Автор
главный редактор информационного агентства "Контекст-Причерноморье", Заслуженный журналист Украины
Кнопки

Светлая память

23.06.2009 11:00

Разговаривают два пенсионера.

— Склероз проклятый замучал...

— Слушай, а я пью таблетки, и у меня память стала как у молодого!

— Правда? Как называются?

— М-м-м... Это... Ну-у-у... Слушай, знаешь, такой красивый цветок с бутоном и шипами?..

— Роза?

— Точно! (в кухню) Роза! Розочка, солнце, как называются те таблетки, что я пью от склероза?..

Анекдот

 

Человеческая память избирательна. Эта барышня предпочитает хранить лишь то, что её в данный момент устраивает.

Вот, к примеру, жил-был город Одесса. Входил в четверку главных городов Российской империи — до сих пор споры не утихают: после Москвы и Питера, но перед Варшавой или вместе с Варшавой на одном уровне. Всего за 74 года от Октябрьской революции до распада Союза стала Одесса из третьей столицы рядовым областным центром, каких много. Не любили ее в столицах советских. А кто ж нас таких любит? Нам ведь всю жизнь лишь бы не мешали, а там мы сами все сделаем...

Но — забыли. Да и не мудрено — не одно поколение ведь с той, дореволюционно-столичной Одессы сменилось. А сейчас только в интернет зайди, спроси: хочешь обратно в Советский Союз? И поражает ведь процент тех, кто хочет! Апокрифическая колбаса по «2,20» или производство чугуна и стали на душу населения покоя этому населению не дают. А тот чугунно-стальной, непрошибаемый факт, что в комплекте к колбасе выдавались пустые от нее же полки и отсутствие элементарных благ — забыт напрочь.

У одного из моих комментаторов тут, на блогах, уникальным образом уживается в голове доктор Джекил нежнейшей любви к мощи, танкам и самолетам Советского Союза с мистером Хайдом нежелания туда обратно. Бывает и так. Так вот, этот комментатор упрекнул меня: почему, дескать, я думаю, что за 20 лет в Союзе не стало бы лучше. Ну, сказал он, подумаешь, был бы у тебя мобильник не финского, а одесского производства, пусть и чуть побольше... Ну что делать, если не помнят, не желают помнить у него в голове ни товарищ Джекил, ни товарищ Хайд, что главное отличие было не в размерах мобильника виртуально-одесского от реально-финского или тайваньского. Главное - это именно категорическая недоступность тех мобильников, что поменьше. Мобильников — в обобщающем смысле, конечно. Что сделаешь, память избирательна...

Или пример из более свежей истории. 16 июня решили переименовать столичную улицу Коминтерна в улицу Симона Петлюры. Только ленивый из моих знакомых не фыркнул: «Дожили!». Ну, глубоко укоренилось у нашего человека, что хуже Петлюры только Бандера (наоборот, кстати, тоже верно). При этом абсолютно те же самые мои знакомые с удовольствием сходили в кино на фильм «АдмиралЪ». Кому-то кино понравилось, кому-то нет, неважно. Плачущая на фоне гордого хабенского профиля боярская барышня Лиза обсуждалась достаточно долго. А отрезанные ноги, извините за безвкусный каламбур, Безрукова-Каппеля — так и вообще.

И как-то забылось, черт побери, что Александр Васильевич Колчак, как и Деникин, Юденич, Семенов, Краснов — были точно такие же ярые враги примитивной, но действующей совковой пропаганды, как и Симон Васильевич Петлюра, если не хуже. Да и делали, если разобраться, то же самое в то же самое время.

Мой очень близкий друг сказал: так что, теперь фильм о Колчаке нельзя снять? Да можно! И даже нужно, наверное. Наверняка адмирал Колчак был далеко не такой злобной соломенной сволочью, как чучела, которые сжигали пионеры двадцатых годов на площадях. Возможно, что не был он и таким сусальным, как в фильме-новоделе. Но почему тогда нельзя снимать фильмы о Петлюре и переименовывать улицы в честь действительного главы существовавшего, хоть и недолго, Украинского государства? Почему фамилия Колчак — реабилитирована в сознании, а фамилии Петлюра, Бандера, Шухевич — по-прежнему воспринимаются только в радикально черном цвете? Как говорится, вы, Иван Соломонович, или крестик снимите, или трусы наденьте.

Память народа лечится. Не теми таблетками, о которых говорится в эпиграфе. И не гламурными фильмами типа «АдмиралЪ» — а вскоре, почти уверен, появится и «БаронЪ» (о Врангеле) и, например, «АтаманЪ» о Шкуро. Она лечится даже не голодоморными истуканами, которые строятся сотнями в Украине — это, увы, обратная сторона той же медали избирательности памяти и шапкозакидательская неразумность методов.

Память народа лечится только открытием и изучением архивов. Внима-а-ательным изучением. Чтобы человек, желающий разобраться, смог на основании сухих бумажек, дел, протоколов и докладных записок сам сделать вывод кто и что из себя представлял в исследуемый период.

Но вот парадокс: именно архивные выставки нынче подвергаются остракизму. Пикетируются, поливаются грязью в карманных СМИ. Ведь это так просто — выставить пикет из студентов и полусумасшедших пенсионерок-кликуш. Показать другие, опровергающие документы куда сложнее.

Особенно если в собственной памяти есть что скрывать даже перед самим собой.

 

© Специально для газеты "Вечерний город. Одесса". 23.06.2009.

 

  
просмотров: 38
Комментарии:
23.06.2009 11:58  s.d.
"Почему фамилия Колчак — реабилитирована в сознании, а фамилии Петлюра, Бандера, Шухевич — по-прежнему воспринимаются только в радикально черном цвете?"

Потому что люди напряженно работают. Колчак не опасен для империи, а всякие Петлюры - опасны.
23.06.2009 12:26  Irisha
Колчак, Деникин и пр. - это интеллект, воспитание, культура.
В отличие от Бандеры и другого малограмотного, агрессивного хпмья
23.06.2009 14:35  SirojA
ИМХО, Гражданская война - очень сложный период. Нужно, наверное, отказаться от оценок тех или событий и личностей (не заниматься героизацией), поскольку невозможно подобрать общую шкалу. Для Советской власти и Колчак, и Петлюра были врагами, для "белых" и сочуствующих - таковыми были и Фрунзе, и Петлюра!
Потому согласен с Вами, нужно просто изучать историю, не пытаясь придавать историческим фактам некий оценочный окрас.
23.06.2009 14:45  s.d.
[ ответ на: 23.06.2009 13:47  ]
В этой связи любопытно сравнить степень образованности Петра І и Ивана Мазепы.
23.06.2009 17:13  ...
Память народ, Александр, лечить нельзя. Потому как потенциальные лекари в приверженности "клятве Гиппократа" не бывают замечены, и лечат так, как сами считают нужным (а потому и не столько лечат, сколько насаждают свое видение проблемы). Память народа сама придет в состояние равновесия. Надо только понять, что это процесс крайне долгоиграющий и вмешательство чье-либо ни к чему хорошему не приведет. Любые попытки процесс ускорить и/или направить в нужное русло приводят или к очередному провалу "создания новой коммунистической общности, порвавшей с тяжелым наследием царского режима", или к превращению страны в кладбище голодоморных мегалитов с похоронно-памятными процессиями.
Если же затронуть ту сторону "лечения памяти", которая связана с архивами, то помочь властьимущие могут только путем открытия всех архивов (без осуществления руководящей работы и направления исследований в нужное русло), и просто оставлением процесса на самотек (обеспечив только сохранение целостности архивов).
Хотя с мнением о том, что Одессу загнобили при Союзе - не могу согласиться)).
23.06.2009 18:07  s.d.
Можно перечислять.

Например, весьма познавательной является родословная Шухевича.
Прадед Романа, Осип, был священником, увлекался литературой, переводил на украинский Вальтера Скотта и Вергилия. Его сын Владимир издал пятитомник "Гуцульщина", который по сей день является фундаментальной работой в области этнографии Западной Украины. Его сын Иосиф закончил юрфак львовского университета, работал судьей, также, как и отец, всерьез увлекался музыкой (Ленин, кстати, так юрфак и не закончил, да?). Мать Романа тоже из семьи священников (Сталин семинарию так и не осилил, если я не ошибаюсь?)

Вот из такого малограмотного агрессивного хамья и вышел Роман Шухевич :)
24.06.2009 03:14  Заумь
[ ответ на: 23.06.2009 18:07  ]
Шухевич вообще отдельная трагическая страница. Умница, интеллигент, вынужденный уйти в Сопротивление в силу пассионарности, наверное, своей натуры. Он просто преждевременный какой-то, хотя все и всегда вовремя. карма, шоле?((
да и Петлюра с Бандерой не простого происхождения, при том, что в то время 4 класса церковноприходской школы были не всем доступны
24.06.2009 10:54  Irisha
Если ваши аргументы- оскорбления, тогда мне, действительно, лучше "проходить".
24.06.2009 11:11  Irisha
Не утруждайтесь.
Вы случайно не на коммунальной кухне воспитывались?
Можете не отвечать, т.к. ваш ответ мне неинтересен.
24.06.2009 11:31  s.d.
[ ответ на: 24.06.2009 03:14  ]
По поводу оценки Шухевича - согласен полностью.
Изучая историю освободительного движения, обратил внимание, что после Коновальца Шухевич был чуть ли не единственной объединительной силой внутри ОУН. И сила эта была в том, что Шухевич, в отличие от многих других, был вождем, но не был "вождем". Находясь в многолетней глубокой идеологической оппозиции к Бандере и будучи де-факто первым лицом и единственным лидером с реальной силой в бандеровской ОУН (сидящие в немецких санатор-лагерях, а потом в эмиграции Бандеры, Стецькивы и Ребеты - не в счет), не стал использовать власть и возможности ни для дискредитации оппонентов, ни для собственного возвеличивания. Это испытание властью, которое Шухевич прошел с честью.
24.06.2009 13:39  НатальЯ
[ ответ на: 24.06.2009 11:11  ]
Irisha,
прежде чем о чем-то говорить, попытайтесь составить СОБСТВЕННОЕ мнение по этому вопросу
ну попробуйте, один раз, в качестве эксперимента! потратьте немножко времени и прочитайте просто биографию Бандеры - семья, образование, общественная деятельность и наложите это на общий уровень банальной безграмотности (в прямом смысле этого слова) тех лет...

если Вы так будете поступать каждый раз прежде чем повесить на кого-либо или что-либо ярлык - обещаю, результаты Вас удивят!
24.06.2009 14:14  НатальЯ
[ ответ на: 24.06.2009 13:49  ]
Александр, я читала коменты, и Ваш тоже.
Видите ли, ИМХО самое ценное, что есть у человеческого существа - способность изменяться, возможность становиться лучше, мудрее, добрее...а ответами "откуда вам уразуметь, что такое логика.Не задерживайтесь, проходите" к такому выбору не подтолкнешь. А еще знаю людей, рядом с которыми себя в не таком уж далеком прошлом осознаю в сущности такой же "иришкой"...так что насчет "троллей" тоже не спешу с ярлыками...
24.06.2009 18:14  Заумь
[ ответ на: 24.06.2009 11:11  ]
Начните много читать и думать, и читать не то, что Вам подсовывает пропаганда, и опять думать. сначала будет трудно, потом привыкнете и читать, и думать
25.06.2009 10:41  IRISHA
[ ответ на: 24.06.2009 13:39  ]
Спасибо за совет, я почитаю. Не исключено, что мое мнение изменится.
А что касается статьи, то я высказала СВОЕ мнение о исторических личностях, не оскорбляя автора статьи, не так ли?
Трудно понять, как в человеке сочитаются рекомендации "идти лесом" и рассуждения об
Экклезиасте.
Всего доброго
25.06.2009 11:51  НатальЯ
[ ответ на: 25.06.2009 10:41  ]
да в любом человеке вообще много разного сочетается;))) люди, они же не черно-белые...
25.06.2009 11:56  НатальЯ
[ ответ на: 24.06.2009 14:18  ]
не знаю, что такое человеколюбие, т.е. не понимаю как можно любить человеков отдельно от всего остального))) можно просто иметь способность любить в различной степени ее проявления...или не иметь
а чтоб понять какова реальность, нужно уметь видеть именно эту реальность, а не свою реакцию на нее
25.06.2009 12:36  IRISHA
[ ответ на: 25.06.2009 11:51  ]
Не спорю. Но позиция "Дурак- это всякий инокомыслящий", по- моему, не лучшая позиция
25.06.2009 12:39  НатальЯ
[ ответ на: 25.06.2009 12:08  ]
"не любить - это не "любить в степени ноль", а отрицание любви в данном случае. чувство, ей противоположное"

а Вы встречали когда-нибудь человека, отрицающего любовь в принципе, во всех ситуациях и проявлениях? я к счастью нет и надеюсь, что никогда такого не увижу...ИМХО это был бы уже не человек

а то, что Вы называете отрицанием любви ИМХО - страх, боязнь разочароваться, испытать боль, защитная реакция человека слабого, не уверенного в себе, в сущности и источники хамство там же

"Достаточно часто встречаются случаи, когда востребовано не само видение реальности, а именно оценка, реакция на нее"
да, часто, но важно разделять эти процессы, а в зависимости от степени способности видеть реальность и реакция будет от "...сам дурак..." до "...нет, добрый человек..."(с)
не пробовали жить с мыслью, что каждое наше слово, каждый поступок остаются с нами навсегда и формируют нас самих?
25.06.2009 12:41  IRISHA
[ ответ на: 25.06.2009 11:58  ]
Ну, что вы! Жизнь- она вообще удивительна. А насчет интеллекта- вопрос, как говорится, спорный.
По поводу объяснений своего видения данных исторических личностей- ну, как говорил профессор Преображенский,- "НЕ ХОЧУ". Тем более, что это переходит в оскорбление.
А я у вас на блоге, т.е. как бы в гостях.
25.06.2009 13:08  Заумь
[ ответ на: 25.06.2009 10:41  ]
я высказала СВОЕ мнение о исторических личностях, не оскорбляя автора статьи, не так ли? (c)
этим мнением Вы оскорбили не только автора, но и людей, хоть вошедших в историю, но не имеющих возможности Вам ответить адекватно, и людей, которые читали и знают больше Вас.
начинайте думать!
25.06.2009 13:56  IRISHA
[ ответ на: 25.06.2009 13:08  ]
Начинаю думать.
С людьми, вошедшими в историю, к сожалению, не поспоришь.
С людьми, которые читают и знают больше меня, спорить не могу, т.к. не знаю вас.
А поскольку вы не знакомы со мной, то и мой уровень знаний вам неизвестен.
В данном случае речь шла только о уровне дискуссии с г-ном журналистом,

Всего доброго!
25.06.2009 15:31  Маркшейдер
Приветствую мой друг, Осташко. Вот опять вы окутываете своей добротой и толерантностью несогласных посетилелей.
Мой Вам совет:
- введите предварительную модерацию;
-посетите психиатра на предмет отсутствия симптомов маниакально-депрессивного психоза, осложненногог ожирением и словонедержанием.
Я думаю, что у Вас все будет ОК.
25.06.2009 16:16  IRISHA
[ ответ на: 25.06.2009 15:31  ]
Спасибо за советы!
Попробуйте применить их к себе,
А у вас в гостях я подзадержалась,
Ухожу "лесом, не заплывая за буйки".
26.06.2009 06:26  МОСКАЛЬ
[ ответ на: 25.06.2009 17:06  ]
А где Вы ,кстати,работаете?Почему-то мне кажется,что денежки на раскрутку и поддержания вкупе Вашей трудовой нивы капают из-за океана?Москаль,кстати-моя фамилия,чтобы Вы не отвлеклись от темы. Интересно все таки(это я о своем вопросе)-ну не может ахинея,которую Вы здесь несете ,быть самоокупаемой!Как не может и быть такого ,чтобы "до"-шедевр малевича,а ныне -нечто белопушистое-без полутонов.Итак:вопрос-это где стоит знак вопроса,остальное лирика.
26.06.2009 19:57  МОСКАЛЬ
[ ответ на: 26.06.2009 10:21  ]
Ахинея-это когда потерю страной экономической независимости выдают за достижение или когда самую низкую в Европе продолжительность жизни выдают за возросший(по сравнению с СССР)уровень жизни-НУ и т. д.Ваши выходные данные мне известны-просто я ответил на вопрос "кому выгодно?".
И поосторожней с определениями умственных способностей оппонентов-можно нарваться на человека,могущего испортить карьеру.
27.06.2009 14:50  Москаль
[ ответ на: 27.06.2009 09:41  ]
Ну раз Вы ничего такого не говорили и даже не подозревали-тогда Вы наш человек в Одессе.А где это я говорил,что лично намерен принимать участие в постановке Вас на место?Много чести будет.А меня бабушка научила-на обиженных Богом обижаться-смертный грех.Так что идите с миром.
27.06.2009 16:58  МОСКАЛЬ
[ ответ на: 27.06.2009 14:56  ]
Я у вас ничего и не просил,но раз уж случилась такая оказия-удовлетворите любопытство:эти изыски в Вашей лексике откуда,из бригады биндюжников или из казармы? Да нет,служить в армии Вы никак не могли...
27.06.2009 19:49  МОСКАЛЬ
Да уже не взыскал-см.предыдущие комментарии.Понимаете Вы,почему предоставление возможности населениюпокупать заморские товары вместо отечественных аналогов подрывает экономическую безопасность страны?Это по поводу,что Вы "НИГДЕ и НИКОГДА" не говорили подобного.О чем же Вы в таком случае говорите?О том,что лично Вам плевать на интересы державы,если эти интересы противоречат Вашим.Так об этом и пишите,предварительно проштудировав раздел экономики ,где описываются последствия отрицательного соотношения "Экспорт-импорт".И перестаньте считать себя умнее всех и остроумнее всех-это даже не смешно,о таком пороке,как скромность я ужи упоминать не буду.Себе лично я цену знаю,такчто можете не напрягать извилины лишний раз,лучше попытайтесь понять о чем Вас спрашивают и дать ответ по сути.
28.06.2009 06:12  МОСКАЛЬ
[ ответ на: 27.06.2009 09:41  ]
Не нравится Вам определение "ахинея"-да ради бога,я же просто в целях экономии газетной площади.предоставим возможность каждому ознакомиться с архивами.Гениально .И не так уж сложно-СМИ+интернет.Да у нас самое святое-водку прямо на ликёро-водочных заводах фальсифицируют.А Ириша ведь мудрееВас-она понимает,что "свой-чужой" определяется на подсознательном уровне,и сколько Осташко "заумь"не гони-все это только для него лично имеет значение.В самом деле-чем лучше человек,отдающий Галичину от подписантов Брестского мира или от тех,кто отдал шельф острова Змеиный?За что их всех должна уважать Ириша?За то,что некоторых из них уважает Осташко?Для этого надо как минимум уважать Осташко,но Вы-то делаете все возможное,чтобы этого не произошло.
P.S.Заранее отвечаю на вАш ответ на мой ответ-ОТ такого слышу!.
28.06.2009 18:28  Москаль
[ ответ на: 28.06.2009 17:21  ]
Вы-то уже на макак перешли-по акценту и по поведению определить несложно.Чувствуется,успехи есть,во всяком случае в работе они Вам помогают.
28.06.2009 18:45  Москаль
[ ответ на: 28.06.2009 17:21  ]
Когда Вы говорите о народной памяти,то повидимому подразумеваете память генетичкскую Да ладно.О лечении оной:Был такой "совковый"лозунг "Учение Маркса-Ленина непобедимо,потому,что оно верно"Предлагаю современное прочтение-"Шухевич,Петлюра,Бандера-хорошие парни,потому,что так говорит Осташко".
28.06.2009 19:21  Москаль
[ ответ на: 28.06.2009 18:35  ]
Никуда не уйду,пока Вы не убедитесь в своей несостоятельности как аналитик,политолог и кем Вы там еще себя мните.
Вот увяжите пустые полки магазинов и продолжительность жизни при "совке" и полные полки магазинов и продолжительность жизни ниже не бывает сейчас.Могу дать подсказку:оценивать надо загрузку полок домашних холодильников и качество продукта,если это Продукт ,КОнечно.

И хватит уже отвечать в ключе"Сам дурак",несолидно.!
29.06.2009 13:20  МОСКАЛЬ
[ ответ на: 29.06.2009 11:34  ]
Вы так любите животных.Без сомнения-у своих макак Вы являетесь вожаком Трудно,наверное?
29.06.2009 18:05  МОСКАЛЬ
Хомяки-они в шубах.

А вот у макак есть просто до неприличия открытве места.
29.06.2009 19:06  МОСКАЛЬ
[ ответ на: 29.06.2009 18:13  ]
Ну как всегда-ты ему про хомяка,а он "Божья роса...".
30.06.2009 11:58  Маркшейдер
Живет такая баба базарная в кепке.
Всех несогласных она гадостями поливает, кормильцев своих хвалит восхваляет.
Считает себя высокообразованной, разбирающейся в понятиях. Она читает "Золотую книгу аквариумиста", не любит перекладывать коробочки, имеет много добродетелей.
Образована, умеет писать и отыскивать грамматические ошибки в тексте.
30.06.2009 17:37  москаль
[ ответ на: 30.06.2009 11:58  ]
Аведь первые статьи такие чудные были.О Приднестровье,Голодоморе,Олеференко.
Вскружила слава голову,влюбился человек в собственное отражение и невдомек,грешному,что в воде изображения искажаются.



ОСТАШКО:-"Товарищ"-это намек на мою политическую ориентацию?Да нет,уважаемый,я просто не люблю,когда белое выдают за черное и наоборот,хамства и жлобства не переношу-и только.
30.06.2009 22:39  Андрей Стадник
Скажите, Александр!
Вот у меня, к примеру, совершенно нет причины Вам оппонировать. Да согласен я с тем, что Вы там понаписывали в своем блоге. Допустим. Вопрос в другом. К чему все это?
Вы оскорбляете людей, высказавших в форме, пусть и удовлетворяющей Вас, свое мнение. Вы называете их хамами и жлобами.
Разве Вы не понимаете то, что Вы можете показаться читающим комментарии к Вашим блогам сами хамом и жлобом? Блоги ведь публичны. Это хостинг Лиги, а не Ваш персональный. В настройках ведь есть функция запрещения комментариев. Вы так себя пиарите?
30.06.2009 22:49  Андрей Стадник
НЕ удовлетворяющей
01.07.2009 12:33  Андрей Стадник
[ ответ на: 01.07.2009 10:48  ]
Вполне, Александр! Тем более, что вчера противореча себе, сам в слишком жесткой форме высказался в соседнем блоге некоего «правозащитника», поддерживающего вандалов, «поработавших» с памятником Ленина в Киеве.

А по поводу собственности хостинга.. не обращайте внимания. Это профессиональное. Высказано на Вашу фразу «В моем блоге» ? Старый сайтостроитель, знаете ли..
03.07.2009 18:37  Михаил
[ ответ на: 30.06.2009 17:48  ]
Узнаю одесскую журналистику, берущую начало на Привозе - последнее высказывание всегда должно быть за вами. Причём ответ на каждое замечание и по возможности наиболее уничижительное. Высказали своё мнение Ирише один раз - вроде бы достаточно, так нет же умному человеку надо усилить впечатление от своей особы.
04.07.2009 07:19  МОСКАЛЬ
[ ответ на: 03.07.2009 18:37  ]
Привоз отдыхает.Это из лексикона биндюжников,на следующий после аванса день.

 
 
введите символы на картинке: