Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
16.02.2018 11:30

В Фонде гарантирования саботировали продажу активов банков-банкротов

Директор асоціації "Біржові та електронні майданчики"

В прошлом году ФГФВЛ выпустил пресс-релиз в котором сообщалось о суммарной задолженности перед государством в лице НБУ и Минфином в размере более 66 млрд грн.

В прошлом году ФГФВЛ выпустил пресс-релиз в котором сообщалось о суммарной задолженности перед государством в лице НБУ и Минфином в размере более 66 млрд грн. 
 
«На начало декабря остаток задолженности составил 66,04 млрд  грн , в том числе перед Минфином 59,56 млрд  грн , перед НБУ - 6,48 млрд  грн », – гордо проинформировал нас Фонд. 
 
Согласно тому же сообщению из ФГВФЛ, по состоянию на 1 декабря 2017 года в реестре участников Фонда гарантирования насчитывается 89 банков-участников. Общий размер активов под управлением ФГВФЛ оценивается в более чем 480 млрд грн., но за 2016-2017 года на торги было выставлено не более 15% всех активов. 
 
Это приводило к тому, что качество активов постоянно снижалось, а рынок уже «проглотил» все интересные и ликвидные активы. Лоты, которые не продавались -  перевыставлялись  на торги на разных площадках, по нескольку раз: если ранее стартовая цена лота не могла быть понижена на более чем 40% от стартовой, то в дальнейшем, для привлечения покупателей было позволено снижать стартовую цену до 70%. Но даже этот шаг не позволил ощутимо нарастить объемы реализации активов и поправить финансовое положение ФГВФЛ по отношению к НБУ и Министерству финансов. 
 
Остальной же пул лотов был  малоликвиден , а рынок ждал новых лотов и жаждал их скорейшего выставления на торги. 
 
В 2017 году процент реализации лотов составляет менее 1%, что наиболее красочно говорит о качестве активов и заинтересованности рынка в их покупке. 
 
В начале августа 2017 года директор-распорядитель ФГВФЛ Константин  Ворушиин  директор Централизованного офиса продаж Светлана Рекрут официально анонсировали то, что Фонд выставит до конца года все активы на продажу через  Прозорро.Продажи. 
 
https://www.youtube.com/watch?v=aqHmcv5FjyI&  
В адрес нашей ассоциации электронных торговых площадок (состав которой включает 28 площадок, 12 из которых аккредитованы в  Прозорро.Продажи ) поступает большое количество заявок от участников рынка (коммерческих банков, финансовых компаний и других инвесторов) о желании выкупить конкретные активы банков-банкротов, но ФГВФЛ не отвечал на такие предложения взаимностью и вместо эффективной работы продолжает выставлять, преимущественно, "хлам" по высокой цене. 
 
Недавно нашей ассоциацией были проанализировали все отправленные письма на Фонд за 2017 год с предложением выставить тот или иной лот через  Прозорро.Продажи  и выяснилось, что еще в 2017 году можно было повысить доходность ФГВФЛ, как минимум, на 4 млрд грн. Так вот за все это время из э того перечня активов выставлено  всего на сумму чуть более 600 млн, что равняется 15% от желаемого. В принципе можно сделать вывод, что КПД структурных подразделений Фонда отвечающих за продажу активов банков и наполнение самого Фонда равняется приблизительно тем же 10-15%, а обещания руководства в 2017 году и надежды вкладчиков так и не реализованы. По мнению многих участников и экспертов рынка Фонд больше занимается придумыванием новых моделей реализаций (далеко не всегда с целью повышения прозрачности и доступности) нежели самим процессом подготовки активов и выставлению их на публичные аукционы. 
 
Для нас, крайне удивительным является тот факт, что Фонд гарантирования точно знает о минимальном уровне спроса на невыставленный актив, ведь даже при условии реализации по  балансовой стоимости, риски для ФГВФЛ минимальны, а наличие ликвидного лота на торгах позволило бы привлечь большее количество покупателей на торги и повысить уровень конкуренции. 
 
Официальная позиция ФГВФЛ – тотальное молчание. В неофициальных беседах, чиновники жалуются то на загруженность, то на бюрократический аппарат. 
 
Но ведь за то время пока бюрократическая машина тянет время, недобросовестные заемщики с помощью самых «честных судов» разрывают договора поруки, начинают процедуру фиктивного банкротства заемщиков и другими способами выводят ценные активы из под залога. Таким образом, качество активов, находящихся в фонде, катастрофически ухудшается, и то, что можно было год назад продать, условно, за 100  грн , сейчас с трудом можно продать за 20, но пройдёт ещё несколько месяцев, и покупателей за 5  грн  невозможно будет найти. 
 
Если пересчитать на активы фонда то промедление каждого месяца снижает ценность активов на 10%, а это деньги налогоплательщиков, которые фонд временно одолжил у государства для выплат населению. 
 
Естественно, что не во всех смертных грехах виноват ФГВФЛ и часть ответственности лежит на Центральном банке Украины, который месяцами и даже годами не даёт Фонду разрешения на продажу объектов, которые находились в залоге у НБУ. Также не нужно забывать о некоторых непорядочных ликвидаторах банков, которые вместо того, чтобы защищать интересы банк-банкрота и фонда, который они представляют просто «сливают» за "благодарности" в денежных знаках дела подыгрывая тем самым недобросовестным заемщикам, примером тому может послужить громкое дело ликвидатора «Терра банка» которую задержали на взятке в 5 млн долл. 
 
К тому же, участники рынка уже по достоинству оценили преимущества реализации активов неплатежеспособных банков через систему  Прозорро.Продажи , которая обеспечивала полную независимость участников торгов, организаторов, а также позволяла гарантировать  антикоррупционность  и исключение сговора во время торгов и полностью убирала «человеческий фактор» возможного влияния на результат торгов.  
 
Однако, «не так  сталося , як  гадалося ». 
 
В середине 2017 года, директором-распорядителем ФГВФЛ Константином  Ворушилиным  было анонсировано выставление всех активов, которые до сих пор не выставлялись на торги до конца года по балансовой стоимости. Господин  Ворушилин  отметил, что есть некий этап убеждения руководства НБУ о необходимости выставления активов именно по балансовой стоимости и дальнейшего поэтапного снижения цены (по принципу голландского аукциона) до выявления того уровня цены, который станет приемлемым для рынка.
На практике же, чиновники Фонда гарантирования вкладов оказались не столь заинтересованными в максимально быстром и результативном проведении реализации. 
 
Неожиданно оказалось, что продавать ликвидные активы, на которые есть отложенный спрос площадки, которые работают через  Прозорро.Продажи  не умеют да и механизм  Прозорро.Продажи  не соответствует требованиям ФГВФЛ. Ввиду этой причины (или других намерений) фондом гарантирования вкладов и НБУ была совершена очередная попытка монополизировать и "спрятать" часть рынка путем проведения отбора площадок для реализации так называемых «пулов». (Примечание: НБУ на своем сайте опубликовал новость о том, через каких лиц они будут продавать свои пулы еще до проведения отбора). В этом контексте снова возникли две «американские» компании – торговцы залоговыми активами. 
 
Это все те же компании, которые не участвовали в торгах по системе  Прозорро.Продажи , это все те же компании, которые пытались в 2016 году взять на себя всю тяжкую ношу по реализации всех активов ликвидированных банков и это те же компании у одной из которых директором был человек с репутацией подставного лица. 
 
Что такое пул в понимании ФГВФЛ? – это набор разнообразных активов собранных по случайному признаку и обязательно из разных банков, стартовая цена которых составляет 90% от балансовой. Может быть этот  рандомный принцип непонятен лишь для широкого круга, а для «своих» покупателей все достаточно понятно и вразумительно? Да и продавать активы общей балансовой стоимостью 9 млрд  грн за 1 млрд действительно надо постараться… 
 
Очень показательным в этом плане является попытка наделить одну площадку эксклюзивными преимуществами реализации банковских активов: НБУ, ФГВФЛ и госпредприятие «СЕТАМ» подписали меморандум с тем, чтобы все активы, которые находятся в залоге у НБУ реализовывать через государственную площадку, которая находится в прямом подчинении министру юстиции Павлу Петренко. 
 
Несмотря на предупреждения нашей ассоциации о нецелесообразности такого подхода и высоких коррупционных рисках, ФГВФЛ выставил на торги несколько таких залоговых активов. Прошло совсем немного времени и возник огромнейший скандал, связанный с СЕТАМ, который не удержался от соблазна продать «своим» по « акционным » ценам (реализация  Рокитнянского  сахарного завода  подробно описана здесь  и многие другие примеры). Результатом таких операций стал широкий общественный резонанс и как результат - Валерия Гонтарева быстро отказалась от привилегированного положения для одной из площадок. Что ещё показательно, что когда  Прозорро.Продажи  проводили аккредитацию, СЕТАМ не стал даже проходить аккредитацию, которая выявляет все дыры в ПО если они есть. Так зачем же фонду повторно наступать на те же грабли?  
 
В прошлом году даже под давлением общественности не удалось остановить непрозрачную схему реализации активов и ФГВФЛ все же доверил реализацию пулов «опытным» «американским» компаниям. Однако, результатом этой реализации стало  zero . Ни один пул не был реализован на данных площадках. Что примечательно, на торги не заявились участники торгов и, соответственно, не было сделано ни одного ценового предложения. Так же ходят слухи, что эти американские площадки ежемесячно от НБУ ещё получают немалые деньги за поиск покупателей, правда никого пока не нашли.  
 
В то время, как участники  Прозорро.Продажи демонстрируют существенное повышение стартовой цены на более чем 15% в среднем даже на столь  низколиквидных активах, а оказывается, что такие результативные торги не стали историей успеха для ФГВФЛ. Чиновники желают написать свою историю реализации банковских активов. Некоторые чиновники хотят вернуть ручное управление площадками и убрать прозрачные и современные механизмы реализации сложных активов. 
 
С одной стороны у ФГВФЛ есть огромный отложенный спрос со стороны покупателей и рынка, с другой – необходимо наполнять государственный бюджет, который в этом году рассчитывает на 7 млрд  грн  больше, чем было запланировано в прошлом году и если исходить из этой логики, то все сотрудники ФГВФЛ должны быть заинтересованы в том, чтобы наиболее быстро и с максимальной ценой реализовать все переданные им активы. В какой логике действует ФГВФЛ понять сложно, но факты и попытки уйти от  Прозорро.Продажи  и  невыставления  объектов на продажи не украшают публичный имидж Фонда, НБУ и руководителей этих ключевых на финансовом рынке организаций. 
 
К сожалению за последний год руководство фонда не нашло времени на участие в публичных дискуссиях, на которые мы всегда их приглашали с торговыми площадками. Будем надеяться, что в 2018 такое время найдётся.
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]