Кнопки

О реформах в медицине и образовании

21.02.2012 13:58

     Вот за что можно искренне полюбить нашу власть – так это за предсказуемость в сфере реформ. Как только кто-то из наших «вождей» заговорит о реХформах – можно открыть сборник басен Крылова, найти там «Квартет», и освежив в памяти текст этой басни – понять, что и на этот раз ОНИ затеяли. Но это вообще о всем, а я сейчас – о частностях, а именно – о предстоящих «реформах» здравоохраненения и образования.

     Что такое по своей сути реформа? Это когда предполагается, что  состояние некоторой системы  после  определенных целенаправленных изменений будет более совершенным и жизнеспособным, чем состояние до них. Поэтому попробуем для начала разобраться, что является отправной точкой «до» этих реформ.

     Как это ни покажется странным, но медицина и образование (как среднее, так и высшее) являются теми немногими структурами нашего социума, которые каким-то непостижимым образом   ухитрились дожить со времен СССР до наших дней, не претерпев почти никаких  изменений. Тут будет уместно  совершить  некоторый экскурс в наше недавнее прошлое, без которого будет сложно понять, почему наши, при СССР  весьма неплохие медицина и образование, сейчас находятся в таком ужасающем состоянии.

     Все дело в том, что эти отрасли во времена СССР были почти идеально интегрированы в прежнюю социально-экономическую систему, и поэтому относительно неплохо в ней функционировали – как «винтик» этой системы, разумеется. В частности, в  то время в стране была постоянная потребность в рабочей силе (о причинах этого явления сейчас говорить не будем), а руководителей промышленных предприятий  наказывали за невыполнение плана. Это вынуждало предприятия всячески стимулировать качественное медицинское обслуживание своих работников, снижая таким образом их заболеваемость, и соответственно -  уменьшая количество потерянных по болезни рабочих дней. Как следствие, получили  развитие так наываемые медсанчасти – предприятия финансировали собственные больницы, предоставляли жилье врачам, и даже выплачивали за счет своих фондов премии медработникам. Но времена изменились, и сейчас, когда в Украине имеются безработные практически всех профессий, работодателю уже нет необходимости лечить своих работников – проще уволить больного, приняв на работу здорового, но безработного. Теперь акцент сместился – здоровье отдельного гражданина стало исключительно его частным делом, перестав быть интересным как работодателю, так и государству в целом. Но система организации и финансирования здравоохранения осталась прежней, войдя таким образом в функциональное противоречие  с кардинально изменившейся обстановкой в обществе.

     То же самое можно сказать и о среднем образовании: при СССР государству требовались здоровые мужчины (для службы в армии – а во времена «холодной войны» оборона была приоритетом государственной политики), здоровые женщины (для воспроизводства населения, которое в больших количествах  требовалось на «ударных стройках» коммунизма), а кроме этого - и те, и другие должны были иметь базовую квалификацию для работы на промышленных предприятиях (в основном, по производству того же вооружения). Это предъявляло вполне конкретные требования к средней школе – уроки труда и физкультуры были не «виртуальными», как сейчас, а вполне реальными,  а образованность была шансом «выбиться в люди» - если не сделать партийную карьеру, то хотя бы стать бригадиром у себя на заводе. То же самое можно сказать и о высшем образовании – наличие в СССР многочисленных предприятий «оборонки» предъявляло достаточно высокие требования к реальной квалификации выпускников ВУЗов. Что же теперь? Происходящая в последние 20 лет постепенная (а кое-в чем – и обвальная) деградация в Украине собственного производства, массовая переориентация на относительно несложные технологии «отверточной сборки» и выпуска малообработанной, сырьевого типа продукции, не стимулирует потребность в приобретении и\или повышении квалификации персонала в практически любой отрасли предпринимательства. То же самое касается и здоровья, вкупе с физической подготовкой молодого поколения – они просто не востребованы.

     И отдельная тема – мотивация труда медработников и учителей. Во времена СССР, в эпоху повсеместного «дефицита», врачи и учителя, как «приближенные к населению» профессии, входили в первую десятку наиболее престижных. Да, их зарплаты были маленькие, но это  не имело большого значения – зато был относительно свободный доступ к товарам и услугам, которых всегда не хватало. Что же сейчас? Экономическая формация изменилась, доступ к «дефициту» стал не актуален, а размер зарплат сохранился на том же уровне, как и при СССР - что сразу же отбросило профессии врача и учителя в условном рейтинге престижности из первой десятки  в последнюю.     

     К сожалению, это – наши реалии, от которых никуда не денешься. И вот тут возникает масса «неудобных» вопросов при попытке определить, что должно возникнуть «после» реформы:

     - почему наши граждане так упорно не хотят быть здоровыми – пьют, курят, не занимаются спортом, но зато активно занимаются самолечением (по совокупности этих «достижений» мы впереди планеты всей)?

     - почему наши врачи (в массе своей) совершенно не заинтересованы в результатах лечения пациентов?

     - почему в последние годы происходит катастрофическое падение квалификации медицинских работников (об отдельных «светилах» речь не идет)?

     - зачем выпускникам наших средних школ нужны все эти физики-химии-иностранные языки, если 50% из них будут торговать на рынках, класть кирпичи на стройке, работать на кассе в супермаркетах, и еще 40% будут в офисах перекладывать бумажки с места на место, напрягая свой интелект в лучшем случае на уровне таблицы умножения?

     - зачем выпускникам наших ВУЗов получать реальное образование, а не просто покупать дипломы, если 70% из них пополнят ряды безработных независимо от того, какими познаниями в своей специальности они фактически обладают?

     - зачем преподавателям наших школ и институтов пытаться кого-то чему-то научить, если обучаемые в массе своей совершенно к этому не стремятся?

     И вот когда наша власть сможет внятно ответить на эти вопросы, тогда и можно говорить о реформировании образования и медицины. А пока все попытки сохранить морально устаревшую конфигурацию этих отраслей, как-то приспособив ее к кардинально изменившимся реалиям, будут приводить только к результатам, показанным в басне «Квартет».

       

  
просмотров: 510
Комментарии:
22.02.2012 12:43  john
Еще один ****. "Вы все делаете неправильно, но как правильно - я не знаю" )
22.02.2012 13:04  Примак
Спасибо автору статья интересная и содержательная.
22.02.2012 16:00  Евгений Осычнюк
[ ответ на: 22.02.2012 12:43  ]
Я знаю, как - но меня не спрашивают.
23.02.2012 10:04  TOLLY
Странные вопросы, да и суть слегка искажена.....
Можно подумать , что автор сам не знает ответов, а ведь они довольно простые-------1-й - когда-то в СССР довольно здорово была развита система спорта и т.д. , между домами в городах были спортплощадки,работали станции юных техников(СЮТ),была большое количество секций спортивных и стадионы и площадки и тренеры..... и почти все пацаны так или иначе где-то чем-то занимались. Сейчас на месте этих площадок и мелких стадионов ----- дома , усадьбы(в центре) , а то и просто гаражи. Детям остались подвалы (худший вариант) или игры в интернете (менее худший). Своё детство вспоминать не буду - мне уже почти полтинник, а для молодых мои рассказы про вкопаный турник и брусья и т.д.и асфальтированную площадку с воротами(для футбола) и волейбольной сеткой просто покажутся сказкой..... но ведь было !!!!!!!
2-й ----когда не в состоянии заплатить за лечение, то , естественно, будешь смотреть рекламу в ящике и глотать , что подешевле --- глядишь может и поможет -- или пилюля или самовнушение!!!
3-й ---если уж СССР был такой плохой, то сегодня при очень ,,хорошей,, системе надо врача просто заинтересовать материально --- и будет и забота и квалификация, а за нищенскую зарплату - маем, шо маем (и взятки и т.д. тоже )
последние три вопроса к власти, хотя и прокомментирую.
Чему преподаватель-экономист(закончивший сам университет в 1970 году (скажем так) может сегодня научить студента???какой экономике???
Только старая профессура точных наук (математика,физика , химия и т.п.) может чему-то научить, но её гнобят,да и она сама по себе просто вымирает
И когда вчерашние ПТУ вдруг стали ВУЗами, и когда их стало ТЫСЯЧА ---мне стало страшно, а завтра что, и дворникам надо будет высшее образование????? чтобы накормить армию бездарных ,,проффесоров,, и чиновников, или чтобы очередной ,,гаоант,, мог сказать, что по уровню студентов мы уже сравнялись с Европой????? БРЕД, самый натуральный
Ну а банановой республике умные люди вообще не нужны, тут я согласен....
23.02.2012 11:12  Евгений Осычнюк
[ ответ на: 23.02.2012 10:04  ]
Автор "знает ответов", а вопросы я написал не для меня и Вас, а для "вождей", которые в угоду плебсу пытаются "реХформировать" бесплатные медицину и образование, а также - для этого самого "простого народа", который в массе своей полагает, что "бесплатные" медицина и образование - это то, что власть им обязана "дать", но при этом не задумывается - где эту прелесть "взять". Проще говоря, реформировать с полезным результатом можно только одним способом - чтобы "на выходе" реформ возникло на 99% частные медицина и образование, и не надо изобретать велосипед. Подробности, как это сделать и как это должно работать - отдельная тема.
23.02.2012 13:19  Виктор
Начинать надо с реформы образования. Цель: уменьшение количества выпускников вузов в 5-10 раз. Для того, чтобы трудоустроились те, кто уже имеет дипломы. Одновременно, если цель будет достигнута, увеличатся зарплаты лиц с во и автоматически повысится качество образования(естественный отбор).
Медицину надо будет реформировать лишь тогда, когда стартовая зарплата выпускника вуза в бюджетной организации достигнет 5-6 тыс грн. Тогда эти люди смогут выплачивать медицинскую страховку и можно переходить к страховой медицине.
25.02.2012 20:39  Василий
Евгений,вы несколько исказили советскую действительность. И никогда наше образование и медицина не были на высоте. Вы правы, оно соответствовало уровню технического развития страны. Все сосредоточение СССР было на военке, туда все было брошено. Знаю не понаслышке, а как человек, у которого идет давно второй полтинник.И уж что рассмешило, так это фраза:"Да, их зарплаты были маленькие, но это не имело большого значения – зато был относительно свободный доступ к товарам и услугам, которых всегда не хватало". О каком доступе к товарам и услугам вы говорите? Этот доступ имела только партийная элита да торгаши. Вспомните дело Елисеевского гастронома. У 50-60-е годы у врачей и учителей была зарплата в 2-3 раза выше средней зарплаты рабочего. Для примера: В 50-60-е квалифицированный рабочий получал 750-850 руб., а доцент ВУЗа - 3200 руб. (декан - 4200). А в конце 80-х доцент ВУЗа получал 320 руб., а квалифицированный (вернее высокооплачиваемый) рабочий - 450-600 руб.Как говорил Горбачев:"вот, где собака порылась". Именно советская власть на плечах пролетариата принесла нам такие низкие образование и медицину. А "бандитский капитализм" добил их до ручки. А теперь о том, что делать? Нужно лечить само общество. И лечить именно проверенными народными средствами. Власть, это руководители, которым общество вручило свои богатства, чтобы они грамотно и рачительно использовали для блага всех членов. А кому мы сейчас вручили эти богатства? Ворам и бандитам. И вы надеетесь, что они сделают грамотные действия.Они все тянут себе. Спросите, на сколько обогатилась семья Главного Б...та. Сыновья уже миллионеры. Один за одним жирные куски (банки, предприятия, земли) переходят в их собственность. Зачем студенту учиться, если безграмотные стоят у руля государства и главных богатств страны.Если ПРез не может отличить Приднепровье от Приднестровья, Ахматову от Ахметовой. Образование, это не их конек. Оно их не волнует. А вот медицина их волнует. Поэтому на "свою медицину" они средств не жалеют - в Феофании все есть. А многие из них пользуются лучшей зарубежной медициной. А что же нам делать? А выйти, и спросить, почему у учителей нет своих спец.медицины, санаториев, а у власти они есть. Почему у власти 700-сотсильные мерседесы, а у ГАИшников задрыпанные ВАЗы, на которых только за тараканами гоняться. Почему депутатам подарили дорогие ноутбуки, а учителя должны их покупать сами из своих нищенских зарплат. Спросить есть за что. Спросить за все!!! Спросить за то, почему Донбасс умирает от металлургической пыли, а у Ахметки миллиарды множатся. Спросить за все!!! Впереди выборы, сумеет ли народ спросить их за все за это!!! Или в очередной раз 1 кг. гречки затуманит мозги им. А простое уменьшение численности обучаемых не приведет к улучшению образования. Куда денутся все остальные? Выйдут на большую дорогу. И так грабеж и разбой стали повседневным явлением.
26.02.2012 08:30  Евгений Осычнюк
[ ответ на: 25.02.2012 20:39  ]
Почти во всем согласен с Вами, но: 1) я не утверждаю, что образовние и медицина были "на высоте", если я назвал их неплохими - то только в сравнении с тем, что от них осталось 2) непонятно. что Вас "рассмешило" в зарплатном вопросе, и при чем тут партноменклатура с Елисеевским - я ведь не возражаю, что партийные бонзы имели доступ ко всему, но врачи и учителя были в ОТНОСИТЕЛЬНО (!) благополучном отношении в сравнении с другими социальными группами 3) эмоции по поводу образа жизни нашего "властелина золотого горшка" и иже с ним я вполне понимаю и разделяю, только корень зла - в менталитете большинства населения, привыкшего к "левацкому" способу жизни, неужели это Вам до сих пор непонятно? И пока народ в своей массе не перестанет требовать от власти "отнять и поделить", то есть "правильно" обложить всех налогами и "справедливо" выдать всем подачки (в том числе в виде "бесплатных" медицины и образования) - ничего не изменится, хоть как не проголосуй. На эту тему можете прочитать мою статью "Зачем нам Президент", если интересно.
26.02.2012 10:36  Виктор
[ ответ на: 26.02.2012 08:30  ]
Ребята, хватит нам вешать лапшу. Мы требуем прогрессивного налогообложения доходов физлиц. Нам надоело получать копейки и слушать ваши речи. Мы хотим покупать машины, как покупают их наши коллеги в других странах. Нам надоело смотреть на воров, которые скрывают налоги и ездят на машинах, на которых должны ездить мы. Мы - это бюджетники, юристы, экономисты, бухгалтеры, врачи, учителя, рядовые госслужащие, которые не получают взяток и живут на зарплату в 1100-1300 грн. в месяц.
26.02.2012 10:54  Евгений Осычнюк
[ ответ на: 26.02.2012 10:36  ]
"Мы - это домоуправление нашего дома", или как? Лично я Вам "вешал лапшу", или этот спич - не в мой адрес? Тогда - прошу с этимм на сайт нашего Гаранта!
26.02.2012 10:57  Виктор
[ ответ на: 25.02.2012 20:39  ]
"Куда денутся все остальные? Выйдут на большую дорогу. И так грабеж и разбой стали повседневным явлением."

В Германии только 15% населения имеют высшее образование. Человек, не сумевший получить среднее образование, НЕ МОЖЕТ в дальнейшем получить высшее. ему светит только ПТУ. нет у них вечерних школ, где можно получить среднее образование. Это сделано специально. Людям, получившим высшее образование, нужны подчиненные, менее образованные люди. Им, лицам с во, нужна высокая зарплата. Они - создатели всего, чем гордится Германия и что позволяет тем же рабочим, получая в два-три раза меньше лиц с во, всё-таки иметь достойные зарплаты.
26.02.2012 11:02  Виктор
[ ответ на: 26.02.2012 10:54  ]
"И пока народ в своей массе не перестанет требовать от власти "отнять и поделить", то есть "правильно" обложить всех налогами"

Это ваша фраза?
Да, мы, народ, хотим, чтобы государство правильно обложило всех налогами, т.е. ввело прогрессивную шкалу налогообложения физлиц, как в США, Германии, Австралии, Китае....
Ну, а кто мы по профессии, написано же мною специально для Вас. Надеюсь, Вы читать умеете?
26.02.2012 11:03  taksist
читач, ти гондурасець?
якщо так то ця стаття саме для тебе, твоєю рідною гондураською.
26.02.2012 11:18  Евгений Осычнюк
[ ответ на: 26.02.2012 11:02  ]
Никак не пойму - что Вы и кому хотите доказать? Правильность таблицы умножения, или что-то еще, непонятное людям среднего ума?
26.02.2012 16:47  Виктор
[ ответ на: 26.02.2012 11:18  ]
Я хочу доказать, что Вы и другие вещающие, пишущие вешаете лапшу народу по поводу налогообложения. Только прогрессивная шкала налогообложения доходов физлиц справедлива. И "правильно" обложить всех налогами" отнюдь не значит "отнять и поделить".
Вам же, пишущим, очевидно, сделали лоботомию и вырезали участок, способный произнести фразу "прогрессивная шкала налогообложения доходов физлиц". Или взяли подписку на непроизнесение и ненаписание этой фразы.
27.02.2012 08:42  Евгений Осычнюк
[ ответ на: 26.02.2012 16:47  ]
Батенька, да мне не жалко - прогрессивная, так прогрессивная, тем более что от моей позиции результат не зависит. Просто я 20 лет профессионально занимаюсь налогообложением и знаю, что чем сложнее закон - тем проще его обойти. А "плоская" шкала не оставляет такой возможности. Кстати, о лоботомии: эта операция обозначает рассечение межполушарных коммуникаций, там никакие участки не вырезают. Учите матчасть, перед тем, как писать свои рецензии!
27.02.2012 09:03  Виктор
[ ответ на: 27.02.2012 08:42  ]
Плоская шкала налогообложения существует только в некоторых странах бывшего соцлагеря. В остальных странах - прогрессивная шкала налогообложения доходов физлиц. И ничего, как-то мир справляется.
27.02.2012 10:59  Евгений Осычнюк
[ ответ на: 27.02.2012 09:03  ]
Мир "справляется" не только с этим. У "них" еще нет повальной корруппции, продажного правосудия и такой запутанной налоговой системы, как у нас - мы тут впереди планеты всей. Вот когда с этим справимся, тогда можно подумать и о прогрессивной шкале.
27.02.2012 16:43  Виктор
[ ответ на: 27.02.2012 10:59  ]
Какой запутанной налоговой системе? "Специалист" Вы наш с 20-летним стажем. У нас 15 и 17% подоходный налог. Проще не придумаешь. Да и в любом случае считать будете не Вы, и не такие "специалисты", как Вы, а компьютер.
Для справки:"В 1984 году федеральное налоговое законодательство США и официальные инструкции к ним занимали 26.3 тыс. страниц текста, в 1995 году - 40.5 тыс., в 2005-м - 54.8 тыс., в 2006 году - почти 66.5 тыс. (данные консалтинговой компании CCH)."
О прогрессивной шкале налогообложения доходов физлиц мы уже подумали. Без Вас.

 
 
введите символы на картинке: