Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
20.11.2014 00:46

Архитектура насилия

Віцепрезидент Національної спілки архітекторів України

Мы ходим по городу, среди этой застройки, как внутри жесткого порнографического фильма – всюду мерзкие сцены насилия, неестественные, аморальные, порочные, вульгарные.

В Киеве продолжается война за город и уничтожение его истории… Мы каждый день, шаг за шагом, постепенно его сдаем. Как сдали Крым. Как отдаем Донбасс. Упорно, нагло и жестко высотные интернациональные «фаллосы» насилуют оставшиеся открытые пространства города, выбрасывая из него последние черты узнаваемости, снося чудом до сих пор уцелевшие обломки старой застройки.

Снесли старую табачную фабрику по Проспекту Победы. Из нее по европейским меркам вышел бы прекрасный развлекательный центр, галерея, даже жилье всем на зависть – оригинальное, киевское, неповторимое. Рядом стоял типичный милый киевский четырехэтажный столетний домик, вполне крепкий, с отремонтированным фасадом – его угробили  как раз к Дню Победы, год назад. Даже неинтересно знать, каким образом. Объявили, например, что его «предмет охраны» внезапно испортился, поэтому он никакой не памятник, а просто хлам. Это вполне возможно по нынешнему законодательству. Его специально пару лет назад тогдашний глава Департамента охраны спадщины подгонял под подобные манипуляции.

На этом месте, конечно, проектируют чудовищной плотности – 200 тыс.кв.метров на 3 гектара - торгово-развлекательный центр. Как будто это именно то, чего нам остро не хватало во время войны и экономической катастрофы. Я даже не говорю об архитектуре. Она неэстетична, но разве в этом дело? Разве красивое лицо оккупанта или насильника вашей матери – вашего родного города – оправдывает его действия? Мне говорят: посмотри, что бабушкин там за углом напроектировал, и ничего, ему согласовали. У него даже больше, и выше, у него 200 метров, а у нас только 85!

Но ведь чужое преступление не оправдывает нашего собственного. Хотя у каждого преступника есть оправдание. Но преступники – это все мы, оправдывающие, смирившиеся, допускающие, разрешающие заложники…

Девушка, писавшая историко-градостроительное обоснование, рецензент, анализировавший ее заключение – дружно согласились с тем, что раз здания снесены (ничего, что буквально вчера у них на глазах?!) – следовательно, территория дезурбанизирована, ценности не представляет и можно творить что угодно. Но историко-градостроительное обоснование – не некролог, где перечисляются заслуги покойного. Мы можем остановить стройку, восстановить снесенное, хотя бы сохранить пространственные параметры бывшей табачной фабрики – тот двор-каре, отодвинутый от красной линии, тот палисадник, те дома-экраны вдоль проспекта Победы, обрамлявшие его скоростной коридор… Без вашего разрешения застройщик не сможет согласовать никакой проект!

Ужасно, что все постепенно с этим свыкаются. Такой себе «стокгольмский синдром» - мало того, что мы продолжаем жить с нашими насильниками – этими чужими, наглыми, оккупировавшими нас зданиями – нас еще заставляют их любить! И это происходит -постепенно, ежедневно, мало-помалу.

Мы ходим по городу, как внутри жесткого порнографического фильма – всюду мерзкие сцены насилия, неестественные, аморальные, порочные, вульгарные. Это нельзя видеть даже специалистам, не то, что молодежи и старикам – но мы в этом живем: где отворачиваемся брезгливо, где ныряем в автомобили и метро, а где уже начинаем рассматривать, потихоньку смаковать детали вульгарной обнаженности фасадов, аляповатой крикливости рекламы и привыкать, привыкать...

Демократия в архитектуре – это не архитектурная палата и антидемпинговая политика, за которые борются мои коллеги, это прежде всего уважение к городу. Гармония городской среды, ее узнаваемость заключается даже не в фасадах, а в равновесии открытых и застроенных участков, в их определенном ритме. Живой организм немолодого исторического города очень хрупок, его надо беречь, принимать его правила – это азы демократии. И архитектор, принимающий участие в групповом изнасиловании родного города – такой же подонок, как его заказчик, оплативший эту забаву.

Высотные здания –  как активное мужское начало – должны уравновешиваться соразмерными им «женскими» открытыми пространствами, массивами зелени,  площадями, пешеходными пространствами – успокаивающими, объединяющими и, конечно, традиционными.  Возможны и сгустки доминант – в деловых центрах, где мужское, деловое преобладает; в тех городах, где нет своих исторических доминант, как в Нью-Йорке,Чикаго и пр. Но не здесь, не здесь же! На этих неповторимых мягких холмах, в этом божественном окружении, среди этой изящной, остроумной киевской архитектуры – новые монстры-высотки здесь выглядят группой эксгибиционистов-бандитов, размахивающих мужским достоинством и дерущихся за власть. Они и есть бандиты, «отжимающие» все больше и больше нашего жизненного пространства, уничтожающие шаг за шагом нашу подлинную историю, выставляющие напоказ, поперек, вопреки городу и людям свое примитивное, противное, криминальное мужское эго.

Ведь инвесторам-застройщикам на самом деле не нужна прибыль. По нынешней моде они просто хотят быть круче всех, а круче тот, чей неказистый отросток торчит заметнее и выше, пусть даже церквей и колоколен. Была бы мода на демократию и уважение к городу, они бы и в этом соревновались, уверяю вас. «Не каждый мальчик может покрасить забор» - помните Тома Сойера? Это мы миримся с насильниками, это мы оправдываем их действия – тяжелым детством, неудобным законодательством, дурными примерами, растленным влиянием улицы…

Вот еще одна коллега-архитектор проектирует охранные зоны в небольшом историческом городе. Уменьшает их до невозможности, вплоть до того, что вообще не устанавливает их вокруг деревянного костела – памятника национального значения. Но почему, почему?! «Мы хотели помочь городу (!!) – отвечает она. – Эти ограничения так осложняют их работу»…

Это был сегодняшний Научно-методический совет Министерства культуры. И как раз эти объекты мы пока не согласовали. Надолго ли? Не знаю.

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]