информационно- консалтинговая компания
     
 
Популярные теги
PR антирейдер Банк банки бизнес блоги бренд взятки власть выборы государство держава дети жизнь Закон законодавство законодательство земля Интернет Интернет-бизнес интернет-магазин искусство кино консалтинг Конституция Конституційна Асамблея Конституція культура любовь маркетинг мобильная связь налоги налоговая система ндс недвижимость общество персонал политика політика право Президент программное обеспечение продвижение проектный менеджмент работа рейдер рейдерство реклама рекрутинг софт страхование строительство суд Украина Україна управление управление проектами юридические услуги юрист юристы

все теги
 
   
     
 

Нужны ли Украине иностранные банки

Наблюдая за рынком банковских услуг на протяжении последнего года, нельзя не отметить такой особенности его развития, как приход огромного количества иностранных банков. Каковы же последствия этого?

Процессы поглощения заморскими банками и финансовыми группами ведущих украинских банков были широко освещены в украинских массмедиа и не могли остаться не замеченными даже теми людьми, которые практически не интересуются такими вопросами.

Я решил проанализировать, существуют ли преимущества того, что в Топ-10 банков (по рейтингу АУБ) шесть — иностранные или выкупленные иностранцами. И вообще, каковы последствия того, что банковский сектор в Украине при таком развитии скоро перестанет быть украинским.

По моему мнению, к преимуществам деятельности зарубежных банков в Украине можно отнести:

  • частичное снижение кредитных ставок за счет кредитных средств «материнских» банков или межбанковских кредитных средств;
  • повышение уровня обслуживания клиентов в банках с иностранным капиталом повысит уровень обслуживания в украинских банках;
  • увеличение ассортимента услуг своим клиентам. Так, для физических лиц произошло значительное увеличение количества депозитных и кредитных программ «под конкретного клиента». Для юридических лиц — введение, кроме обычных программ РКО, кредитных и депозитных программ, сопутствующих услуг, таких как лизинг, факторинг и т.д.;
  • усиление сотрудничества банков со страховыми компаниями частично привело к уменьшению тарифов на страховые услуги (это связано также с выходом на украинский рынок страховых компаний, например, Generali Garant, ING Group — открыла в Украине банк).

Минусы такой деятельности:

  • иностранцы приходят к нам, чтобы зарабатывать деньги. Таким образом, происходит постепенный вывоз капитала из Украины. Наши соотечественники, по сути, финансируют безбедную жизнь Запада, выплачивая сверхвысокие проценты по потребительским кредитам;
  • увеличение кредитования из-за границы послужило причиной роста внешнего долга Украины. В 2004–2005 гг. он составлял 45% ВВП, в 2006 — 51%. Свои долги, в основном, увеличивают предприятия (почти 40%) и банки. Так, в начале 2005 года объемы банковских кредитов из-за границы составляли $2,66 млрд, а в начале 2008 — $30,97 млрд;
  • мировой кризис спровоцировал проблему с получением украинскими банками иностранных кредитов. Учитывая, что многие из них погашают займы за счет рефинансирования, то риск непогашения имеют долги на сумму почти $31 млрд (35% ВВП);
  • большинство выданных потребкредитов ничем не обеспечено, а потому они очень рискованны. По оценкам Standard & Poor's, объемы проблемных кредитов в портфелях украинских банков могут достигать 75% (по данным НБУ, меньше 2%);
  • увеличение кредитования физических лиц относительно юридических. Это приводит к проеданию денег и финансирует украинский импорт не всегда доступных для обычного потребителя ноу-хау. Так, за 2007 год прирост кредитования физических лиц составил больше 70%, а юридических — приблизительно 40%. В связи с этим глава наблюдательного совета НБУ Петр Порошенко даже заявлял о возможности запрета использования иностранных кредитов на потребкредитование.

Какие из этого можно сделать выводы?

Приход иностранцев на рынок банковских услуг Украины является процессом объективным и не поворотным, поскольку отечественные финучреждения пока что не могут конкурировать с ними. А является ли этот процесс положительным или отрицательным явлением для нашей экономики, решать вам, уважаемые читатели, исходя из полученной информации в этом блоге.

Владимир Паюк, компания "Простобанк Консалтинг"

29.05.2008 • 13:38  |  Простобанк Консалтинг
теги:
 
     
Комментарии:
30.05.2008 • 12:44  |  u m k a
Вы говорите о снижении кредитных ставок. Этого на самом деле не происходит, ни один иностранный бизнесмен не выдаст кредит под 5 % если он реально видит что этот кредит возьмут под 15 %. Ни один из иностранных банков не зделал кредиты дешевыми.

Культура обслуживания. Работают в этих филиалах наши люди и если они могут культурно обслуживать клиента иностранного банка значит могут и отечественного.

Асортимент услуг. Это да. Приход новых банков подстегнул развитие рынка банковских услуг.

По поводу страхования, то это вопрос конкуренции. Вместе с новыми банками появились и новые страховые компании которые не имеют ны традиций ни имени ни опыта работы. Страховые риски таким образом не уменьшаются.

Иностранные банки принесут пользу экономике Украины только при условии направления капитала в украинскую промышленость, малый и средний бизнес, аграрный сектор. Если японский банк будет кредитовать массовое приобретение японских телевизоров, то чью экономику он поддержит?
ответить
30.05.2008 • 15:44  |  Natta
Полностью согласна с Умкой.
Насчет того, что факторинг и лизинг это новые услуги, то расцвет факторинга был на наших банковских просторах лет 10-15 назад. Лизинг тоже не стал для отечественных банков новостью.
Могу скзать также, что во многих странах существуют ограничения для открытия филиалов иностранных банков, потому как конкуренты им не нужны.
ответить
02.06.2008 • 15:25  |  Alex I
Уверен, что в подобной "интеграции" в мировое сообщество для "интегрируемых экономик и финансовых систем" в большей степени преобладает "минус". Действительно все элементарно просто - любой ресурс имеет стоимость и за него надо платить. В экономике как воспроизводство так и потребление в условиях роста постоянно нуждаются в ресурсе. И они готовы платить за этот ресурс. Таким образом, мы действительно укрепляем и без того не слабую экономику и финансовые системы Европы и США. Стоит здесь же обратить внимание на кол-во сделок по покупке национальных банков в старнах Африки, Азии. Там сегодня крупнейшие банки таких интересов не проявляют. В лучшем случае просто открывая свои филиалы и представительства. И здесь все просто. Рынок должен быть платежеспособен и стабилен. Ведь деньги "любят" тишину...
ответить
06.06.2008 • 16:32  |  Владимир Паюк
Ну если, как вы говорите "деньги" любят тишину, то ответьте мне пожалуйста почему иностранцы заинтересованы инвестировать в нашу экономику? ведь за первый квартал этого года прямые иностранные инвестиции возросли более чем в 3 раза (по сравнению с тем же периодом прошлого года), возможно часть с этих денег - плата за банки проданые в начале этого и в конце прошлого года, но всё же это не те суммы. Я недавно общался с одним из ТОП-работников с "большой четвёрки", так вот этот человек, который всю жизнь прожил в США и 3 года назад приехал сюда работать на 2 года сказал, что условия в Украине намного привлекательнее и интересние нежели в тех же Штатах где всё очень стабильно)
А на счёт того, что иностранные банки и другие компании приходят на наш рынок исключительно из-за возможности сверхприбыльности, то тут я абсолютно согласен, но и их понять тоже можна, зачем им рисковать, если потом шампанского не будет?)
ответить
24.07.2008 • 14:40  |  Дмитрий Данилович
Иностранные банки скорее не нас научат как научатся у нас - как спекулировать на ставках и не рисковать в инновационных проектах. Я работаю над проектом развития овцеводства на Украине. Для старта нужно 2,5 млн.евро. Денег практически очень мало, но сырья навалом, люди готовы, всё есть. Попробуйте хоть где-то найти банк, инвестора или лизинг. Так что воз и ныне там, где и был до прихода инобанков. Тогда зачем они нужны - срывать сливки на гарантых и безрисковых кредитах. А нам это нужно на самом деле? Киев. 8067-402-7779
ответить
24.07.2008 • 17:06  |  ха-ха-ха
Наш ТОП-менеджмент загубит любой иностранный банк. На мой взгляд цены на банки были очень завышены. Интересно, чего иностранцы ожидают от "развитой филиальной сети" в каких-нибудь хаципетовках, в которых на 10 дворов 11 банков. И еще, наш ТОП- менеджмент вряд ли будет делится сверхприбылями с иностранными хозяевами, уж очень много схем для сокрытия таковых.
ответить
02.08.2008 • 01:15  |  Сергей
Уменьшать ставки на кредитные ресурсы никто не собирается, потому что это невыгодно банкам. Работать в убыток не станет никто.
В том, что повышение уровня обслуживания повысит уровень украинских банков, опять же не уверен, во всяком случае, пока что этого нет. Если в том же Universal Bank тебе все рады, то в Укр Сибе на тебя смотрят будто ты у них уже что-то украл.
ответить
02.08.2008 • 23:09  |  Аделина
Насчет Ук Сиба совершенно согласна. Отпала на стадии добывания информации о кредите, не выдержав психологического давления. Девушка-служащая смотрела на меня как на полного дауна, когда я просила объяснить непонятные мне моменты. А потом оставила меня надолго одну с бумагами, чем я и не замедлила воспользоваться, чтобы незаметно исчезнуть. В паре других банков решила не доводить дела до посещения уже после первого телефонного звонка. Мне кажется спорным мнение автора статьи о том , что приход зарубежных банков что-то изменит в плане обслуживания. Если только они привезут своих сотрудников с собой :) Работающие же на них украинцы к соотечественникам будут относиться так же, это у нас национальное. Никогда не сталкивалась с Universal банком, о котором говорит Сергей, но что-то сомневаюсь, что у них все по-другому...
ответить
03.08.2008 • 13:51  |  Анатолий
[ ответ на: 02.08.2008 • 23:09  |  Аделина ]
Если мы хотим, чтобы нам продолжали хамить в наших родных банках, то иностранные, конечно, никому не нужны. Вчера пытался дозвониться до УкрСоц, уточнить как лучше сделать кредитку. Сам с ними раньше не сталкивался, но друзья посоветовали (((
Во-первых, дозвониться малореально, такое ощущение, что в кол-центре сидит максимум три человека. Во-вторых, поражает полная безграмотность людей, которые должны помогать клиентам находить ответы на их вопросы. То ли я застал их врасплох, то ли они действительно не знают разницы между Визой и Мастеркард, не понимают системы начисления процентов. Но это ладно, мне даже не сказали четко за сколько времени будет сделана карта, а на мой вопрос, за что им там платят деньги - положили трубку.
Может это и не очень патриотично, но мне все равно кто придет на место этих раздолбаев - Универсал Банк, Уникредит или кто-то еще. Непрофессионализм должен быть наказан.
ответить
03.08.2008 • 23:53  |  Юрий
Ставки снижаться не будут, тут я полностью согласен с Умкой. Если иностранній банк начнет кредитовать по ставкам ниже имеющихся в стране, я вряд ли понесу в него деньги, поскольку буду сомневаться в умственніх способностях его руководства:) А вот насчет уровня сервиса - тут, на мой взгляд, прав автор статьи. Пусть в зарубежніх банках и работают наши соотечественники - они просто вынуждены будут придерживаться принятых там стандартов. если не хотят потерять работу. А стандарты-то - европейские. Вот и получается, что зарубежные банки подтягивают уровень наших банковских служащих. И общаться с их сотрудниками действительно намного приятнее. Поверьте, Аделина, в том же Универсале, о котором вы поспорили с Сергеем, действительно совсем другое отношение к клиентам, чем в большинстве украинских банков, начиная от колл-центра и заканчивая руководством.
Что касается финансироывания богатой жизни Запада - это правда. Но мне. как отдельно взятому индивиду, все равно, кого я финансирую, получая качественную услугу или товар. Есть суррогаты из патриотических соображений - нет уж, увольтес...
ответить

 
 
введите символы на картинке: