часов рабочий день как минимум + дорога на работу которая по нашим пробкам все больше времени занимает. Вот и выходит что 10-12 часов уходит на работу, а что же себе? Да ничего :) Только здоровый сон и редкие выходные которые распланировыны на полгода вперед как и отпуск. Так что работа это и есть наша жизнь. А свою жизнь нужно ценить и как говорится если уж мы продаёмся то продаватся надо подороже. Радует что это многие уже понимают.
ответить
15.04.2008 • 15:35  |  Анна Старинская
[ ответ на: 15.04.2008 • 12:34  |  CREADOR ]
Так как во многом комментарии коллег перекликаются, поэтому решила объединить свои мыли по этому поводу в одном месте.

Согласна, что основным интересом «команды/ коллектива» должно быть дело, которым занимаются – работа, а основным инструментом руководителя – система мотивации. В нашей компании, к примеру, каждый сотрудник знает, из каких переменных состоит его мотивация, знает свои задачи и параметры расчета их выполнения. Есть регламент рабочего времени и регламент взаимоотношений между департаментами. Полагаю, что ясность требований к сотруднику и ясность постановки задачи влечет большее понимание задач сотрудником и более оперативное и продуктивное их выполнение.

Относительно разных взглядов собственника бизнеса и наемного сотрудника на работу, скажу, что сотрудники нашей компании, как и я (собственник), знают, что работают в коммерческой структуре, где за работу платят деньги – по оценке результата, а за «ничего неделание» или «плохое делание» денег не платят и даже штрафуют. Они знают, что успешная деятельность компании влечет за собой увеличение доходов компании, а следовательно, и доходов сотрудников, впрочем, как и усложнение задач ?

Поэтому и я, и другие сотрудники заинтересованы в развитии и успешности нашей компании, даже с экономической точки зрения. Ну а одним из показателей, в том числе и для руководителя, лояльности сотрудников к компании является показатель текучести кадров. А что в основе этой лояльности: деньги, интерес к работе, хороший коллектив, необходимость или другое – вопрос, в каждой компании по-разному. И руководитель непосредственно формирует основы этой лояльности.
ответить
17.04.2008 • 10:00  |  км
"основным инструментом руководителя – система мотивации" - умение правильно использовать сильные стороны сотрудников, поручая каждому то, что он сделает лучше других, подержание бесконфликтной рабочей обстановки
ответить
17.04.2008 • 10:45  |  Евгений
Бизнес
ответить
21.04.2008 • 19:03  |  Николай Лопатка
Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу соотношения в формировании команды таких понятий как "функциональный профессионализм" и "психологическая среда".Что важнее - развитие профессиональных навыков сотрудников организации или создание им комфортных условий работы?

В связи с чем вопрос?

На практике некоторые собственники бизнеса воспринимают данные категории, если не взаимоисключающие, то как минимум конфликтные....
ответить
26.05.2008 • 17:01  |  Profi
Команда и командный дух, во многом зависят от того, кто стоит во главе, от лидера и его стиля руководства, поведения и желания создать сплоченный коллектив. Опять же ездить на совместный отдых может костяк , т.е. по сути уже годами сложившийся "клан" людей. Моя позиция - никогда не быть частью клана на работе, даже если этот клан прекрасен во всем своем многообразии.
Клановая корпоративная культура - это не лучшая культура для развития компании и развития ее коллектива. Сразу идет сопоставление "мы-они". Отсюда и проблемы - сплоченности и единства не будет.
ответить

 
 
введите символы на картинке: